Банковские операции и сделки кредитных организаций

Банковские операции:

1. Осуществление расчётов по поручению физических и юридических лиц.

2. инкассация денежных средств и кассовое обслуживание клиентов

3. купля-продажа иностранной валюты

4. привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов

5. выдача банковских гарантий

6. переводы денежных средств физических лиц.

Сделки кредитных организаций:

· выдача поручительств за 3-х лиц

· приобретение права требования от 3-х лиц

· доверительное управление денежными средствами

· осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

· Предоставление в аренду сейфов и сейфовых помещений.

· лизинговые операции

· оказание консультационных и информационных услуг.

Банкам запрещается заниматься:

1. Производственной

2. Торговой

3. Страховой деятельностью

Тема 3: Государственный бюджет.

Сущность и роль бюджета

По средствам финансовой системы государство образует централизованный фонд денежных средств и с его помощью выполняет возложенные на него функции. По форме ГБ выступает как роспись доходов и расходов государства на определённый срок (1 год) утверждаемая в законодательном порядке.

ГБ позволяет воздействовать на экономику, финансировать перестройку, стимулирование различные приоритетные отрасли, обеспечивать социальную поддержку населения.

В России составляется консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет не утверждается законодательно, он исполняется для статистических и аналитических целей.

Бюджетные устройства.

БУ страны зависит от государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система состоит из 2-х уровней:

1. госбюджет

2. местный бюджет

В федеральных государствах бюджетная система состоит из 3-х уровней:

1. федеральный

2. региональный

3. местный

Бюджетная система РФ состоит из 3-х уровней:

1. административный федеральный бюджет

2. 89 бюджетов субъектов федерации (области, края, автономные области и края, республики, города федерального значения)

3. 29 тысяч местных бюджетов.

Бюджетные полномочия (компетенция органов государственной власти)

Федеральный уровень

· установление общих принципов организации бюджетной системы, бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

· осуществление бюджетного процесса на федеральном уровне

· разграничение расходных обязательств

· определение основ формирования доходов

· установление нормативов отчисления от федеральных налогов и сборов в бюджет других уровней

· установление порядка и установление межбюджетных трансферов

· установление порядка осуществления заимствования и управление госдолгами РФ

· установление бюджетных классификаций

· установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетные права субъектов федерации:

· установление основ бюджетного процесса в субъекте федерации

· исполнение основ расходных обязательств

· установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных сборов

· предоставление межбюджетных трансферов

· осуществление государственных заимствований и управление госдолгами субъекта РФ

Бюджетные права органов МСУ (местное самоуправление)

· установление основ бюджетного процесса в муниципальном образование

· исполнение расходных операций

· предоставление местных бюджетных трансферов

· осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

Бюджетная классификация

Она представляет собой группировку доходов и расходов и используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджета.

Бюджетная классификация включает в себя:

· классификацию доходов

· функциональную классификацию расходов. Она отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

· экономическую классификацию расходов. Она отражает группировку расходов по экономическому содержанию

· классификация источников внешнего функционирования дефицита федерального бюджета.

· классификацию видов государственных внутренних долгов.

· классификацию видов государственного внешнего долга

· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета, эта группировка расходов по главным распределением средств федерального бюджета

Принципы бюджетной системы

БС РФ основана на следующих принципах:

1. Единство БС

2. разграничение доходов и расходов между управлениями БС

3. Самостоятельности бюджета

4. Равенство бюджетных прав, субъектов РФ

5. Полноты отражения доходов и расходов бюджета

6. Сбалансированности бюджета

7. Эффективности и экономичности исполнения бюджетных средств

8. Общего (совокупного) покрытия расходов

9. Гласности

10. Адресности и целевого характера исполнения бюджетных средств.

Доходы бюджета

ДБ образуются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относится предусмотренные налоговым законодательством, федеральные и региональные налоговые сборы.

Неналоговые доходы.

Доходы от использования государственной или муниципальной собственности.

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

Средства полученные в результате применения мер гражданской, правовой, административной и уголовной ответственности.

Безвозмездные и безвозвратные перечисления – это финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий, субвенций, а также безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций, в т.ч. добровольные пожертвования.

Расходы бюджета

Расходы бюджетов в зависимости от экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность действующие или вновь создаваемые юридические лица, расходы на проведение капитального ремонта.

Текущие расходы обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства на следующие цели:

· оплата труда

· перечисление страховых взносов

· трансферы населению

· пенсии, стипендии, пособия.

· командир. расходы

· оплата товара, работ, услуг по заключенным государственным контрактом

Все закупки на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляется на основании государственных контрактов.

Оплаты товаров, работ и услуг без заключения государственных контрактов.

8.Дефецит бюджета.

Дефицит бюджета имеет место в том случае, когда расходы превышают доходы. В случае превышения доходов над расходами имеет место профицит бюджета.

В случае принятия дефицита бюджета законом о. бюджета утверждается источники финансирования дефицита бюджета.

Кредиты ЦБ, а также покупка им государственных ценных бумаг не могут быть источником покрытия бюджетного дефицита.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

1. Внутренние источники:

  • Кредиты банков в рублях
  • Государственные займы путем выпуска ценных бумаг
  • Бюджетные кредиты, от бюджета др. уровней
  • Поступление от продажи государственной собственности

2. Внешние источники:

· Государственные займы в иностранной валюте

· Кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций

9.Бюджетный процесс.

Бюджетный процесс представляет собой деятельность органов государственной власти и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также контроля за их исполнением.

Теоретическая основа БП включает в себя и стадии:

1. составление проекта бюджета

2. рассмотрение и утверждения закона о бюджете

3. исполнение бюджета

4. контроль за исполнением бюджета

1.Составление проекта бюджета занимается правительство РФ, а именно министерство финансов РФ.

В основе проекта бюджета лежат:

· бюджетное послание президента

· прогноз соц. Экономического развития

· основные направления бюджетной и налоговой политики

· прогноз сводного финансового баланса

2. Правительство рассматривает проект федерального бюджета до 15 августа и передает на рассмотрение и утверждение в государственную думу. Гос. дума рассматривает бюджет в четырех чтениях. Предмет первого чтения доходы бюджета, расходы бюджета, дефицит бюджета в общем объеме. Предмет второго чтения – расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации и размер федерального фонда финансовой поддержке субъектов федерации. Предмет третьего чтения – расходы федерального бюджета по подразделениям функционирования классификации и финансирование федеральных программ. В четвертом чтении – законопроект голосуется в целом.

Закон о федеральном бюджете гос. дума передает на рассмотрение и утверждение в совет федерации.

Совет федерации рассматривает бюджет в целом после его одобрения, закон направляется президенту РФ.

3. Исполнение бюджета РФ продолжается 1 календарный год. С 1 января по 31 декабря. В РФ установлено казначейское исполнение бюджета, на органы исполнительной власти возлагается исполнение бюджетов.

4. Не позднее июня отчет об исполнении федерального бюджета в гос. думу представляет счетная палата РФ.

10. Сметно-бюджетное финансирование.

Под сметно-бюджетным финансированием понимаем порядок выделения бюджетных средств из оборота учреждениям на основе сметы.

Бюджет учреждения как привило не имеют доходов, а только расходы. В случае оказания бюджетными учреждениями платных услуг они имеют доходы.

Смета составляется на основе контрольных циклов, о лимитах бюджетных ассигнований кроме этого для составления сметы пользуется нормативами расходов, т.е. размеры затрат на расчетную единицу. Эти нормы могут быть: отрицательные и положительные, материальные и денежные, обязательные и необязательные.

Тема 4: Денежное обращение.

1. Сущность денег.

2. Функции денег.

3. Денежные агрегаты.

4. Закон денежного обращения

5. Виды денег.

Деньги в своем развитии выступали в 2-х видах:

- действительные

- знаки стоимости

Действительные деньги, номинальная стоимость которых соответствует реальной стоимости, т. е. стоимости металла (золото или серебро из которого они изготовлены). Для действительных денег характерно:

- устойчивость денежного обращения, которая обеспечивалась неизменным золотым содержанием денежной единицы, свободной чеканкой монет и свободным перемещением золота между странами. Заместители действительных денег это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т. е. затраченного на их производство общественного труда. Это металлические знаки стоимости и бумажные.

Бумажные деньги появились как заместители, находящиеся в обращении золотых монет. Избыточный выпуск денег для покрытия бюджетного дефицита ведет к из обесцениванию.

Кредитные деньги появились в связи с выполнением функции средства платежа , где деньги выступают обязательством которое должно было погашено через определенный срок. Кредитные деньги прошли след путь развития:

· Вексель

· Банкнота

· Чек

· Пластиковые карточки

· Электронные деньги

6. Денежное обращение.

Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.

Наличное денежное обращение – это движение наличных денег в сфере обращения и выполнения ими функций средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются для оплаты товаров, работ и услуг и других расчетов не связанных с движением товаров (выплата з/п, пенсий, стипендий, пособий, оплаты страховых извещений ценных бумаг).

Безналичные обращение-движение стоимости без участия наличных денег.

Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь, деньги переходят из одной сферы в другую и образуют общий денежный оборот.

Различают 2 группы безналичного обращения:

- по товарным операциям

- по финансовым обязательствам.

Существуют следующие формы безналичных расчетов:

· Расчеты платежными поручениями

· Расчеты платежными требованиями поручениями

· Инкассовые расчеты

· Аккредитивы

· Чеки

· Векселя

· Пластиковые карточки

7. Виды денежных систем.

ДС это устройства денежного обращения в стране сложившийся исторически и закрепленное законодательством.

Различают денежные системы 2-х типов:

- система металлического обращения, которая базируется на деньгах золота и серебра.

- система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости.

При системе металлического обращения выделяют 2 вида денежных систем:

· Биметаллизм

· Монометаллизм

При биметаллизме роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами золотом и серебром, это система и обеспечивала устойчивость денежного обращения .

При монометаллизме роль всеобщего эквивалента закреплена за одним металлом – или золотом или серебром.

Различают 3 разновидности золотого монометаллизма:

1. Золотомонетный стандарт, когда в обращении находились золотые монеты. Он существовал до первой мировой войны.

2. Золотослитковый стандарт при котором банкноты обменивались на слитки для международных расчетов.

3. Золотодевизный стандарт, Дивизы – это платежные средство – для международных расчетов в валюте стран где сохранился обмен банкнот на золото.

Элементами денежной системы являются:

- денежные единицы

- масштаб цен

- виды денег

- элементарные системы

- гос. регулирование денежного обращения

1. Сущность денег.

В историческом аспекте деньги – это товар, который является единым всеобщим эквивалентом и обладает абсолютной ликвидностью. Оригинально высказался о деньгах Адам Смит, подчеркнувший, что мы используем деньги, освобождаясь от них, то есть это универсальный вид вещи, которую человек способен использовать, только отдав ее другим людям, тогда как другие виды вещей используются людьми посредством приобретения, присвоения. Чаще всего сущность денег характеризуют посредством перечисления выполняемых ими функций.

Сущность денег выявилась также посредством раскрытия их особых свойств, Деньгам должны быть присущи следующие качества:

- неподдельность, заключающаяся в сложности изготовления фальшивых денег.

- удобство пользования достигаемое за счет портативности, различаемости, узнаваемости денежных знаков.

- износостойкость, позволяющая использовать деньги в течение продолжительного времени.

- делимость

- однородность.

2.Функции денег.

Полноценные металлические деньги выполняют пять функций:

1. Мера стоимости. При помощи денег субъекты рынка измеряют и соизмеряют стоимость всех товаров эту функцию деньги выполняют идеально при помощи масштаба цен. Масштаб цена - это определенное весовое количество золота, принятое за единицу национальной валюты (рубль, евро, доллар). В последнее время эту функцию выполняет бумажные деньги.

2. Как средство обмена. Деньги выступают в качестве посредника в бесконечном процессе товарно-денежного обращения. Первоначально эту функцию выполняли весовые слитки золота и серебра, затем слитки металлов определенной формы, массы и достоинства.

3. Как средство накопления деньги покидают сферу обращения и оседают в сейфах и на счетах в банках. Первоначально эту функцию золото выполняло в том случае, когда деньги уходили из сокровища.

4. Как средство платежа деньги выступают как средство уплаты долга при несовпадении покупок и продаж во времени и пространстве.

5. Функции мировых денег. Деньги используются для международных расчетов. В роли мировых денег золото выступает как всеобщее платежная средство при кредитных операциях, как всеобщее покупательное средство при оплате сделок наличными и как общественная материализация богатства.

2. Закон денежного обращения.

Из товарной природы денег и принято во внимание только полноценные деньги и разменные казначейские билеты, то закон денежного обращения можно сформулировать в следующем виде: количество денег, необходимых для нормального обращения (КД), должно быть равно сумме цен всех товаров (ЦТ), деленной на скорость оборота одноименных денежных единиц (СО):

КД=ЦТ/СО

Этот закон исходит из посылки, что товары и деньги имеют стоимость и что нормальное товарно-денежное обращение требует такого количества денег, которое зависит от суммы цен проданных товаров и от скорости оборота денег, от среднего числа их оборота.

С учетом различия в рыночном хозяйстве кредитных связей и отношений закон денежного обращения обретает новую модификацию, которую можно представить в следующем виде:

КД=(ЦТ-К+П-ВП)/СО

Где К-сумма цен товаров, проданных в кредит

П – сумма платежей к оплате

ВП – сумма взаимопогашающихся платежей.

3. Денежные агрегаты.

Отдельные виды денежных средств, образующие часть денежной массы, обращающей в стране, в соответствии с присущим им уровнем ликвидности (понимается возможность превращения финансовых активов в деньги) объединяются в денежные агрегаты или денежные комплекты.

Охарактеризуем в общих чертах типичные денежные агрегаты.

Денежный агрегат М0 представляет наличные, то есть самые ликвидные средства. Данный агрегат М1 включает наиболее мобильные денежные средства в виде наличных денег в обращении, денег, находящихся в банковских счетах до востребования, других чековых вкладов и дорожных чеков.

Денежный агрегат М2 состоит из всех видов денежных средств, входящих в комплекс М1, и, кроме того, включают деньги на срочных вкладах, нечековые сберегательные вклады и суммы на счетах взаимных фондов денежного рынка.

Денежный агрегат М3 образуется из М2 присовокуплением к нему крупных срочных сберегательных вкладов, принадлежащих частным организациям, фирмам.

Самый обширный денежный агрегат L включает все денежные средства, входящие в М3, плюс различные ценные бумаги. Ценные бумаги, как известно, тоже могут быть обращены в собственно деньги или иные платежные средства. Но так как обратить их в деньги намного сложнее, чем сберегательные вклады, денежный комплекс L в целом обладает более низкой ликвидностью в сравнении в М2 и М3.

Наши рекомендации