Принципы функционирования бюджетной системы РФ

ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономических, социальных и политических функций.

В формировании и развитии экономической и социальной сферы общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики.

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет.

Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной обще – экономической формации к другой.

Это позволяет определить бюджет как экономическую категорию.

Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов.

Финансы – система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются централизованные денежные фонды.

Бюджет – система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Бюджет – более узкая система.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функции государства и местного самоуправления.

Как экономическая категория «бюджет» представляет собой систему финансовых отношений между государством и другими субъектами экономики по поводу образования, распределения и расходования денежных ресурсов, необходимых для обеспечения функций органов государственной власти по предоставлению ими государственных услуг населению страны.

Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны – это, по существу, основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики.

Как экономическая категория бюджетные отношения, является составной частью финансовых отношений => им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Задачи бюджета:

1.перераспределение ВВП;

2.государственное регулирование стимулирование экономики;

3.финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

4.контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе.

бюджетные

Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru

Отраслей хозяйства
Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru
Амортиз.фонд
Бюд-ые расходы

Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru доходы

ЧНП: -з/плата работников -доходы лиц по найму -прибыль ИП -ренты ИП -ренты землевладельцев -ссудный (банк.)% ИП И вкладчиков
налоги финан-е

 
  Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru

Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru просвещение

Непроизводственные сферы
сборы

Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru финан-е здравоохранение

Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru пошлины

Административным и экономическим территориям
Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru социальное обес.

Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru управления

займы оборона

Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru субсидии

РИС.1. Роль бюджета в перераспределении ВНП

Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru Через бюджет перераспределяется до 30 – 40% НД

В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП.

Сущность бюджета как экономической категории реализуется через функции:

1. перераспределительная, связана с выравниванием доходов между группами и слоями общества (уменьшения социального неравенства, поддержка попавших в зону социального риска, обеспечение нетрудоспособных и т.д.), а также с перераспределением ресурсов между регионами страны, наиболее значимыми в данной период отраслями экономики.

Государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, структуру спроса и предложения.

2. воспроизводственная, связана с тем, что бюджет в современных условиях заключается в том, что он выступает важным инструментом воздействия на процессы общественного воспроизводства, экономического роста, реформирования страны экономики, ускорения НТП.

3. регулирующая,сфера действия этой функцииопределяетсятем, что в отношениях с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Содержание ее реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения социальной и экономической политики государства.

4. стимулирующая, проявляется в государственной поддержке передовых отраслей экономики – авиастроения, космических программ, атомной промышленности и др.

5. плановая, сопряжена с установлением пропорций в развитии экономики, ее отраслей и предприятии, объемов денежных средств, выделяемых на основные, приоритетные направления общественного воспроизводства. Средства бюджета направляются на инвестиционные цели, субсидирования предприятия, на финансирование конверсии оборонных отраслей.

6. контрольная, позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.

Контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств.

7. фискальная, обеспечивает государство финансовыми ресурсами для выполнения им прямых управлен., оборонных, внешнеполитических и социальных обязанностей перед страной и населением.

8. социальная,охватывает все сферы общественного развития. Ее реализация позволяет добиться ускорения ускоренного развития человеческих способностей – главный двигатель общественного прогресса.

Речь идет об эффективном использовании денежных средств, выделяемых на социальные цели.

ТИПЫ ГОСУДАРСТВ

От формы государства и административного устройства зависит построение бюджетной системы.

По степени распределения власти между центром и административно – территориальными образованиями все государства делятся на:

· унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно – территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии.

В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными, политическими процессами в государстве.

Бюджетная система из двух звеньев:

· государственного бюджета;

· местных бюджетов.

· федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при котором государственные образования или административно – территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенной между ними и центром компетенцией.

Бюджетная система трехзвеннна:

· Федеральный бюджет;

· бюджетов субъектов Федерации;

· местных бюджетов.

· конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданные для достижения политических или военных целей.

Бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств, у которых действуют свои бюджетные и налоговые системы.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Бюджетное устройство – определяет организацию бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Бюджетное устройство – организация бюджетных систем, принципы ее построения.

Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно – территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Основы бюджетного устройства РФ – определяются конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.71,132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система РФ состоит из звеньев:

1.Федеративный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов

2.бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

· 21 республиканский бюджет республик в составе РФ

· 6 краевых и 49 областных бюджетов

· Бюджеты Москвы и Санкт – Петербурга

· 10 окружных бюджетов, автономных округов.

3. местные бюджеты (29 тыс. местных)

· бюджеты муниципальных районов

· бюджеты городских округов

· бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Питера.

· бюджеты городских и сельских поселений

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

Федеральные целевые бюджетные фонды
Федеральный бюджет РФ
Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru
Федеральный бюджет РФ
Консолидированный бюджет РФ
Бюджеты районов
Бюджеты муницип.образований
Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru

Рис. 2. Схема консолидированного бюджета РФ.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Федеральный бюджет – главное звено бюджетной системы. Представляет собой образования и расходования денежных средств централизованного фонда в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны, ежегодно рассматривается и утверждается Федеральным Собранием РФ в виде федерального закона. Федеральный бюджет является главным средством перераспределения НД и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

За счет средств федерального бюджета покрываются затраты на содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам федерации, обслуживание госдолга, пополнение госзапасов и др.

Государственный внебюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, образуемый внефедерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионном обеспечении, социальном страхование, социальном обеспечении в случае безработицы, охрану здоровья и медицинской помощи.

Бюджета субъекта РФ ( региональный ) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Бюджет муниципальных образований (местные) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, для ведения местного самоуправления.

Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых назначений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной схеме.

Консолидированный бюджет РФ не рассматривается и не утверждается законодательными органами власти. Этот бюджет является статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлением их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектах РФ.

Местные бюджеты – одни из главных каналов доведения до населения конечных результатов правительства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными гражданами населения. Из них финансируется и развитие отраслей производственной сферы (пищевая, коммунальное хозяйство и др.)

Межбюджетные отношения

Это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по поводам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

· закрепления и распределения расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ.

· разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системе РФ.

· равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований.

· выравнивание уровней минимальных бюджетной обеспеченности субъектов РФ, равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектами РФ.

В настоящие время роль бюджетов субъектов РФ в бюджетной системе возрастает.

Это связано с федерализацией властных отношений.

Но не менее важную роль – местные.

Бюджет субъекта РФ – это система экономических отношений, посредством которых осуществляется распределение и перераспределение НД в целях его экономического и социального развития.

Экономическое назначение сводится к аккумулированию финансовых ресурсов, образованных на данной территории и поступающим в регионально бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально.

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов ( республиканских, республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных ) они должны иметь соответствующие доходы:

· собственные – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

- налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательства РФ;

- неналоговые доходы, определенные нормативными актами;

- безвозмездные перечисления.

· регулирующие –это федеральные и региональные налоги и иные платежи,по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системе, которая передает регулирующие доходы.

· Трансферты – средства из федеральных и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формулам.

· Дотации – это средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

· Субвенция это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системе, ЮЛ или ФЛ на условиях долевого финансирования целевых расходов. Прямая – деньги, косвенная – льготы.

Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru

3. лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение =>не способствуют развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Но не всегда это верно, они необходимы в тех населенных пунктах, где силу сложившихся условиях и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и др. причины (города – курорты, исторические и культурные заповедники, научные центры и др.)

4. наименее пригоден для обеспечения территориальных бюджетов финансовыми ресурсами. Если все остальные планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов.

Разграничения доходов между бюджетами должно осуществляется в полном соответствии со структурной полномочий, определяющих функциональные обязанности каждого органа власти.

Цель государственного регулирования доходов региональных бюджетов в таком распределении налогов между территориальными звеньями, которое гарантировало бы нормативную часть расходов, законодательно закрепленную за каждым звеном и свело бы к минимум необходимость дополнительного распределения между ними финансовых ресурсов.

Три способа разграничения доходов

3.РФ
2.достоинства/недостатки
Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru
1.суть
Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru

Бюджетное право

Бюджетное устройство, функционирование бюджетной системы, компетенции органов власти всех уровней в области бюджета регламентируется законодательством о бюджетных правах.

Бюджетное право – это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

Бюджетная классификация

По составу, источникам, направлениям использования и др. признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны.

В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.

Бюджетная классификация –это группировка бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и расположенным и зашифрованным в установленном порядке.

В основе лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально – экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре.

Ясность, четкость группировок – важные требования бюджетной классификации

Она обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством РФ.

По мере развития методов управления бюджетная классификация изменяется и совершенствуется.

Утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ».

Согласно этому закону она включает следующие классификации:

1.Классификация доходов бюджетов РФ – группировка всех доходов всех уровней, основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Она состоит из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения

Все бюджетные доходы объединены в 4 группы:

· налоговые

· неналоговые

· безвозмездное перечисления

· перечисления от государственных бюджетных фондов

2. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление финансов на выполнение основных функций государства (судебная власть, международная деятельность, образование, здравоохранение и т.д.)

Первым уровнем ее являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем являются подразделы, конкретизирующие направления местных бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области.

3. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – это группировка бюджетов всех уровней по экономическому содержанию.

Включает следующие разделы:

· текущие расходы (код 100000);

· капиталистические расходы (код 200000);

· предоставление кредитов за вычетом погашения ( код 300000 );

Разделы делятся на подразделы, они включают виды расходов, подразделяемые на статьи затрат, например: капитальные расходы – код 200000

капвложения в основные фонды – 240000

капитальное строительство – 240200

жилищное строительство – 240202 и т.д.

4. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ – это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования соответствующих бюджетов.

Имеет 3-х ступенчатую схему построения, например: государственные ценные бумаги – 0200, государственные краткосрочные облигации -0210, привлечения средств – 0211, погашение основной суммы задолженности -0212.

5. Классификация источников внешнего финансирования бюджетов РФ – это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Имеет 2-х ступенчатую схему:

«Кредиты международной финансовой организаций» - 0100

Получение кредитов – 0101

Погашение основной суммы долга = 0102

6. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ – это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Это одноступенчатая классификация – каждому …………, включенному в нее, присвоен порядковый номер: Государственные краткосрочные обязательства – 016; Государственные казначейские векселя – 017.

7. Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ – это группировка государственных внешних обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Это 2-х ступенчатая классификация.

8. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.

1-й уровень этой классификации – перечень прямых получателей средств из федерального бюджета (Министерства, организации, каждой присвоен свой код)

2-й уровень – классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделениям функций классификации расходов бюджетов РФ.

3-й уровень –классификация расходов федерального бюджета, детализирующая направление финансирования по целевым статьям.

Представителями органов субъектов РФ местного самоуправления утверждаются ведомственной классификации субъектов РФ и местных бюджетов, которые являются группировкой расходов региональных и местных бюджетов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из соответствующих бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти.

Бюджетный процесс

Это совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово – бюджетной политики и управлению бюджетной системы.

Финансово – бюджетная политика ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ.

Органы, наделенные бюджетными полномочиями:

· представительные и исполнительные органы власти;

· финансовые и налоговые ;

· органы денежно – кредитного регулирования и государственного финансового контроля;

· главные распорядители бюджетных средств;

· распорядители;

· государственные целевые внебюджетные фонды;

1. Представительные органы: рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их использовании

Исполнительные органы: осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

2.ЦБ РФ совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Госдумы основные направления денежно – кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета государственных внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

3. Главный распределитель бюджетных средств –это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств.

Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателем, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет распределения между статьями, осуществляет контроль за рационально, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) – это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально – культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Бюджетный процесс включает:

1) сводное финансовое планирование и прогнозирование;

2) составление, рассмотрение и утверждение проекта;

3) исполнение бюджета в течение бюджетного года;

4) анализ и контроль бюджета.

Раздел 3. Кредит

1. Необходимость кредита. Сущность кредита и его элементы.

Кредит- ( лат. «верю, доверяю»; «долг, ссуда»)- это экономическая категория, выражает экономические отношения между хозяйствующими субъектами, связанные с перераспределением временно свободной стоимости на условиях срочности, платности и возвратности.

Предпосылкой возникновения кредита является имущественное расслоение общества и возникновение товарно-денежных отношений.

Кредит появился вслед за деньгами и выражая функцию денег как средство платежа при продаже товара не за наличные, а с отсрочкой платежа.

Появление связанно с объективной временной потребности производства и обращения в дополнительных средствах в форме ссуды на условиях возврата и вознаграждения.

Кредиты помогают перераспределять ресурсы от того, где временный избыток ресурсов, к тому, где нехватка. (пример, основные средства, переносят свою стоимость в амортизационный фонд - это временный излишек, оборотного средства-несовпадение отгрузки и оплаты, сезонность.)

Кредит представляет собой часть денежных отношений. Но его нельзя отожествлять с деньгами.

Кредитные отношения отличаются от денежных:

1. составом участников;

2. функциями;

3. участием в процессе отсрочки (Т-О и О-Д);

4. потребительской стоимостью получаемой участниками отношений. (деньги - обладают всеобщей потребительской стоимостью, а кредит удовлетворяет участников в момент предоставления ссуженной стоимости).

Кредит обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса.

Для того, чтобы кредит мог функционировать необходимо наличие определенной правовой базы:

1. участники кредита (ЮЛ - самостоятельные, ФЛ - дееспособные) выступают юридическими самостоятельными субъектами, материально гарантирующими выполнение обязательств.

2. интересы участников должны совпадать.

Одной из особенностей, является то, что независимо от того, в какой форме выдавался кредит, возвращается всегда в денежной форме.

Для существования кредита необходимо:

o субъект кредитных отношений;

o объект;

o ссудный процент.

Субъект кредитных отношений:

- Кредитор, предоставляет стоимость во временном пользовании, оставаясь собственником.

Источником может быть собственные накопления, либо заемные.

Он контролирует ее производительное исполнение. Его цель- получить прибыль в виде ссудного %. Аккумулирует и размещает свободные средства в сфере обмена.

- Заемщик, получатель ссуды, не является ее собственником, обязуется возвратить ее в установочный срок.

Он лишь покупает право на временное использование ссуженной стоимости.

Должен обладать определенным материальным обеспечением, гарантирующим исполнение обязательств.

Использование ссуды для извлечения дохода и непрерывности процесса производства.

Использует ее как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Объект кредитных отношений - это ссуженная стоимость, ее особенностью является характер движения, от кредитора к заемщику и обратно.

Имеет специальные черты:

1. прекращает движение в хозяйстве кредитора и продолжает в хозяйстве заемщика;

2. обеспечивает непрерывность производства, следовательно, ускоряет воспроизводственный процесс;

3. носит авансирующий характер, т.е. подразумевается получение дохода в результате ее использования.

Стоимость ссудного капитала – это способность к обмену между кредитором и заемщиком.

Потребительская стоимость – способность производить прибыль, часть которой заемщик отдает кредитору в виде ссудного %.

Ссудный процент – это цена ссуженной стоимости, передаваемой кредитором заемщику во временное пользование с целью ее производительного потребления.

В отличии от обычного товара, цена которая выражает его стоимость в денежной форме, ссудный процент представляет собой иррациональную форму цены, а не действительную цену, т.к. она является условием использования ссудного капитала для получения прибыли.

Эта прибыль делится на 2 части:

1. заемщику - предпринимательский доход

2. кредитору - ссудный %.

Ссудный % (цена кредита) есть часть прибавочной стоимости, величина которой зависит от

Цена кредита определяется S и D на рынке ссудных капиталов и зависит от: цикличности развития производства, инфляции, ставки рефинансирования, денежной массы в обращении, сезонного производства, размеров госдолга и др.

Норма ссудного % = Годовой доход, полученный на ссудный капитал

Общая сумма ссудного капитала.

2.Основные принципы кредита.

- возвратность;

- срочность, означает, что возврат должен осуществляться не в любое приемлемой для заемщика время, а в точно определенный срок, который фиксируется в договоре.

- платность, плата за использование кредитными ресурсами. На практике устанавливается всегда в % (годовые), которые зависят от размера ссуды, ее сроков и всегда % ставок, а также от обеспеченности и уровня маржи. Кроме того, спроса и предложения, инфляции, политики ЦБ РФ.

- обеспеченность – необходимая защита имущественных интересов кредитора от возможного нарушения заемщиком принятых в договоре обязательств. Это товарно-материальные ценности, финансовой гарантии в виде ценных бумаг, гарант.

Если это залог, то обязательно идет проверка насколько он ликвиден, на сколько это имущество пригодно к длительному хранению, стабильность цен на заложенное имущество.

В зависимости от того, насколько оно устраивает кредитора, определяется размер ссуды, который устанавливается в % на момент заключения от стоимости залога.

Превышение стоимости залога над суммой кредита – компенсация за риск.

Кредит без обеспечения – бланковый.

- целевой характер, т.е. целевое использование кредита. Цель указывается в кредитной заявке. Это дополнительное обеспечение кредита. Нарушение данного обязательства – досрочный отзыв или введение повышенного (штрафного) ссудного %.

- дифференцированность, означает различный подход со стороны кредитной организации к различным заемщикам.

3. Функции кредита.

Они имеют объективный характер и показывают взаимодействие с внешней средой.

1. Перераспеделительная.С помощью кредита происходит перераспределение ценностей. Однако кредит перераспределяет только часть ресурсов через финансовую систему.

Специальные черты функции:

- охватывают только временно свободные ресурсы.

Эта особенность обуславливает широкие масштабы перераспределения через кредит. В силу того, что кредит всегда выдается на возвратной основе, то одни и те же ресурсы можно в течение данного периода повторно размещать в ссуду, следовательно, кредит становиться более доступен, чем бюджетные средства и имеет большую оперативность.

- позволяет удовлетворить только временную потребность.

По средствам кредита перераспределяется не только стоимость ВНП производственного в данном периоде, но и предыдущих периодов, следовательно, перераспределение через кредитную сферу может включать все национальное богатства, в отличие от перераспределения через госбюджет.

- перераспределяется не только денежные, но и товарные ресурсы.

- чаще всего перераспределение с помощью кредита носит прямой характер.

Перераспределение может происходить:

- между территориями,

- между отраслями,

- внутри отраслевое.

Стимулирующая.

Принципы функционирования бюджетной системы РФ - student2.ru Кредит не только побуждает расширить масштабы производства, но заставляет заемщика осуществит инновационные в форме внедрения в производство научных разработок и новых технологий, ускоряет НТП.

Обслуживание товарооборота.

<

Наши рекомендации