Негативные черты современного бюджетного устройства РФ.
1. зависимость региональных и местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых пропорций (нормативов) расщепления федеральных налогов.
=>это подрывает стимулы к проведению структурных реформ, мешает привлечению инвестиций, развитию налогового потенциала территорий и повышению собираемости налогов.
2. ограниченность налоговых полномочий региональных и местных органов власти вынуждает их проводить налоговую политику с помощью неформальных инструментов, которые искажают условия равной конкуренции, ухудшают налоговый климат, способствуют коррупции.
3. значительная часть распределения финансовой помощи по прежнему без четких критериев и процедур.
4. противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов, формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий и неформальной автономии региональных и местных властей.
=>усугубляется неустойчивостью макроэкономических условий, слабостью демократических институтов и гражданского общества, неразвитостью рынков капиталов и низкой мобильностью факторов производства, завышенными социальными ожиданиями и требованиями к государству, резкими различиями в бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.
5. федеральные, региональные и местные бюджеты остаются недостаточно прозрачными.
=>отсутствует целостная система мониторинга состояния и качества управления общественными финансами, результаты которой были бы доступны не Толька органам власти и управления разных уровней, но и инвесторами, кредиторами и рядовыми гражданами.
Основные требования эффективной системы бюджетного федерализма:
1. четкое разграничение полномочий между уровнями государственной власти.
2. региональные власти должны обладать в пределах своих территорий и полномочий достаточной степенью автономий в проведении финансово – экономической политики.
3. федеральному центру необходимо иметь эффективные полномочия по обеспечению единого экономического и правого пространства, поддержанию мобильности факторов производства.
4. региональные власти должны быть поставлены в условия «жестких» бюджетных ограничений.
5. все условия требуют стабильности и не могут быть предметом торга.
Перспективы бюджетного федерализма
1. полномочия всех уровней власти по расходам должны полностью соответствовать имеющимся у них полномочий по доходам.
2. передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего уровня должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами.
3. должны быть устранены встречные финансовые потоки, когда доходы, создаваемы на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз.
4. максимально сократить использование средств, передаваемых по взаимным расчетам.
Межбюджетные отношения
Это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по поводам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
· закрепления и распределения расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ.
· разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системе РФ.
· равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований.
· выравнивание уровней минимальных бюджетной обеспеченности субъектов РФ, равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектами РФ.
В настоящие время роль бюджетов субъектов РФ в бюджетной системе возрастает.
Это связано с федерализацией властных отношений.
Но не менее важную роль – местные.
Бюджет субъекта РФ – это система экономических отношений, посредством которых осуществляется распределение и перераспределение НД в целях его экономического и социального развития.
Экономическое назначение сводится к аккумулированию финансовых ресурсов, образованных на данной территории и поступающим в регионально бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально.
Для обеспечения расходов территориальных бюджетов ( республиканских, республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных ) они должны иметь соответствующие доходы:
· собственные – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
- налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательства РФ;
- неналоговые доходы, определенные нормативными актами;
- безвозмездные перечисления.
· регулирующие –это федеральные и региональные налоги и иные платежи,по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системе, которая передает регулирующие доходы.
· Трансферты – средства из федеральных и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формулам.
· Дотации – это средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
· Субвенция это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системе, ЮЛ или ФЛ на условиях долевого финансирования целевых расходов. Прямая – деньги, косвенная – льготы.
3. лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение =>не способствуют развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.
Но не всегда это верно, они необходимы в тех населенных пунктах, где силу сложившихся условиях и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и др. причины (города – курорты, исторические и культурные заповедники, научные центры и др.)
4. наименее пригоден для обеспечения территориальных бюджетов финансовыми ресурсами. Если все остальные планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов.
Разграничения доходов между бюджетами должно осуществляется в полном соответствии со структурной полномочий, определяющих функциональные обязанности каждого органа власти.
Цель государственного регулирования доходов региональных бюджетов в таком распределении налогов между территориальными звеньями, которое гарантировало бы нормативную часть расходов, законодательно закрепленную за каждым звеном и свело бы к минимум необходимость дополнительного распределения между ними финансовых ресурсов.
Три способа разграничения доходов
|
|
|
|
|