Особенности организации и оплаты труда водителей
Организация работы водителей имеет важнейшее значение не только с точки зрения эффективности транспортного процесса, сохранности груза и подвижного состава, но и с точки зрения безопасности всех участников дорожного движения.
Водителям может устанавливаться суммарный учет рабочего времени, исходя из 40-часовой продолжительности рабочего времени в неделю. При этом ежедневная смена устанавливается не более 10-12 часов. Если пребывание водителя в подвижном составе предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя.
Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2-х часов и не позднее, чем через 4 часа после начала работы. Во время междусменного отдыха подвижной состав не должен находиться в движении.
Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или следовать за ежедневным отдыхом, и их продолжительность не должна быть менее 42 часов.
Работа водителей состоит из двух частей:
1. подготовка автомобиля к выезду на лини;
2. непосредственная работа на линии.
Первая часть также включает подготовительно-заключительное время, предназначенное для выполнения следующих операций:
1. получение и сдача путевого листа;
2. заправка автомобиля;
3. пуск и прогрев двигателя;
4. проверка технического состояния контрольным механиком;
5. постановка автомобиля на отведенное место.
Время работы на линии предусматривает:
1. время движения автомобиля;
2. время стоянки в пунктах погрузки-разгрузки;
3. время простоев не по вине водителя;
4. время для отдыха, технического обслуживания подвижного состава, охраны груза.
Перед выездом на линию водитель должен пройти предрейсовый медосмотр, получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, совместно с механиком проверить исправность автомобиля и получить соответствующую отметку в путевом листе. При работе на линии водитель начинает движение, убедившись, что нет помех на пути. При завершении своей работы водитель проверяет техническое состояние автомобиля и после этого оповещает о всех неполадках в контрольно-пропускном пункте.
Водителям автотранспортных средств предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в течение 27 календарных дней.
Нередко на основании распоряжения директора или его заместителя в связи с производственной необходимостью водители работают в выходные и праздничные дни, что предусмотрено графиком сменности. Эти дни компенсируются другими днями отдыха в течение ближайших двух недель. Замена отгулов денежной компенсацией не допускается.
Формы оплаты труда:1 сдельная ( прямая сдельная (простая); сдельно премиальная; сдельно прогрессивная ;аккордная) 2 повременая ( повременная простая; повременная премиальная)
Сдельная форма используется для оплаты труда которой можно измерить количественно, а повременная используется для оплаты труда который количественно не измеряется. Для сдельной применяются сдельные расценки т.е. смета за ед. выполненной работы. Для повременной используется тарифные ставки (за 1 ч работы). Основой тарифной ставки является норма времени. Она устанавливается путем прямых измерений с помощью хронометража. Сдельная расценка выражается через норму времени. Рс = Тсм / Нв Тарифная система: - для рабочих (тарифная ставка; тарифная сетка; тарифный квалификационный справочник);- для служащих (схема должностных окладов) - для всех ( районный к-т)Функции районного к-та :1. Регулирование размещения рабочий силы по территории страны. 2. Компенсация повышенных затрат населения в связи с отдаленностью региона неблагоприятными климатическими условиями. Тарифная ставка – это мрот в ед. времени при условии выполнении сменного задания на 100%. Размер тарифной ставки устанавливается тарифным соглашением в натуральном измерении для 1 разряда. Тарифная сетка – содержит разрядный, тарифные к-ты, которые показывают во сколько раз оплата труда работника данного разряда выше оплаты труда работника 1 разряда. ТКС(тар квалиф спр-к) – содер-т перечень наиболее типичных для данной отрасли технологических процессов с указанием применяемого оборудованием, инструмента, описание порядка выполнения операций и указанием разряда работ.
Сдельная форма оплаты: ЗП=(Р с т –Qт + Р с ткм * Wткм) +Д км + Д бр + Д свм + Н н + РК
Р с т, т*км- сдельная расценка за 1т, 1т км; W т*км- грузооборот, т*км;Q т- объем перевозок, т* км;
Д км- доплата за классность; Д бр- бригадирство; Д совм – совместительство;Н н – надбавка за ночные. Повременная оплата труда: ЗП = Тс *ФРВ + Дкл +Дбр + Дсов+Нн+премия+РК.
Оплата труда водителей – денежные средства, выплачиваемые водителям за качественное и своевременное выполнение ими обязанностей в соответствии с законодательной базой РФ, трудовыми соглашениями, положением об оплате труда водителям, а также дополнительными нормативными документами предприятия, регулирующие отношения между работником и работодателем.
Оплата труда состоит непосредственно из зарплаты, начисленной согласно повременных или сдельных тарифных ставок, а также дополнительных надбавок за классность и/или условий работы, поощрительных доплат и премий.
Статья 129 ТК РФ
Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)
Вознаграждение труда зависит от следующих факторов:
- категории водителя;
- классность водителя;
- условий труда (условий манеры вождения, уровень сложности в управлении ТС и т.п.);
- наличия переработки (перевыполнение плановых показателей: часы работы, пассажироёмкость, тоннаж, тонно-километры и прочее);
- графика работы (дневное время, ночное время).
В зависимости от категории водителя, расчеты с ним могут быть осуществлены в виде:
- Повременной (почасовой) ставки. Данная система расчетов применяется для специалистов, обязанности которых не включают прохождения длительных расстояний, а требуют определенных навыков и мастерства. В основном, почасовая выплата начисляется водителям:
- определенной спецтехники;
- пассажирского транспорта (легковые ТС, микроавтобусы, автобусы), если их работа совмещает ожидания (например, время ожидания руководителя или клиентов, время ожидания погрузки);
- грузового ТС в случае перевозки на незначительные расстояния небольшого веса груза.
- Сдельной ставки за пройденный километраж. Данная система расчетов может применяться для водителей легкового транспорта или микроавтобусов, производящие междугородние или международные перевозки.
- Сдельной ставки за пассажирооборот. Данная система оплаты актуальна для водителей автобусов или микроавтобусов.
- Сдельной ставки за перевезенный тоннаж или произведенные тонно-километры. Сдельный заработок выгоден для специалистов, управляющих грузовым автотранспортом, и перевозящие объемные грузы на значительные расстояния (например, зарплата международников, которая является одной из самых высоких среди водительского состава).
Думаю, что все знают о том, что заработная плата не может быть меньше установленного в РФ минимального размера оплаты труда.