Условия оплаты труда работников бюджетной сферы
Единая тарифная сетка (ЕТС)
Единая тарифная сетка (далее ЕТС) представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов по категориям работников. В настоящее время она имеет 27-разрядов с диапазоном крайних разрядов 1 к 7,84.
Таблица 1 – Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь
Таблица
Разряды | |||||||||
Коэффициенты | 1,0 | 1,16 | 1,35 | 1,57 | 1,73 | 1,90 | 2,03 | 2,17 | 2,32 |
Разряды | |||||||||
Коэффициенты | 2,48 | 2,65 | 2,84 | 3,04 | 3,25 | 3,48 | 3,72 | 3,98 | 4,26 |
Разряды | |||||||||
Коэффициенты | 4,56 | 4,88 | 5,22 | 5,59 | 5,98 | 6,40 | 6,85 | 7,33 | 7,84 |
Для бюджетных организаций и организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, размер ставки первого разряда определяется Правительством Республики Беларусь.
Для каждой категории работников устанавливается соответствующий тарифный коэффициент.
Ставка первого тарифного разряда должна быть не ниже минимальной заработной платы, принятой в государстве и является обязательной для бюджетных организаций. Данная ставка пересматривается и утверждается Советом Министров Республики Беларусь в зависимости от роста стоимости жизни, повышения минимальной заработной платы.
2. Формирование ставки (оклада) работника
Заработная плата состоит из двух частей:
- постоянной тарифной (включает окончательный размер тарифной ставки (оклада));
- переменной надтарифной (включает компенсирующие и стимулирующие выплаты).
Тарифные ставки (оклады) каждому работнику устанавливаются по результатам аттестации и тарификации. При этом за основу принимают выполняемые работником трудовые функции, конкретные должностные обязанности работников, их образовательный уровень. Кроме того, учитывают содержание и характер выполняемых работ, их разнообразие (комплексность), руководство подчиненными, степень самостоятельности, уровень ответственности.
Различают тарифные ставки (оклады) и «ставки (оклады)».
Тарифные ставки (оклады) работников определяются путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь, и тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь с учетом корректирующих коэффициентов, коэффициентов повышений, учитывающих сложность выполняемых работ, или по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности
Корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) устанавливаются Министерством труда и социальной защиты населения Республики Беларусь для усиления социальной защищенности работников организаций бюджетной сферы с невысокими дохода.
3. Повышения тарифных ставок (окладов)
В бюджетных организациях предусмотрен ряд случаев повышения тарифных ставок. Приведем некоторые из них:
1. Руководителям бюджетных организаций предоставлено право в пределах фонда заработной платы повышать тарифные ставки и должностные оклады руководителям, специалистам и служащим до 7 %. Повышение тарифных окладов самим руководителям организации устанавливается вышестоящим органом (п. 2.1 Приложения 1 к Постановлению № 6);
2. Молодым специалистам:
- получившим высшее и среднее специальное образование, направленным работу по распределению в бюджетные организации повышение тарифных окладов (ставок) предусмотрено на 10 % от тарифного оклада. Данное повышение устанавливается в течение двух лет со дня заключения с ними трудового договора (контракта) (п.1 п.п. 2 Постановления СМ № 1267 от 01.09.2010 г.).
3. Повышения тарифных ставок (окладов), обусловленные отраслевым характером работы устанавливаются:
• всем педагогическим работникам (за исключением профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и учреждений образования (подразделений учреждений образования), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров) бюджетных организаций, в том числе и организаций здравоохранения – на 25 %. Должности специалистов из числа педагогических работников приведены в приложении к Положению о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышению тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций (п.п. 1.3. постановления № 1267);
• врачам всех специальностей, включая руководителей, работающим в бюджетных организациях здравоохранения – на 25 %. Положение не распространяется на медицинских работников, имеющих среднее специальное образование (в том числе и зубных врачей), ветеринарных врачей, провизоров, фармацевтов, специалистов с высшим немедицинским образованием (п.п. 1.4. п.1 постановления № 1267);
• работникам учреждений социального обслуживания, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности этих учреждений (за исключением работников, указанных в предыдущих подпунктах) - на 15 %;
• врачам, выполняющим высокотехнологичные и сложные медицинские вмешательства, осуществляющие интенсивную терапию больных после операций:
- имеющим высшую квалификационную категорию, - на 250 процентов;
- имеющим первую квалификационную категорию, - на 200 процентов;
(п. 1.1.Указ Президента от 26.12.2005 г. № 619);
• работникам культурно-просветительных и учреждений социального обслуживания, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности данных учреждений - на 15 % (п.п. 1.6. п.1 постановления № 1267).
Кроме названных повышений Постановлением № 6 предусмотрен перечень категорий работников, которым установлены размеры повышений в процентах от тарифной ставки первого разряда, тарифной ставки (оклада), либо повышения установлены в виде фиксированного количества тарифных ставок первого разряда. Они приведены:
- для организаций здравоохранения и социальной защиты –
- для учреждений образования ;
- для специализированных учебно-спортивных учреждений, училищ олимпийского резерва, специализированных по спорту классов учреждения образования «Минское суворовское военное училище».
4. За стаж работы по специальности (в отрасли).
Повышение тарифных ставок и окладов за стаж работы по специальности (в отрасли) (за исключением служащих государственного аппарата) распространяется на работников бюджетных организаций независимо от отраслевой принадлежности и производится, в следующих размерах:
до 5 лет – 10 %;
от 5 до 10 лет – 15%;
от 10 до 15 лет – 20%;
от 15 лет и выше – 30%.
Дифференцированное повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы по специальности предусмотрено Положением о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли), утвержденным Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12.01.2000 № 4. Наряду с названным Положением в Республике Беларусь действуют нормативные документы, регулирующие порядок исчисления стажа работы в других отраслях бюджетной сферы.
5. За работу на контрактной основе.
Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 29 (подп. 2.5 п.2) «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений и укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» контракт, заключенный с работником, должен предусматривать повышение тарифных ставок (не более чем на 50%, если больший размер не предусмотрен законодательством). Контракт – это трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный в нем срок – не менее одного года. При этом в случае, если с работником был заключен трудовой договор на неопределенный срок, контракт может быть заключен с работником при условии письменного предупреждения его об этом не позднее чем за один месяц до заключения контракта.
Надбавки и доплаты
В бюджетных организациях виды надбавок и доплат, их максимальные размеры устанавливаются Министерством труда и социальной защиты. Решение об установлении таких выплат конкретному работнику устанавливает наниматель.
Доплаты к заработной плате за выполненную работу и отработанное время:
1. Доплаты за совмещение профессий (должностей) руководителям дошкольных учреждений и их заместителям, помощникам руководителей организаций, главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям, специалистам, служащим, рабочим доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются в размерах до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ. (п.п. 2.5 Прил. 1 к пост 6)
Размеры доплат по приведенным основаниям устанавливаются нанимателем по соглашению с работником.
При совмещении профессий (должностей) признают выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную по другой профессии (должности) у одного и того же нанимателя (ст. 67 ТК).
2. Оплата труда работников, состоящих в списочном составе организации за выполнение кроме основной работы, работы по совместительству (внутреннее совместительство) Совместительствов отличие от совмещения профессий (должностей) признают выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или другого нанимателя в одной и той же организации на условиях трудового договора. На условиях трудового договора у одного и того же нанимателя (внутреннее совместительство) или у другого нанимателя (внешнее совместительство).
Труд работающих по совместительству оплачивается пропорционально отработанному времени, а при установлении работающим по совместительству с повременной оплатой труда нормированных заданий – по конечному результату за фактически выполненный объем работы (ст. 346 ТК).
3. Доплата за руководство бригадой. Бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы, доплаты за руководство бригадой устанавливаются в размере до 26 процентов тарифной ставки 1-го разряда в зависимости от численности бригады. Бригады создаются при численности не менее пяти человек.
Премирование работников
Премирование используется для дополнительного стимулирования работников за достижение как индивидуальных, так и коллективных показателей, ё
Руководители организации, финансируемых из бюджета вправе производить премирование работников, направляя на эти цели, выделенные из бюджета средства в размере 20 процентов планового фонда заработной платы и экономию средств, предусмотренных на оплату труда.
Показатели, условия премирования и размеры премий работников определяются положениями о премировании, утверждаемыми руководителями организаций. Конкретные размеры премий работников определяются в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы и максимальными размерами не ограничиваются. Размер премии устанавливается приказом руководителя.
Премирование руководителей организаций осуществляется в порядке, определяемом вышестоящим органом управления.