Принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ

1) Принцип единства бюджетной системы РФ (обеспечивается единой экономической политикой, единой бюджетной классификацией);

2) Принцип разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

3) Принцип полноты отражения доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов (все поступающие в бюджет средства должны быть расписаны по направлениям финансирования бюджетной сферы);

4) Принцип сбалансированности бюджета (сальдо бюджета = доходы - расходы):

сальдо бюджета > 0 => профицит бюджета сальдо бюджета < 0 => дефицит бюджета сальдо бюджета = 0 => баланс бюджета

Данный принцип реализуется так, что расходы любого бюджета должны совпадать с доходами бюджета, т.е. формируется по средствам. Возможна реализация принципа сбалансированности по трём схемам:

1. доходы = расходам

(Если в процессе исполнения бюджета доходная и расходная части не совпадают, вносятся изменения в закон о бюджете; возможна ситуация когда в законе заранее оговаривается порядок распределения дополнительных доходов, а если доходов поступает меньше, то вводится режим сокращения расходов, вплоть до секвестра - пропорционального сокращения расходов; норма о секвестре ныне в бюджетном кодексе РФ не содержится)

2. расходы превышают доходы, образуя дефицит бюджета для покрытия которого необходимо изыскивать дополнительные средства

3. расходы сознательно устанавливаются ниже доходов, формируется профицит

5) Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (предполагает получение наилучшего результата при наименьших издержках);

6) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (означает использование «котлового» метода, формирования доходов для финансирования расходов: конкретные расходы бюджета не «привязываются» к каким-то определённым источникам, но возможны исключения – это часть социальных взносов для выплаты базовой части трудовой пенсии);

7) Принцип прозрачности (открытости) (бюджеты всех уровней обсуждаются и принимаются публично государственными органами);

8) Принцип достоверности (надёжность и реалистичность) (должны достаточно точно прогнозироваться следующие макроэкономические параметры: ВВП, уровень инфляции, динамика мировых цен на продукцию российского экспорта, последствия внесения изменений в налоговое законодательство);

9) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;

10) Принцип самостоятельности. Данный принцип означает:

а) Наличие собственных источников дохода бюджета;

б) Закрепление регулирующих доходов бюджета;

в) Право самостоятельно определять направление расходования средств;

г) Право самостоятельно определять источники финансирования дефицитов бюджета;

д) Недопустимость изъятия сумм экономии по расходам бюджета.

11) Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (означает одинаковые бюджетные полномочия органов власти соответствующих уровней);

12) Принцип подведомственности расходов бюджета;

13) Принцип единства кассы (все доходы зачисляются на единый счёт, также все расходы списываются с единого счёта).

К собственным доходам бюджета относятся:

1) Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;

2) Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, с законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, представительным органом муниципальных образований (МО);

3) Доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенции.

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация РФ – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов, составление бюджетной отчётности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов.

Бюджетная классификация РФ включает:

1) Классификацию доходов бюджетов;

2) Классификацию расходов бюджетов;

3) Классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

4) Классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора гос. управления).

Наши рекомендации