Источники формирования финансов предприятий

Источниками формирования финансовых ресурсов является совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия. Эти источники подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние).

Собственные средства включают: уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.

Уставный капитал - основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия - величину уставного капитала. Уставный капитал изменяется предприятием, как правило, по результатам его работы за год после внесения изменений в учредительные документы.

К добавочному капиталу относятся: результаты переоценки основных фондов; эмиссионный доход акционерного общества; безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели; ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений; средства на пополнение оборотных фондов.

Нераспределенная прибыль эта прибыль, полученная в определенном периоде и не направленная в процессе ее распределения на потребление собственниками и персоналом.

Для покрытия потребности в основных и оборотных фондах в ряде случаев для предприятия становится необходимым привлечение заемного капитала. Такая потребность может возникнуть по независящим от предприятия причинам: необязательность партнеров, чрезвычайные обстоятельства, реконструкция и техническое перевооружение производства, отсутствие достаточного стартового капитала, наличие сезонности в производстве, заготовках, переработке, снабжении и сбыте продукции и другие причины.

Основными видами заемного капитала являются: банковский кредит, финансовый лизинг, товарный (коммерческий) кредит, эмиссия облигаций и другие.

Заемный капитал подразделяется: Краткосрочный и Долгосрочный. Как правило, заемный капитал сроком до одного года относится к краткосрочному, а больше года — к долгосрочному.

Основные финансово-экономические характеристики предприятия(11 вопрос)

Порог рентабельности и точка безубыточности предприятия

Порог рентабельности — объём продаж, при котором предприятие в состоянии покрыть все свои затраты, не получая прибыли.

Для расчета порога рентабельности принято делить издержки на две составляющие:

· Переменные затраты — возрастают пропорционально увеличению объему производства (реализации товаров).

· Постоянные затраты — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.

Значение порога рентабельности представляет большой интерес для кредитора, поскольку его интересует вопрос устойчивости компании и ее способности выплачивать проценты за кредит и основной долг. Устойчивость предприятия определяет запас финансовой прочности — степень превышения объемов продаж над порогом рентабельности.

Поскольку точка безубыточности соответствует объему продаж продукции, начиная с которого ее выпуск должен приносить прибыль, рассчитанный для ее достижения объем продаж (выпуска) сопоставляется с проектной мощностью создаваемого предприятия. Расчет точки безубыточности производится по формуле Q = F/(P - V), где Q - точка безубыточности (объем продаж); F- сумма постоянных расходов; Р- цена за единицу продукции; V- переменные расходы на единицу продукции. Анализ безубыточности проекта позволяет выявить зависимость размера прибыли от определяющих факторов: объема продаж, изменения цены продукции, расходов на строительство предприятия, цен на сырье и т.д.

Предприятие считается рентабельным, если в результате реализации продукции, работ, услуг оно покрывает все свои издержки и получает прибыль. Поэтому в широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность, доходность.

На уровень рентабельности влияет ряд факторов, которые можно разделить на внешние (воздействие на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения) и внутренние (производственные и внепроизводственные).

Наши рекомендации