Государственные финансы экономически развитых стран и их эволюция в конце XIX-XX вв.

В конце ХIХ в. передовые государства вступили в эпоху монополистического капитализма. Монополизм стал важнейшей чертой экономической жизни: усилилась концентрация производства и капитала, произошло сращивание промышленного капитала с банковским и образование финансового капитала, наращивался вывоз капитала, обострились конфликты по поводу передела мира и получения доступа к новым рынкам сбыта и источникам сырья.

В основе этих процессов лежали изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники в конце ХIХ – начале ХХ в., получившие название второй технологической революции. Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства – получила развитие электроэнергетики, появился двигатель внутреннего сгорания. Отраслями-лидерами на рубеже веков стали нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, химическая и сталелитейная промышленность, производство новых видов транспорта и развитие средств коммуникаций. Доминирующее положение приобрели отрасли тяжелой индустрии, по своей природе предполагающие монополистические и олигополистические структуры. Важным следствием этих процессов стало подчинение финансов государства интересам крупных монополистических структур. Средства, мобилизуемые налоговой системой, стали важнейшим источником доходов монополий, а государство надежным и щедрым покупателем их продукции (особенно, в предвоенное время и в ходе войн).

Другой важнейшей чертой Новейшего времени стало повышение экономической роли государства. Мировые войны, «Великая депрессия» 1929–1933 гг., послевоенное восстановление европейской экономики вызвали усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь. Государственные финансы стали играть существенную роль в стимулировании воспроизводства, возросли масштабы и эффективность использования финансовых механизмов в антициклическом регулировании экономики. Многие развитые государства с конца 30-х гг. стали осуществлять кейнсианские рекомендации по борьбе с безработицей путем стимулирования совокупного спроса. Для этого широко применялись финансовые методы: увеличивались госзаказы, наращивались государственные инвестиции, расширялся государственный сектор. После второй мировой войны развитые государства активно использовали финансовые рычаги для опережающего развития передовых отраслей, воплощающих достижения научно-технического прогресса.

Финансы стали играть более заметную роль в регулировании социальных процессов. Революция в России и обострение классовой борьбы в странах Запада во многом стимулировали увеличение социальных расходов, использования финансовых механизмов в смягчении социальной напряженности. Кроме того, научно-технический прогресс предъявлял новые требования к человеку: участие в производстве и всеобщая воинская повинность предполагали определенный уровень образования и здоровья населения. Несмотря на значительные «откаты» во время войн, социальные расходы передовых стран росли опережающими темпами.

Следствием этих процессов стала нарастающая бюджетизация экономики: доля национального дохода, перераспределяемого через бюджет, неуклонно возрастала. Если на рубеже веков в развитых странах она составляла 9-18%, то в 60-е гг. ХХ в. она достигла 35% в США, а в ряде европейских стран превысила 50%.

Существенные подвижки произошли в финансовой системе государства. ХХ в. – время быстрого развития государственного предпринимательства и роста государственного сектора экономки. Во многом этому способствовали войны и «Великая депрессия», «пиком» этого процесса стала национализация целых отраслей экономики в европейских странах после второй мировой войны. Это было вызвано неспособностью частного бизнеса решить ряд общенациональных экономических проблем. Государство вынуждено было принимать на себя ряд общественно-значимых производств и отраслей, которые в силу низкой рентабельности, либо социально-экономической целесообразности (сдерживания монополистического ценообразования) не могли функционировать на принципах частного предпринимательства. К ним относятся: железнодорожный транспорт и связь, электроэнергетика, угольная и нефтедобывающая промышленность и др. После второй мировой войны преимущественно в рамках государственного сектора развивались наукоемкие производства: атомная энергетика, аэрокосмическая промышленность. В работе государственных предприятий ХХ в. доминировали цели получения позитивных общесистемных эффектов; непосредственные результаты их деятельности – приносимые доходы – в целом имели второстепенное значение.

Наконец, финансовая система государства дополнилась специальными правительственными фондами. На смену чрезвычайным бюджетам, решающим проблему увеличения мобильности государственных финансов в ХIХ в., пришли специальные целевые фонды, которые независимо от своего целевого назначения стали важнейшим финансовым резервом правительства. По своему происхождению многие фонды связаны с чрезвычайными обстоятельствами – войнами и послевоенным восстановлением экономики и в прошлом часто носили временный характер. После второй мировой войны экономические, социальные, научно-исследовательские, военные и проч. фонды становятся постоянной составляющей финансовой системы. Количество специальных правительственных фондов растет, их роль в распределении финансовых ресурсов государства повышается.

Наши рекомендации