Основные направления финансовой политики РФ.
Государственная ФП - элемент макроэкономической политики. В наст время государственная ФП России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика включает следующие направления:
1) налоговую политику;
2) бюджетную политику;
3) денежно-кредитную политику;
4) институциональные преобразования;
5) инвестиционную политику;
6) социальную политику.
Для реализации финансовой политики необходимо:
• снижение социальной напряженности;
• оздоровление государственных финансов;
• восстановление нормального функционирования банковской сферы;
• сбалансированность товарных и денежных потоков;
• разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
• искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
1.Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.
2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:
• введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
• принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
• реализация программ экономии государственных расходов;
• централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:
• реструктуризация банковской системы;
• совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
• сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
• пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
• усиление таможенного контроля.
4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:
• приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;
• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;
5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:
• выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
• разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
• регулирование вынужденной миграции.
6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:
• повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
• создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
• развитие ипотечного кредитования;
Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.
19.Финансовый контроль
ФК это контроль законодательных и исполнительных органов власти а также специально созданных подразделений, контролирующий фин деятельность всех эк субъектов.
Контроль включает: - контроль за соблюдением фин-хоз законодательств в процессе использования фондовых средств.
- оценку эк эффективности фин-хоз операций и целесообразность производственных расходов.
В России система ФК включает:
– счетная палата. - Налоговое ведомство, осуществляется контроль за поступлением налоговых средств.
- контролирующие структуры в составе ведомств осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений.
- негосударственный контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законность гос операций.
Характеристики видов контроля: *предварительный – проводиться до совершения фин операции, содержит оценку обоснованности фин планов государства, для предотвращения от необъективного и незаконного расходования гос средств. *текущий – производиться в момент совершения операции, такой контроль предупреждает возможные злоупотребления при расходовании и приеме денежных средств, способствует дисциплине. *последующий – проводится путем анализа и ревизии отчетной и бухгалтерской документации и предназначен для оценки результатов фин деятельности эк субъектов. А также для сопоставления фин планов и приказов с результатами деятельности.
Проверки проводятся на основе отчетной документации и расходных документов. Рассматриваются отдельные вопросы фин деятельности.
Анализ фин деятельности предполагает детальное изучение периодической и годовой отчетности с целью общей оценки результатов фин деятельности эк субъекта.
Наблюдение – постоянный контроль за фин деятельность
Ревизии – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод фин контроля. Предполагает полное обследование деятельности субъекта с целью проверки законности, правильности целесообразности и эффективности деятельности. Ревизии: полные – частичные, комплексные – тематические, плановые – внеплановые, документальными – фактическими. Результаты оформляются актом на основе которого применяются меры по устранению недостатков.