Конституция – основополагающий акт бюджетного права.

В развитии основных положений в области бюджетного права, зафиксирован в конституции РФ, издаются специальные законодательные акты (Законы, Федеральный закон, Бюджетный кодекс РФ)

В этих актах закреплены бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, обеспечивающие им финансовые базы для выполнения возложенных на них функций по управлению.

Бюджетные компетенции и полномочия федеральных органов власти закреплены в конституции РФ и законодательных актах.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются также полномочия федеральных органов власти в формировании бюджетных доходов и средств целевых бюджетных фондов.

К ведению федеральных органов относится ограничение бюджетных доходов и расходов между федеральными и региональными бюджетами.

Субъекты РФ вправе издавать свои законодательные акты, регламентирующие бюджетные отношения на подведомственной территории.

Представительные органы субъектов РФ вводить региональные налоги и сборы, устанавливать меры ставок по ним и вводить налоговые льготы в пределах прав, предоставленным налоговым законодательством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных платежей, определенных законами субъектов РФ.

Правовой основой функционирования местных бюджетов являются законодательные акты.

В конституции РФ зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства установлена в Бюджетном кодексе РФ.

Правом применения санкций обладают руководители органов Федерального Казначейства РФ.

Бюджетная классификация

По составу, источникам, направлениям использования и др. признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны.

В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.

Бюджетная классификация –это группировка бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и расположенным и зашифрованным в установленном порядке.

В основе лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально – экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре.

Ясность, четкость группировок – важные требования бюджетной классификации

Она обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством РФ.

По мере развития методов управления бюджетная классификация изменяется и совершенствуется.

Утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ».

Согласно этому закону она включает следующие классификации:

1.Классификация доходов бюджетов РФ – группировка всех доходов всех уровней, основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Она состоит из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения

Все бюджетные доходы объединены в 4 группы:

· налоговые

· неналоговые

· безвозмездное перечисления

· перечисления от государственных бюджетных фондов

2. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление финансов на выполнение основных функций государства (судебная власть, международная деятельность, образование, здравоохранение и т.д.)

Первым уровнем ее являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем являются подразделы, конкретизирующие направления местных бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области.

3. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – это группировка бюджетов всех уровней по экономическому содержанию.

Включает следующие разделы:

· текущие расходы (код 100000);

· капиталистические расходы (код 200000);

· предоставление кредитов за вычетом погашения ( код 300000 );

Разделы делятся на подразделы, они включают виды расходов, подразделяемые на статьи затрат, например: капитальные расходы – код 200000

капвложения в основные фонды – 240000

капитальное строительство – 240200

жилищное строительство – 240202 и т.д.

4. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ – это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования соответствующих бюджетов.

Имеет 3-х ступенчатую схему построения, например: государственные ценные бумаги – 0200, государственные краткосрочные облигации -0210, привлечения средств – 0211, погашение основной суммы задолженности -0212.

5. Классификация источников внешнего финансирования бюджетов РФ – это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Имеет 2-х ступенчатую схему:

«Кредиты международной финансовой организаций» - 0100

Получение кредитов – 0101

Погашение основной суммы долга = 0102

6. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ – это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Это одноступенчатая классификация – каждому …………, включенному в нее, присвоен порядковый номер: Государственные краткосрочные обязательства – 016; Государственные казначейские векселя – 017.

7. Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ – это группировка государственных внешних обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Это 2-х ступенчатая классификация.

8. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.

1-й уровень этой классификации – перечень прямых получателей средств из федерального бюджета (Министерства, организации, каждой присвоен свой код)

2-й уровень – классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделениям функций классификации расходов бюджетов РФ.

3-й уровень –классификация расходов федерального бюджета, детализирующая направление финансирования по целевым статьям.

Представителями органов субъектов РФ местного самоуправления утверждаются ведомственной классификации субъектов РФ и местных бюджетов, которые являются группировкой расходов региональных и местных бюджетов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из соответствующих бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти.

Наши рекомендации