Особенности организации и оплаты труда водителей

Организация работы водителей имеет важнейшее значение не только с точки зрения эффективности транспортного процесса, сохранности груза и подвижного состава, но и с точки зрения безопасности всех участников дорожного движения.

Водителям может устанавливаться суммарный учет рабочего времени, исходя из 40-часовой продолжительности рабочего времени в неделю. При этом ежедневная смена устанавливается не более 10-12 часов. Если пребывание водителя в подвижном составе предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2-х часов и не позднее, чем через 4 часа после начала работы. Во время междусменного отдыха подвижной состав не должен находиться в движении.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или следовать за ежедневным отдыхом, и их продолжительность не должна быть менее 42 часов.

Работа водителей состоит из двух частей:

1. подготовка автомобиля к выезду на лини;

2. непосредственная работа на линии.

Первая часть также включает подготовительно-заключительное время, предназначенное для выполнения следующих операций:

1. получение и сдача путевого листа;

2. заправка автомобиля;

3. пуск и прогрев двигателя;

4. проверка технического состояния контрольным механиком;

5. постановка автомобиля на отведенное место.

Время работы на линии предусматривает:

1. время движения автомобиля;

2. время стоянки в пунктах погрузки-разгрузки;

3. время простоев не по вине водителя;

4. время для отдыха, технического обслуживания подвижного состава, охраны груза.

Перед выездом на линию водитель должен пройти предрейсовый медосмотр, получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, совместно с механиком проверить исправность автомобиля и получить соответствующую отметку в путевом листе. При работе на линии водитель начинает движение, убедившись, что нет помех на пути. При завершении своей работы водитель проверяет техническое состояние автомобиля и после этого оповещает о всех неполадках в контрольно-пропускном пункте.

Водителям автотранспортных средств предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в течение 27 календарных дней.

Нередко на основании распоряжения директора или его заместителя в связи с производственной необходимостью водители работают в выходные и праздничные дни, что предусмотрено графиком сменности. Эти дни компенсируются другими днями отдыха в течение ближайших двух недель. Замена отгулов денежной компенсацией не допускается.

Формы оплаты труда:1 сдельная ( прямая сдельная (простая); сдельно премиальная; сдельно прогрессивная ;аккордная) 2 повременая ( повременная простая; повременная премиальная)

Сдельная форма используется для оплаты труда которой можно измерить количественно, а повременная используется для оплаты труда который количественно не измеряется. Для сдельной применяются сдельные расценки т.е. смета за ед. выполненной работы. Для повременной используется тарифные ставки (за 1 ч работы). Основой тарифной ставки является норма времени. Она устанавливается путем прямых измерений с помощью хронометража. Сдельная расценка выражается через норму времени. Рс = Тсм / Нв Тарифная система: - для рабочих (тарифная ставка; тарифная сетка; тарифный квалификационный справочник);- для служащих (схема должностных окладов) - для всех ( районный к-т)Функции районного к-та :1. Регулирование размещения рабочий силы по территории страны. 2. Компенсация повышенных затрат населения в связи с отдаленностью региона неблагоприятными климатическими условиями. Тарифная ставка – это мрот в ед. времени при условии выполнении сменного задания на 100%. Размер тарифной ставки устанавливается тарифным соглашением в натуральном измерении для 1 разряда. Тарифная сетка – содержит разрядный, тарифные к-ты, которые показывают во сколько раз оплата труда работника данного разряда выше оплаты труда работника 1 разряда. ТКС(тар квалиф спр-к) – содер-т перечень наиболее типичных для данной отрасли технологических процессов с указанием применяемого оборудованием, инструмента, описание порядка выполнения операций и указанием разряда работ.

Сдельная форма оплаты: ЗП=(Р с т –Qт + Р с ткм * Wткм) +Д км + Д бр + Д свм + Н н + РК

Р с т, т*км- сдельная расценка за 1т, 1т км; W т*км- грузооборот, т*км;Q т- объем перевозок, т* км;

Д км- доплата за классность; Д бр- бригадирство; Д совм – совместительство;Н н – надбавка за ночные. Повременная оплата труда: ЗП = Тс *ФРВ + Дкл +Дбр + Дсов+Нн+премия+РК.

Оплата труда водителей – денежные средства, выплачиваемые водителям за качественное и своевременное выполнение ими обязанностей в соответствии с законодательной базой РФ, трудовыми соглашениями, положением об оплате труда водителям, а также дополнительными нормативными документами предприятия, регулирующие отношения между работником и работодателем.

Оплата труда состоит непосредственно из зарплаты, начисленной согласно повременных или сдельных тарифных ставок, а также дополнительных надбавок за классность и/или условий работы, поощрительных доплат и премий.

Статья 129 ТК РФ

Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)

Вознаграждение труда зависит от следующих факторов:

  • категории водителя;
  • классность водителя;
  • условий труда (условий манеры вождения, уровень сложности в управлении ТС и т.п.);
  • наличия переработки (перевыполнение плановых показателей: часы работы, пассажироёмкость, тоннаж, тонно-километры и прочее);
  • графика работы (дневное время, ночное время).

В зависимости от категории водителя, расчеты с ним могут быть осуществлены в виде:

  1. Повременной (почасовой) ставки. Данная система расчетов применяется для специалистов, обязанности которых не включают прохождения длительных расстояний, а требуют определенных навыков и мастерства. В основном, почасовая выплата начисляется водителям:
  • определенной спецтехники;
  • пассажирского транспорта (легковые ТС, микроавтобусы, автобусы), если их работа совмещает ожидания (например, время ожидания руководителя или клиентов, время ожидания погрузки);
  • грузового ТС в случае перевозки на незначительные расстояния небольшого веса груза.
  1. Сдельной ставки за пройденный километраж. Данная система расчетов может применяться для водителей легкового транспорта или микроавтобусов, производящие междугородние или международные перевозки.
  2. Сдельной ставки за пассажирооборот. Данная система оплаты актуальна для водителей автобусов или микроавтобусов.
  3. Сдельной ставки за перевезенный тоннаж или произведенные тонно-километры. Сдельный заработок выгоден для специалистов, управляющих грузовым автотранспортом, и перевозящие объемные грузы на значительные расстояния (например, зарплата международников, которая является одной из самых высоких среди водительского состава).

Думаю, что все знают о том, что заработная плата не может быть меньше установленного в РФ минимального размера оплаты труда.

Наши рекомендации