Характеристика бюджетного устройства

Бюджетная система РФ, её принципы

Состав доходной части бюджетной системы

Состав расходной части бюджетной системы

Дефицит бюджета

Бюджетное устройство определяется Бюджетным кодексом РФ как организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавлива­ют виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным уст­ройством.

В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней -государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в веде­нии органов местного самоуправления. Для бюджетной системы феде­ративного государства характерны три уровня - государственный феде­ральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Бюджетная система РФ

Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономи­ческих отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов субъек­тов Российской Федерации и местных бюджетов. Бюджетная система РФ является частью финансовой системы России.

В соответствии с законодательством РФ бюджетная система России включает в себя три вида бюджетов: федеральный бюд­жет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соот­ветствующих государственных или местных органов.

Важнейшими принципами бюджетного устройства РФ являются един­ство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность всех бюдже­тов, входящих в бюджетную систему РФ.

Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законода­тельство подчеркивает единство бюджетной системы РФ. Оно прояв­ляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджета­ми регулирующих доходных источников, создания и частичного пере­распределения целевых и региональных фондов.

Законодательство определяет организационно-правовые и экономические гарантии единства бюджетной системы. К ним относятся:

• единая правовая база;

• использование единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить кон­солидированные бюджеты;

• согласованные принципы бюджетного процесса;

• единая денежная система.

Единство бюджетной системы является необходимым условием прове­дения единой социально-экономической, в том числе налоговой по­литики в стране.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять Направления их использова­ния и самостоятельности расходования. Уровень закрепленных доходов (за исключением районных бюджетов районов в городах) должен со­ставлять не менее 70% доходной части минимального бюджета соответ­ствующего национально-государственного или административно-терри­ториального образования.

Для достижения этого уровня в процессе бюджетного регулирования вышестоящие представительные органы закрепляют за бюджетами ни­жестоящего территориального уровня полностью или в твердо фикси­рованной доле (в процентах) на долговременной основе (не менее чем на пять лет) любые регулирующие доходы, а также могут передавать в эти бюджеты свои закрепленные доходы.

Полнота и реальность бюджетов основывается на их сбалансированно­сти, что достигается применением механизма бюджетного регулирова­ния и является важнейшим направлением бюджетной политики Рос­сийской Федерации и ее субъектов.

Гласность бюджетов должна обеспечиваться в бюджетном процессе, особенно на стадии обсуждения и утверждения бюджетов, а также на стадии составления и утверждения отчета об их исполнении.

Наши рекомендации