III. Государственные финансы

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях, выделяют 2 основные функции финансов:

распределение и контроль

Через функцию распределения реализуется общественное назначение финансов, т.е. обеспечении каждого субъекта хозяйства всеми необходимыми финансовыми ресурсами. Объектами действия распределённой организации выступает стоимость валового общественного продукта, субъектами распределения выступают юридические и физические лица государства. С помощью финансов распределение происходит во всех сферах общественной жизни на всех уровнях управления. Контроль. Финансы в денежной форме количественно отображают воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Благодаря контрольной функции обществу известно пропорции рассмотрения денежных средств, своевременность их поступления, эффективность и целевой характер их ис-ся. Расходование и контроль это две стороны одного и того же процесса.

Финансовая система.

Это совокупность существующих в государстве финансовых отношений. В общей совокупности финансовых отношений можно выделить 3 крупные сферы; внутри этих сфер выделяются звенья их группировка осуществляется по:

отраслевому

форме собственности

характеру деятельности.

I. Финансы предприятий.

1. Финансы предприятий функционирующие на коммерческой основе.

2. Финансы учреждений и организаций, осуществляющих не коммерческую деятельность.

3. Финансы общественных объединений.

II. Страхование

1. Личное страхование

2. Имущественное страхование

3. Социальное страхование

4. Страхование ответственности

5. Страхование предпринимательских рисков.

III. Государственные финансы

1. Государственный бюджет

2. Внебюджетные фонды

3. Гос.кредиты

Сфера и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны и образуют в совокупности единую финансовую систему.

Управление финансами

Управление финансами это комплекс мер и финансовых институтов обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы.

Система управления финансами включает в себя:

финансовое планирование

прогнозирование

программирование

финансовое регулирование

оперативное управление

финансовый контроль

В управление государственного финансирования участвует высшие органы управления, а а именно президент РФ, федеральное собрание, правительство РФ. Непосредственно управление финансами осуществляет система финансовых органов возлагает которое министерство финансов РФ. Оно разрабатывает и осуществляет финансовую и денежно-кредитную политику составляет и исполняет федеральный бюджет, осуществляет мероприятия в области гос.кредита, проводит финансовый контроль. Налоговые инспекции осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов. Счётная палата РФ осуществляет парламентский контроль за федеральным бюджетом, государственный таможенный комитет контролирует перемещение товаров через границу, поступления товаров, таможенных пошлин. ЦБ реализует совместно МФ денежно-кредитную политику. Федер.казначейства исполняет бюджет по доходам и расходам на региональном и местном уровне функционирует собственная система органов управления финансами.

Финансовая политика

Понимают комплекс мероприятий государства по исследованию финансовых отношений формированию финансовых ресурсов, их распределение и распределению, на основе финансового законодательства. Содержание финансовой политики включает в себя решение следующих задач: 1. Разработка общей концепции финансовой политики

2. создание финансового механизма

3. Управление финансовой деятельностью

Одной из важной составной частью финансовой политики является создание финансового механизма. Финансовый механизм – это система установленная государством форм и методов организации финансовых отношений. Элементами финансового механизма выступает:

Налоговые ставки

Льготы

Штрафы

Нормы амортизации

Учётная ставка Центробанка

Существует директивный и регулирующий финансовые механизмы. Директивный – разрабатывается для финансовых отношений в которых участвует государство (налоги, госбюджет, бюджетный процесс, финансовое планирование) Регулирующий – используется для финансовых отношений в конкретном звене финансовой системы (не участвующем) не затрагивающим интересы государства, это характерно для внутрихозяйственных финансовых отношений, в конкретном звене финансовой системе.

Финансовый рынок

Он представляет собой особую форму организации движения денежных средств в экономике, он функционирует в виде рынка ценных бумаг и в виде ссудных капиталов. Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является не совпадение потребностей в финансовых расходах у одних субъектов с наличием свободных ресурсов у других субъектов.

Финансовый рынок предназначен для аккумулирования временных свободных денежных средств и эффективного их использования. Аккумулирование денежных средств происходит по средствам обращения на финансовом рынке ценных бумаг (ЦБ).

ЦБ – документ удостоверяющий имущественное право владельца бумаги при её предъявлении. ЦБ делится на долговые и долевые.

Долговые ЦБ имеет твёрдо-фиксированную процентную ставку и обязательства выплатить капитальную сумму долга на определённую дату в будущем (облигации)

Долевые ЦБ представляют непосредственную долю их владельцев реальной собственности (акции)

Финансовые рынки можно разделить на первичные и вторичные. На первичном рынке осуществляется эмиссия ЦБ, эмитент инвестирует привлечённые средства в затраты. На вторичном рынке происходит перепродажа ЦБ смена собственника.

Тема 2: Кредит и кредитная система

1. Сущность кредита

Кредитом называют движение денежного капитала предоставленного в суду на условиях платности, срочности и возвратности. Кредит имеет огромное значение для экономики с его помощью можно преодолеть трудности с временным недостатком средств. Кредит аккумулирует высвободившейся капитал и таким образом обслуживает перелив капитала из одной сферы в другую. Кредит также позволяет ускорить процесс денежного обращения.

Источником кредитных ресурсов служит:

· высвободившийся из кругооборота денежные средства.

а) средства предназначенные для восстановления основных фондов (амортизация)

б) часть оборотного капитала, в связи с несовпадением времени реализации продукции и покупки сырья, топлива.

в) капитал временно свободный в период между поступлением выручки и выплаты з/п.

· денежные доходы и накопления рыночного сектора

· денежные накопления государства.

Формы кредита

Кредит выступает в 2 формах:

а) коммерческого

б) банковского

Они различаются по составу участников объекта кредитования в сфере функционирования.

Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продаже товаров с отсрочкой платежа. Он обслуживает движение товаров из сферы производства, в сферу потребления. Цель кредита – ускорить реализацию товара и получение прибыли. Размер кредита ограничен стоимостью реализованного товара. Он носит краткосрочный характер.

Банковский кредит предоставляется банком заёмщиком в виде денежной ссуды на условиях платности, срочности и возвратности. Сделка ссуды отделена от акта купли-продажи. Цель кредитора получение дохода в виде процентов.

Лекция 2.

4. Сущность и виды % за кредит

Ссудный % является ценой за временное пользование кредита. Источниками его уплаты выступает часть прибыли заёмщика полученная в результате использования кредита. Ссудный % можно классифицировать по ряду признаков:,

1. по формам кредита:

· коммерческий %

· банковский %

· потребительский %

· ипотечный %

· лизинговый %

2. по видам кредитных организаций:

· учётный % ЦБ

· банковский %

· ломбардный

3. по видам инвестиций:

· % по кредитам в оборотные средства

· % по инвестициям в основные фонды

· по инвестициям в ЦБ

4. по срокам кредитования:

· % по краткосрочным ссудам

· % по среднесрочным ссудам

· % по долгосрочным ссудам

5. по видам операций кредитных операций:

· депозитный %

· % по ссудам

· % по межбанковскому кредиту

6. по методам начисления:

· простой

· сложный

· дисконтный

· плавающий

· фиксированный

Понятие кредитной системы

Различают 2 понятия кредитной системы:

1. как совокупность кредитных отношений форм и методов кредитования (функциональная форма)

2. как совокупность кредитных организаций аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющие их в ссуду (институциональная)

В первом аспекте кредитная система представлена банковским, потребительским, государственным другими формами кредита. Всем этим формам кредита свойственны специфические отношения и методы кредитования. Реализует эти отношения специализированные организации образующие кредитную систему. Во втором институциональном понимании ведущим звеном институциональной кредитной системы является банки. Кредитная система более широкое и ёмкое понимание, чем банковская система включающая в себя банки.

Коммерческие банки

Кредитная организация – это юридическое лицо, которая для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии ЦБ имеет право осуществлять банковские операции.

Банк – это кредитная организация которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

· привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц.

· размещение указ-х средств от своего имени и за свой счёт.

· открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять отдельные банковские операции. Банковская система РФ включает в себя:

1. ЦБ

2. Кредитные организации

3. Филиалы

4. Представительства иностранных банков.

Сущность и роль бюджета

По средствам финансовой системы государство образует централизованный фонд денежных средств и с его помощью выполняет возложенные на него функции. По форме ГБ выступает как роспись доходов и расходов государства на определённый срок (1 год) утверждаемая в законодательном порядке.

ГБ позволяет воздействовать на экономику, финансировать перестройку, стимулирование различные приоритетные отрасли, обеспечивать социальную поддержку населения.

В России составляется консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет не утверждается законодательно, он исполняется для статистических и аналитических целей.

Бюджетные устройства.

БУ страны зависит от государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система состоит из 2-х уровней:

1. госбюджет

2. местный бюджет

В федеральных государствах бюджетная система состоит из 3-х уровней:

1. федеральный

2. региональный

3. местный

Бюджетная система РФ состоит из 3-х уровней:

1. административный федеральный бюджет

2. 89 бюджетов субъектов федерации (области, края, автономные области и края, республики, города федерального значения)

3. 29 тысяч местных бюджетов.

Бюджетная классификация

Она представляет собой группировку доходов и расходов и используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджета.

Бюджетная классификация включает в себя:

· классификацию доходов

· функциональную классификацию расходов. Она отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

· экономическую классификацию расходов. Она отражает группировку расходов по экономическому содержанию

· классификация источников внешнего функционирования дефицита федерального бюджета.

· классификацию видов государственных внутренних долгов.

· классификацию видов государственного внешнего долга

· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета, эта группировка расходов по главным распределением средств федерального бюджета

Принципы бюджетной системы

БС РФ основана на следующих принципах:

1. Единство БС

2. разграничение доходов и расходов между управлениями БС

3. Самостоятельности бюджета

4. Равенство бюджетных прав, субъектов РФ

5. Полноты отражения доходов и расходов бюджета

6. Сбалансированности бюджета

7. Эффективности и экономичности исполнения бюджетных средств

8. Общего (совокупного) покрытия расходов

9. Гласности

10. Адресности и целевого характера исполнения бюджетных средств.

Доходы бюджета

ДБ образуются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относится предусмотренные налоговым законодательством, федеральные и региональные налоговые сборы.

Неналоговые доходы.

Доходы от использования государственной или муниципальной собственности.

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

Средства полученные в результате применения мер гражданской, правовой, административной и уголовной ответственности.

Безвозмездные и безвозвратные перечисления – это финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий, субвенций, а также безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций, в т.ч. добровольные пожертвования.

Расходы бюджета

Расходы бюджетов в зависимости от экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность действующие или вновь создаваемые юридические лица, расходы на проведение капитального ремонта.

Текущие расходы обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства на следующие цели:

· оплата труда

· перечисление страховых взносов

· трансферы населению

· пенсии, стипендии, пособия.

· командир. расходы

· оплата товара, работ, услуг по заключенным государственным контрактом

Все закупки на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляется на основании государственных контрактов.

Оплаты товаров, работ и услуг без заключения государственных контрактов.

8.Дефецит бюджета.

Дефицит бюджета имеет место в том случае, когда расходы превышают доходы. В случае превышения доходов над расходами имеет место профицит бюджета.

В случае принятия дефицита бюджета законом о. бюджета утверждается источники финансирования дефицита бюджета.

Кредиты ЦБ, а также покупка им государственных ценных бумаг не могут быть источником покрытия бюджетного дефицита.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

1. Внутренние источники:

  • Кредиты банков в рублях
  • Государственные займы путем выпуска ценных бумаг
  • Бюджетные кредиты, от бюджета др. уровней
  • Поступление от продажи государственной собственности

2. Внешние источники:

· Государственные займы в иностранной валюте

· Кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций

9.Бюджетный процесс.

Бюджетный процесс представляет собой деятельность органов государственной власти и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также контроля за их исполнением.

Теоретическая основа БП включает в себя и стадии:

1. составление проекта бюджета

2. рассмотрение и утверждения закона о бюджете

3. исполнение бюджета

4. контроль за исполнением бюджета

1.Составление проекта бюджета занимается правительство РФ, а именно министерство финансов РФ.

В основе проекта бюджета лежат:

· бюджетное послание президента

· прогноз соц. Экономического развития

· основные направления бюджетной и налоговой политики

· прогноз сводного финансового баланса

2. Правительство рассматривает проект федерального бюджета до 15 августа и передает на рассмотрение и утверждение в государственную думу. Гос. дума рассматривает бюджет в четырех чтениях. Предмет первого чтения доходы бюджета, расходы бюджета, дефицит бюджета в общем объеме. Предмет второго чтения – расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации и размер федерального фонда финансовой поддержке субъектов федерации. Предмет третьего чтения – расходы федерального бюджета по подразделениям функционирования классификации и финансирование федеральных программ. В четвертом чтении – законопроект голосуется в целом.

Закон о федеральном бюджете гос. дума передает на рассмотрение и утверждение в совет федерации.

Совет федерации рассматривает бюджет в целом после его одобрения, закон направляется президенту РФ.

3. Исполнение бюджета РФ продолжается 1 календарный год. С 1 января по 31 декабря. В РФ установлено казначейское исполнение бюджета, на органы исполнительной власти возлагается исполнение бюджетов.

4. Не позднее июня отчет об исполнении федерального бюджета в гос. думу представляет счетная палата РФ.

10. Сметно-бюджетное финансирование.

Под сметно-бюджетным финансированием понимаем порядок выделения бюджетных средств из оборота учреждениям на основе сметы.

Бюджет учреждения как привило не имеют доходов, а только расходы. В случае оказания бюджетными учреждениями платных услуг они имеют доходы.

Смета составляется на основе контрольных циклов, о лимитах бюджетных ассигнований кроме этого для составления сметы пользуется нормативами расходов, т.е. размеры затрат на расчетную единицу. Эти нормы могут быть: отрицательные и положительные, материальные и денежные, обязательные и необязательные.

Тема 4: Денежное обращение.

1. Сущность денег.

2. Функции денег.

3. Денежные агрегаты.

4. Закон денежного обращения

5. Виды денег.

Деньги в своем развитии выступали в 2-х видах:

- действительные

- знаки стоимости

Действительные деньги, номинальная стоимость которых соответствует реальной стоимости, т. е. стоимости металла (золото или серебро из которого они изготовлены). Для действительных денег характерно:

- устойчивость денежного обращения, которая обеспечивалась неизменным золотым содержанием денежной единицы, свободной чеканкой монет и свободным перемещением золота между странами. Заместители действительных денег это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т. е. затраченного на их производство общественного труда. Это металлические знаки стоимости и бумажные.

Бумажные деньги появились как заместители, находящиеся в обращении золотых монет. Избыточный выпуск денег для покрытия бюджетного дефицита ведет к из обесцениванию.

Кредитные деньги появились в связи с выполнением функции средства платежа , где деньги выступают обязательством которое должно было погашено через определенный срок. Кредитные деньги прошли след путь развития:

· Вексель

· Банкнота

· Чек

· Пластиковые карточки

· Электронные деньги

6. Денежное обращение.

Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.

Наличное денежное обращение – это движение наличных денег в сфере обращения и выполнения ими функций средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются для оплаты товаров, работ и услуг и других расчетов не связанных с движением товаров (выплата з/п, пенсий, стипендий, пособий, оплаты страховых извещений ценных бумаг).

Безналичные обращение-движение стоимости без участия наличных денег.

Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь, деньги переходят из одной сферы в другую и образуют общий денежный оборот.

Различают 2 группы безналичного обращения:

- по товарным операциям

- по финансовым обязательствам.

Существуют следующие формы безналичных расчетов:

· Расчеты платежными поручениями

· Расчеты платежными требованиями поручениями

· Инкассовые расчеты

· Аккредитивы

· Чеки

· Векселя

· Пластиковые карточки

7. Виды денежных систем.

ДС это устройства денежного обращения в стране сложившийся исторически и закрепленное законодательством.

Различают денежные системы 2-х типов:

- система металлического обращения, которая базируется на деньгах золота и серебра.

- система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости.

При системе металлического обращения выделяют 2 вида денежных систем:

· Биметаллизм

· Монометаллизм

При биметаллизме роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами золотом и серебром, это система и обеспечивала устойчивость денежного обращения .

При монометаллизме роль всеобщего эквивалента закреплена за одним металлом – или золотом или серебром.

Различают 3 разновидности золотого монометаллизма:

1. Золотомонетный стандарт, когда в обращении находились золотые монеты. Он существовал до первой мировой войны.

2. Золотослитковый стандарт при котором банкноты обменивались на слитки для международных расчетов.

3. Золотодевизный стандарт, Дивизы – это платежные средство – для международных расчетов в валюте стран где сохранился обмен банкнот на золото.

Элементами денежной системы являются:

- денежные единицы

- масштаб цен

- виды денег

- элементарные системы

- гос. регулирование денежного обращения

1. Сущность денег.

В историческом аспекте деньги – это товар, который является единым всеобщим эквивалентом и обладает абсолютной ликвидностью. Оригинально высказался о деньгах Адам Смит, подчеркнувший, что мы используем деньги, освобождаясь от них, то есть это универсальный вид вещи, которую человек способен использовать, только отдав ее другим людям, тогда как другие виды вещей используются людьми посредством приобретения, присвоения. Чаще всего сущность денег характеризуют посредством перечисления выполняемых ими функций.

Сущность денег выявилась также посредством раскрытия их особых свойств, Деньгам должны быть присущи следующие качества:

- неподдельность, заключающаяся в сложности изготовления фальшивых денег.

- удобство пользования достигаемое за счет портативности, различаемости, узнаваемости денежных знаков.

- износостойкость, позволяющая использовать деньги в течение продолжительного времени.

- делимость

- однородность.

2.Функции денег.

Полноценные металлические деньги выполняют пять функций:

1. Мера стоимости. При помощи денег субъекты рынка измеряют и соизмеряют стоимость всех товаров эту функцию деньги выполняют идеально при помощи масштаба цен. Масштаб цена - это определенное весовое количество золота, принятое за единицу национальной валюты (рубль, евро, доллар). В последнее время эту функцию выполняет бумажные деньги.

2. Как средство обмена. Деньги выступают в качестве посредника в бесконечном процессе товарно-денежного обращения. Первоначально эту функцию выполняли весовые слитки золота и серебра, затем слитки металлов определенной формы, массы и достоинства.

3. Как средство накопления деньги покидают сферу обращения и оседают в сейфах и на счетах в банках. Первоначально эту функцию золото выполняло в том случае, когда деньги уходили из сокровища.

4. Как средство платежа деньги выступают как средство уплаты долга при несовпадении покупок и продаж во времени и пространстве.

5. Функции мировых денег. Деньги используются для международных расчетов. В роли мировых денег золото выступает как всеобщее платежная средство при кредитных операциях, как всеобщее покупательное средство при оплате сделок наличными и как общественная материализация богатства.

2. Закон денежного обращения.

Из товарной природы денег и принято во внимание только полноценные деньги и разменные казначейские билеты, то закон денежного обращения можно сформулировать в следующем виде: количество денег, необходимых для нормального обращения (КД), должно быть равно сумме цен всех товаров (ЦТ), деленной на скорость оборота одноименных денежных единиц (СО):

КД=ЦТ/СО

Этот закон исходит из посылки, что товары и деньги имеют стоимость и что нормальное товарно-денежное обращение требует такого количества денег, которое зависит от суммы цен проданных товаров и от скорости оборота денег, от среднего числа их оборота.

С учетом различия в рыночном хозяйстве кредитных связей и отношений закон денежного обращения обретает новую модификацию, которую можно представить в следующем виде:

КД=(ЦТ-К+П-ВП)/СО

Где К-сумма цен товаров, проданных в кредит

П – сумма платежей к оплате

ВП – сумма взаимопогашающихся платежей.

3. Денежные агрегаты.

Отдельные виды денежных средств, образующие часть денежной массы, обращающей в стране, в соответствии с присущим им уровнем ликвидности (понимается возможность превращения финансовых активов в деньги) объединяются в денежные агрегаты или денежные комплекты.

Охарактеризуем в общих чертах типичные денежные агрегаты.

Денежный агрегат М0 представляет наличные, то есть самые ликвидные средства. Данный агрегат М1 включает наиболее мобильные денежные средства в виде наличных денег в обращении, денег, находящихся в банковских счетах до востребования, других чековых вкладов и дорожных чеков.

Денежный агрегат М2 состоит из всех видов денежных средств, входящих в комплекс М1, и, кроме того, включают деньги на срочных вкладах, нечековые сберегательные вклады и суммы на счетах взаимных фондов денежного рынка.

Денежный агрегат М3 образуется из М2 присовокуплением к нему крупных срочных сберегательных вкладов, принадлежащих частным организациям, фирмам.

Самый обширный денежный агрегат L включает все денежные средства, входящие в М3, плюс различные ценные бумаги. Ценные бумаги, как известно, тоже могут быть обращены в собственно деньги или иные платежные средства. Но так как обратить их в деньги намного сложнее, чем сберегательные вклады, денежный комплекс L в целом обладает более низкой ликвидностью в сравнении в М2 и М3.

Трастовые операции

Траст – это операции по управлению средствами клиента, осуществляемые как от своего имени, так и по поручению клиента на основании договора с ним.

Трастовые операции, которые могут осуществляться коммерческими банками, делятся на 3 группы:

- распоряжение имуществом клиентов по завещанию

- управление имуществом клиента по договору

- агентские услуги.

Трастовые услуги осуществляются на основе договора, и наиболее распространенными способами передачи имущества в доверительное управление является:

· Оформление доверенности доверителя

· Оформление завещания

Тема 6: Финансовое планирование

1. Финансовая работа на предприятии.

Под финансовой службой на предприятии понимают самостоятельное строевое подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием, обычно это финансовый отдел. Его структура и численность зависит от организационно-правовой формы предприятия, виды хозяйственной деятельности предприятия, объемы производства и количество работающих на предприятии. Вид хозяйственной деятельности и объем производства определяют величину денежного оборота и количество платежных документов. Количество работающих влияет на объем кассовых операций и расчетов с рабочими и служащими.

Основными направлениями финансовой работы на предприятии является:

- финансовое планирование

- оперативная и контрольно-аналитическая работа

На небольших предприятиях финансовая работа может выполняться:

-финансовым сектором в составе планового отдела

- бухгалтерией

На крупных предприятиях финансовый отдел состоит из нескольких групп за которыми закреплены определенные функции.

2.Виды финансового планирования

Финансовое планирование в зависимости от содержания, назначения и задач можно классифицировать на:

- перспективные

- текущее

- оперативные

Перспективное планирование – это вид финансового планирования используется для определения важнейших показателей, пропорций, темпов развития и является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование охватывает период времени от 1 до 3 лет.

Перспективное планирование включает в себя:

- разработку финансовой стратегии предприятия

- прогнозирование финансовой деятельности

В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности:

· Налоговой

· Амортизационной

· Дивидендной

· Эмиссионной

Прогнозирование определяет стратегию компании, результатом является разработка следующих финансовых документов:

· Прогноза отчета о прибылях и убытках

· Прогнозы движения денежных средств

· Прогнозы бухгалтерского баланса

Текущее финансовое планирование, является планированием осуществления. Оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущее финансовое планирование включает в себя:

· Разработку плана прибылей и убытков

· Планов движения денежных средств

· Планов бухгалтерского баланса

Оперативное финансовое планирование необходимо для контроля над поступлением выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов. Необходимо обеспечить поступление денежных средств в период осуществления обязательных платежей. Оперативное финансовое планирование включает:

· Составление календаря

· Кассового плана

· Кредитного плана

3. Финансовый аспект составления бизнес плана.

Примером сочетания перспективного и текущего финансового планирования является бизнес-план.

Финансовый раздел является составной частью бизнес-плана. В нем обобщаются материалы, изложенные в описательной части для того, чтобы представить их в стоимостном выражении. В стандартном бизнес-плане разрабатывают следующие документы:

1. Прогноз объемов реализации.

Его задача дать представление о доли рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Прогноз составляется на 3 года, с разбивкой по годам. Первый год по месячным, второй по квартально, третий в целом за год.

2. Баланс денежных доходов и поступлений, его задача проверить синхронность поступления и расходования денежных средств. Он позволяет определить стоимость всего проекта. Баланс разрабатывается в той же динамике на 3 года.

3. Таблица доходов и затрат.

Она должна показать, как будет изменяться прибыль по годам.

В бизнес плане также разрабатываются:

- сводный план активов и пассивов

- стратегии финансирования

- анализ развития

- график безубыточности

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях, выделяют 2 основные функции финансов:

распределение и контроль

Через функцию распределения реализуется общественное назначение финансов, т.е. обеспечении каждого субъекта хозяйства всеми необходимыми финансовыми ресурсами. Объектами действия распределённой организации выступает стоимость валового общественного продукта, субъектами распределения выступают юридические и физические лица государства. С помощью финансов распределение происходит во всех сферах общественной жизни на всех уровнях управления. Контроль. Финансы в денежной форме количественно отображают воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Благодаря контрольной функции обществу известно пропорции рассмотрения денежных средств, своевременность их поступления, эффективность и целевой характер их ис-ся. Расходование и контроль это две стороны одного и того же процесса.

Финансовая система.

Это совокупность существующих в государстве финансовых отношений. В общей совокупности финансовых отношений можно выделить 3 крупные сферы; внутри этих сфер выделяются звенья их группировка осуществляется по:

отраслевому

форме собственности

характеру деятельности.

I. Финансы предприятий.

1. Финансы предприятий функционирующие на коммерческой основе.

2. Финансы учреждений и организаций, осуществляющих не коммерческую деятельность.

3. Финансы общественных объединений.

II. Страхование

1. Личное страхование

2. Имущественное страхование

3. Социальное страхование

4. Страхование ответственности

5. Страхование предпринимательских рисков.

III. Государственные финансы

1. Государственный бюджет

2. Внебюджетные фонды

3. Гос.кредиты

Сфера и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны и образуют в совокупности единую финансовую систему.

Управление финансами

Управление финансами это комплекс мер и финансовых институтов обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы.

Система управления финансами включает в себя:

финансовое планирование

прогнозирование

программирование

финансовое регулирование

оперативное управление

финансовый контроль

В управление государственного финансирования участвует высшие органы управления, а а именно президент РФ, федеральное собрание, правительство РФ. Непосредственно управление финансами осуществляет система финансовых органов возлагает которое министерство финансов РФ. Оно разрабатывает и осуществляет финансовую и денежно-кредитную политику составляет и исполняет федеральный бюджет, осуществляет мероприятия в области гос.кредита, проводит финансовый контроль. Налоговые инспекции осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов. Счётная палата РФ осуществляет парламентский контроль за федеральным бюджетом, государственный таможенный комитет контролирует перемещение товаров через границу, поступления товаров, таможенных пошлин. ЦБ реализует совместно МФ денежно-кредитную политику. Федер.казначейства исполняет бюджет по доходам и расходам на региональном и местном уровне функционирует собственная система органов управления финансами.

Финансовая политика

Понимают комплекс мероприятий государства по исследованию финансовых отношений формированию финансовых ресурсов, их распределение и распределению, на основе финансового законодательства. Содержание финансовой политики включает в себя решение следующих задач: 1. Разработка общей концепции финансовой политики

2. создание финансового механизма

3. Управление финансовой деятельностью

Одной из важной составной частью финансовой политики является создание финансового механизма. Финансовый механизм – это система установленная го<

Наши рекомендации