Принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ
1) Принцип единства бюджетной системы РФ (обеспечивается единой экономической политикой, единой бюджетной классификацией);
2) Принцип разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
3) Принцип полноты отражения доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов (все поступающие в бюджет средства должны быть расписаны по направлениям финансирования бюджетной сферы);
4) Принцип сбалансированности бюджета (сальдо бюджета = доходы - расходы):
сальдо бюджета > 0 => профицит бюджета сальдо бюджета < 0 => дефицит бюджета сальдо бюджета = 0 => баланс бюджета |
Данный принцип реализуется так, что расходы любого бюджета должны совпадать с доходами бюджета, т.е. формируется по средствам. Возможна реализация принципа сбалансированности по трём схемам:
1. доходы = расходам
(Если в процессе исполнения бюджета доходная и расходная части не совпадают, вносятся изменения в закон о бюджете; возможна ситуация когда в законе заранее оговаривается порядок распределения дополнительных доходов, а если доходов поступает меньше, то вводится режим сокращения расходов, вплоть до секвестра - пропорционального сокращения расходов; норма о секвестре ныне в бюджетном кодексе РФ не содержится)
2. расходы превышают доходы, образуя дефицит бюджета для покрытия которого необходимо изыскивать дополнительные средства
3. расходы сознательно устанавливаются ниже доходов, формируется профицит
5) Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (предполагает получение наилучшего результата при наименьших издержках);
6) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (означает использование «котлового» метода, формирования доходов для финансирования расходов: конкретные расходы бюджета не «привязываются» к каким-то определённым источникам, но возможны исключения – это часть социальных взносов для выплаты базовой части трудовой пенсии);
7) Принцип прозрачности (открытости) (бюджеты всех уровней обсуждаются и принимаются публично государственными органами);
8) Принцип достоверности (надёжность и реалистичность) (должны достаточно точно прогнозироваться следующие макроэкономические параметры: ВВП, уровень инфляции, динамика мировых цен на продукцию российского экспорта, последствия внесения изменений в налоговое законодательство);
9) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
10) Принцип самостоятельности. Данный принцип означает:
а) Наличие собственных источников дохода бюджета;
б) Закрепление регулирующих доходов бюджета;
в) Право самостоятельно определять направление расходования средств;
г) Право самостоятельно определять источники финансирования дефицитов бюджета;
д) Недопустимость изъятия сумм экономии по расходам бюджета.
11) Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (означает одинаковые бюджетные полномочия органов власти соответствующих уровней);
12) Принцип подведомственности расходов бюджета;
13) Принцип единства кассы (все доходы зачисляются на единый счёт, также все расходы списываются с единого счёта).
К собственным доходам бюджета относятся:
1) Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
2) Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, с законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, представительным органом муниципальных образований (МО);
3) Доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенции.
Бюджетная классификация
Бюджетная классификация РФ – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов, составление бюджетной отчётности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов.
Бюджетная классификация РФ включает:
1) Классификацию доходов бюджетов;
2) Классификацию расходов бюджетов;
3) Классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
4) Классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора гос. управления).