Реализация депозитных услуг коммерческих банков происходит с помощью следующих банковских продуктов: вклады.
110. Какая из перечисленных банковских операций не относится к пассивной:
ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ:
o Привлечение вкладов;
o Привлечение межбанковских кредитов.
АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ:
o Раздача кредитов;
o Инвестирование (в т.ч.на финансовых рынках);
o Межбанковское кредитование.
111. Какая операция Центробанка не относится к рефинансированию кредитных организаций:
112. К активным операциям коммерческого банка относятся следующие:
o Раздача кредитов;
o Инвестирование (в т.ч.на финансовых рынках);
o Межбанковское кредитование.
113. Для сокращения кредитных возможностей банков Центральным банком будут реализовываться следующие мероприятия:
Повышение ставки рефинансирования, меньше предоставлять кредитов КБ, увеличить лимиты минимальных резервов.
114. Потребность в кредите со стороны хозяйствующих субъектов возрастает при следующих условиях: рост экономики, инфляция, задержки платежей покупателей, требование мгновенной оплаты поставщиков.
115. Способы предоставления коммерческого кредита:
- единовременный − предполагает заключение разового кредитного договора на условиях срочности, платности, возвратности;
- вексельный − предполагает осуществление оплаты покупателем собственным векселем либо векселем третьего лица с индоссаментом заемщика;
- сезонный − используется в основном оптовыми и розничными торговыми организациями. Цель такого кредита для торговцев – сформировать необходимые запасы продукции перед сезоном распродаж. Торговые организации заключают с поставщиками коммерческий кредитный договор в виде отсрочки оплаты за поставленные товары до окончания сезона распродаж или рассрочки оплаты в течение определенного периода времени;
- с периодической оплатой − покупатель совершает периодические закупки товара в необходимом ему количестве без заключения все новых и новых кредитных договором с поставщиком. Оплата же согласно условиям договора производится в течение какого-то периода времени после поставки товара либо регулярно в точно установленные договором сроки;
- консигнация − предполагает отсрочку оплаты товаров поставщику; оплата будет производиться только в случае реализации товаров. Если товар реализован не был, он возвращается обратно поставщику.
116. Какой кредит предусматривает наличие специальной лицензии на его осуществление:
Банковский.
117. Верно ли утверждение: Предъявительский вексельный кредит предназначен для кредитования покупателей, а векселедательский - для кредитования поставщиков: ВЕРНО.
Предъявительский кредит открывается для учета передаваемых клиентом банку векселей, выданных различными векселедателями. Он используется теми клиентами, которые предоставляют своим покупателям отсрочку платежа и поэтому имеют в обороте большое количество векселей, срок оплаты которых не наступил.
Под векселедательский кредит клиент выдает свои векселя, которыми рассчитывается за поставленные товары и услуги. Получатели таких векселей затем представляют их в свои банки, которые, в свою очередь, пересылают их в банк векселедателя для погашения за счет открытого кредита.
118. Какому клиенту можно предоставить овердрафт? Постоянному)))
119. Какой кредит выступает как разновидность расчетов между контрагентами: коммерческий.
120. Ссудный процент возрастает:
o Нет уверенности в платежеспособности заемщика
o Нет залога
o Нет поручителей
o Крупная сумма
o Большой срок
121. Какие факторы определяют величину процентной ставки по кредиту:
o Платежеспособность заемщика
o Наличие залога
o Наличие поручителей и созаемщиков
o Размер кредита
o Срок кредита
122. Какой вид обеспечения может обеспечить выдачу ссуды до 100% от суммарной его стоимости (суммы): золото.
123. Что не относится к источникам погашения кредита:
124. При каком лизинге дополнительные расходы по обслуживанию арендуемого имущества берет на себя лизингополучатель: чистый лизинг.
125. Может ли поставщик оборудования (первоначальный собственник) сдавать это же оборудование на условиях финансового лизинга третьему лицу? Уточнить вопрос. Ведь оборудование уже сдано в лизинг – лизингодателем (тем, кто купил у собственника вещичку). Выходит, не может.
126. При факторинге финансовый агент должен выполнять следующие функции:
К обязанностям финансового агента относятся:
а) передача клиенту денежной суммы, полученной от должника.
Эта обязанность носит характер финансирования: сначала финансовый агент перечисляет клиенту денежные средства в размере 70-80% от суммы дебиторской задолженности, затем получает денежные средства от должника, удерживает из них сумму своего вознаграждения, а оставшуюся сумму перечисляет клиенту.
б) уведомление должника об уступке денежного требования.
Данная обязанность возникает у финансового агента в том случае, если договором факторинга указано, что данное уведомление должен произвести финансовый агент. ГК РФ не конкретизирует, какая из сторон договора должна совершить данные действия, поэтому стороны решают данный вопрос самостоятельно.
в) предоставление должнику доказательств, что уступка денежного требования произошла.
Документами, которые могут служить доказательством, что уступка денежного требования финансовому агенту имела место, могут служить копия договора факторинга, акт приема-передачи права денежного требования и тому подобное.
В том случае, если финансовый агент не выполнит данную обязанность, должник вправе произвести по данному требованию платеж клиенту во исполнение своего обязательства перед ним.
г) ведение для клиента бухгалтерского учета и предоставление иных дополнительных услуг.
ГК РФ предусматривает, что финансовый агент может оказывать клиенту дополнительные услуги, но такая обязанность возникает у финансового агента только по соглашению сторон.
Кроме обязанностей финансовый агент обладает некоторыми правами, а именно:
а) финансовый агент имеет право осуществить дальнейшую переуступку денежного требования.
Возможность дальнейшей переуступки зависит от того, содержит ли договор факторинга такой пункт или нет. Если данное положение не вытекает из договора факторинга, то дальнейшая уступка будет признана недействительной. Такое положение закреплено в статье 829 ГК РФ (Приложение №!).
Если договор разрешает финансовому агенту осуществлять дальнейшую уступку, то для нее будут применяться все положения главы 43 ГК РФ.
б) финансовый агент имеет право получить в собственность суммы, полученные от должника.
Данное право основано на статье 831 ГК РФ (Приложение №!), причем, величина денежных средств, получаемых финансовым агентом, зависит от того, в результате какой разновидности финансирования под уступку денежного требования они получены.
Напомним, что согласно статье 824 ГК РФ (Приложение №!), финансирование клиента финансовым агентом может осуществляться либо на основании уступки денежного требования клиента к должнику, либо в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом (кредитный договор).
127. Факторинг имеет смысл применять в следующих случаях:
Таким образом, целью факторинга является получение денежных средств за уступленную дебиторскую задолженность.
Торговая организация, уступающая задолженность, должна обосновать, зачем ей было необходимо продавать дебиторскую задолженность, уплачивая за это вознаграждение финансовому агенту.
Весомыми причинами могут быть:
o истечение срока платежа и временная неплатежеспособность должника.
o необходимость немедленного получения денежных средств, для погашения кредиторских задолженностей с целью избежания убытков.
128. В РФ банковская система является:
Прежде чем охарактеризовать Российскую банковскую систему, обратимся к международному опыту. Как отмечает О.Е. Фомина[1], мировой практике известны два типа финансовых систем, сложившихся в развитых странах. Основной признак, конституирующий тот (иной) тип финансовой системы, - роль коммерческих банков в обеспечении деятельности и финансировании промышленных корпораций. Естественно, это экономический критерий, «далекий» от юриспруденции, но так получается, что в банковском праве, экономические законы значат больше чем нормы права. И страна, с, казалось бы, «идеальным» банковским законодательством может иметь переживающую сотрясения банковскую систему.
Итак, рассмотрим международные банковские системы.
Первый тип - банковско-ориентированная финансовая система, распространенная в континентальной Европе и Японии. Ее отличают:
а) сравнительно низкий уровень развития финансовых рынков, прежде всего рынков рискового капитала;
б) сбережения трансформируются главным образом в форму краткосрочных и долгосрочных кредитов через сеть коммерческих банков и других сберегательных институтов;
в) значительная доля всех финансовых контрактов находится в руках самих банков, а их кредитная политика прямо направлена на финансирование промышленных корпораций;
г) коммерческие банки, как правило, не имеют строгих ограничений в выборе вложений (портфель банка) и контроле за деятельностью корпораций.
Государство оказывает значительную поддержку коммерческим банкам, осуществляя иногда и прямую интервенцию.
Второй тип финансовой системы - рыночно ориентированная, господствующая в США и Великобритании. Для нее характерны:
а) высокий уровень развития рынка капитала; население большую часть своих сбережений вкладывает в производство непосредственно или через систему небанковских финансовых посредников; банки удовлетворяют потребности корпораций главным образом в краткосрочном кредите;
б) коммерческие банки жестко ограничены в формировании портфеля вложений и возможностях контроля корпораций. Государство никогда не вмешивается в деятельность банков. Оно лишь контролирует состояние денежной массы, то есть проводит монетарную политику[2]
Прежде чем отнести банковскую систему Российской Федерации к тому или иному виду мировых систем, проанализируем ее внутреннее устройство.
В соответствии со ст.2 Закона «О банках…» банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Возглавляет Российскую банковскую систему – Банк России. Как мы уже отмечали, его правовой статут установлен Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10.01.2003 г.).
Центральный банк является юридическим лицом и одновременно выступает как институт государства (банк подотчетен Государственной Думе Российской Федерации). С 1 января 2003 года уставный капитал Банка России определен в размере 3 млрд. рублей.
Целями деятельности Банка России являются (Ст. 3 Закона «О ЦБР»):
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Важно подчеркнуть, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
На Банк России возложен ряд функций (ст.3 Закона «О ЦБР…»). Выделим лишь основные:
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор) и др.
Современная банковская система в ее иерархическом построении предусматривает возложение на Банк России достаточно широкого круга административных функций. В частности, действующее законодательство содержат нормы, позволяющие говорить о безусловно административно-распорядительной роли Банка России во всей банковской системе. Отдельной формой проявления этой роли являются мероприятия по применению Банком России мер к кредитным организациям, деятельность которых тем или иным образом не соответствует требованиям законодательства или самого Банка России.
Считаем важным обратить внимание на такую функцию ЦБР как банковское регулирование и банковский надзор. Действующее законодательство (как Закон «О ЦБР», так и Закон «О банках…») содержат нормы, подробно раскрывающую средства, пути реализации и цели поддержания стабильности и надежности банковской системы. Глава X "Банковское регулирование и надзор" Закона о Центробанке определяет, что Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций (ст.55). Надзорные и регулятивные функции Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации. Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. В случае нарушения кредитной организацией законов и иных нормативных актов, непредставления или представления неполной, искаженной информации он имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений. В случае невыполнения данного предписания или в случае реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков) Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в т.ч. изменения структуры активов;
б) замены руководителей кредитной организации;
в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до 6 месяцев;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев.
Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций (ст.75 Закона «О ЦБР»). Таким образом, в России лишь ст.74 Закона о банках содержит обозначение видов санкций. Все конкретные вопросы их применения отражены в подзаконном акте, а именно Инструкции ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности" (в ред. от 11 января 2002 г.[3]).
Следующее звено банковской системы – кредитные организации. Рассмотрению их правового статуса мы посвятим отдельный параграф, отметим, лишь, что законодатель выделяет банки и небанковские кредитные организации.
В настоящее время существует несколько видов коммерческих банков. По принадлежности уставного капитала и способу его формирования различаются акционерные банки, банки с ограниченной или дополнительной ответственностью, с участием иностранного капитала. По видам совершаемых операций банки подразделяются на универсальные и специализированные, по территориальному признаку - на республиканские и региональные. В последнее время стали создаваться и банки функционального профиля - биржевые, ипотечные.
Третье звено Российской банковской системы – филиалы и представительства иностранных банков. Порядок открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций детально урегулирован в Положении, утвержденном приказом ЦБР от 7 октября 1997 г. №02-437[4].
Понятие иностранного банка дается в ст.1 Закона «О банках…» - это банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Под представительством иностранной кредитной организации понимается обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на территории Российской Федерации и получившее разрешение Банка России на открытие Представительства в соответствии с российским законодательством. Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.
Представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в разрешении на открытие Представительства. Таким образом, представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности. Расходы представительства финансируются иностранной кредитной организацией.
Анализ Российской банковской системы показывает, что она не относится не к первой (Европейской), ни ко второй (Американской) банковской системе.
Во-первых, в России высоки финансовые риски. Во-вторых, виды банковской деятельности жестко лимитированы. В-третьих, не развита система кредитования (опять-таки в виду высоких финансовых рисков).
129. Особый статус Центрального банка России определяется следующими положениями:
Конституция России и закон о Центральном банкеустанавливают особый правовой статус этого учреждения, ключевым элементом которого является принцип независимости его от федеральных органов власти. ЦБР не является органом государственной власти, но обладает функциями и полномочиями, которые, по сути, относятся к функциям государственного органа.
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.
130. При избытке ликвидности банков ЦБР будет активизировать следующие операции
131. Ломбардный кредит Центрального банка предоставляется банкам на максимальный срок до:
Ломбардный кредит предоставляется банкам на срок до 30 календарных дней.Договор на предоставление банку ломбардного кредита не пролонгируется.
132. Допишите недостающие инструменты. Для воздействия на денежное обращение ЦБР в настоящее время использует следующие инструменты:
133. Могут ли открывать и вести счета юридических лиц небанковские кредитные организации
134. Какие из перечисленных банковских операций относятся к активной:
o Раздача кредитов;
o Инвестирование (в т.ч.на финансовых рынках);
o Межбанковское кредитование.
135. К активным операциям коммерческого банка относятся следующие:
o Раздача кредитов;
o Инвестирование (в т.ч.на финансовых рынках);
o Межбанковское кредитование.