Фонд заработной платы. формы и виды оплаты труда

Условия оплаты труда работников бюджетной сферы

Единая тарифная сетка (ЕТС)

Единая тарифная сетка (далее ЕТС) представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов по категориям работников. В настоящее время она имеет 27-разрядов с диапазоном крайних разрядов 1 к 7,84.

Таблица 1 – Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь

Таблица

Разряды
Коэффициенты 1,0 1,16 1,35 1,57 1,73 1,90 2,03 2,17 2,32
Разряды
Коэффициенты 2,48 2,65 2,84 3,04 3,25 3,48 3,72 3,98 4,26
Разряды
Коэффициенты 4,56 4,88 5,22 5,59 5,98 6,40 6,85 7,33 7,84

Для бюджетных организаций и организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, размер ставки первого разряда определяется Правительством Республики Беларусь.

Для каждой категории работников устанавливается соответствующий тарифный коэффициент.

Ставка первого тарифного разряда должна быть не ниже минимальной заработной платы, принятой в государстве и является обязательной для бюджетных организаций. Данная ставка пересматривается и утверждается Советом Министров Республики Беларусь в зависимости от роста стоимости жизни, повышения минимальной заработной платы.

2. Формирование ставки (оклада) работника

Заработная плата состоит из двух частей:

- постоянной тарифной (включает окончательный размер тарифной ставки (оклада));

- переменной надтарифной (включает компенсирующие и стимулирующие выплаты).

Тарифные ставки (оклады) каждому работнику устанавливаются по результатам аттестации и тарификации. При этом за основу принимают выполняемые работником трудовые функции, конкретные должностные обязанности работников, их образовательный уровень. Кроме того, учитывают содержание и характер выполняемых работ, их разнообразие (комплексность), руководство подчиненными, степень самостоятельности, уровень ответственности.

Различают тарифные ставки (оклады) и «ставки (оклады)».

Тарифные ставки (оклады) работников определяются путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь, и тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь с учетом корректирующих коэффициентов, коэффициентов повышений, учитывающих сложность выполняемых работ, или по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности

Корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) устанавливаются Министерством труда и социальной защиты населения Республики Беларусь для усиления социальной защищенности работников организаций бюджетной сферы с невысокими дохода.

3. Повышения тарифных ставок (окладов)

В бюджетных организациях предусмотрен ряд случаев повышения тарифных ставок. Приведем некоторые из них:

1. Руководителям бюджетных организаций предоставлено право в пределах фонда заработной платы повышать тарифные ставки и должностные оклады руководителям, специалистам и служащим до 7 %. Повышение тарифных окладов самим руководителям организации устанавливается вышестоящим органом (п. 2.1 Приложения 1 к Постановлению № 6);

2. Молодым специалистам:

- получившим высшее и среднее специальное образование, направленным работу по распределению в бюджетные организации повышение тарифных окладов (ставок) предусмотрено на 10 % от тарифного оклада. Данное повышение устанавливается в течение двух лет со дня заключения с ними трудового договора (контракта) (п.1 п.п. 2 Постановления СМ № 1267 от 01.09.2010 г.).

3. Повышения тарифных ставок (окладов), обусловленные отраслевым характером работы устанавливаются:

• всем педагогическим работникам (за исключением профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и учреждений образования (подразделений учреждений образования), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров) бюджетных организаций, в том числе и организаций здравоохранения – на 25 %. Должности специалистов из числа педагогических работников приведены в приложении к Положению о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышению тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций (п.п. 1.3. постановления № 1267);

• врачам всех специальностей, включая руководителей, работающим в бюджетных организациях здравоохранения – на 25 %. Положение не распространяется на медицинских работников, имеющих среднее специальное образование (в том числе и зубных врачей), ветеринарных врачей, провизоров, фармацевтов, специалистов с высшим немедицинским образованием (п.п. 1.4. п.1 постановления № 1267);

• работникам учреждений социального обслуживания, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности этих учреждений (за исключением работников, указанных в предыдущих подпунктах) - на 15 %;

• врачам, выполняющим высокотехнологичные и сложные медицинские вмешательства, осуществляющие интенсивную терапию больных после операций:

- имеющим высшую квалификационную категорию, - на 250 процентов;

- имеющим первую квалификационную категорию, - на 200 процентов;

(п. 1.1.Указ Президента от 26.12.2005 г. № 619);

• работникам культурно-просветительных и учреждений социального обслуживания, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности данных учреждений - на 15 % (п.п. 1.6. п.1 постановления № 1267).

Кроме названных повышений Постановлением № 6 предусмотрен перечень категорий работников, которым установлены размеры повышений в процентах от тарифной ставки первого разряда, тарифной ставки (оклада), либо повышения установлены в виде фиксированного количества тарифных ставок первого разряда. Они приведены:

- для организаций здравоохранения и социальной защиты –

- для учреждений образования ;

- для специализированных учебно-спортивных учреждений, училищ олимпийского резерва, специализированных по спорту классов учреждения образования «Минское суворовское военное училище».

4. За стаж работы по специальности (в отрасли).

Повышение тарифных ставок и окладов за стаж работы по специальности (в отрасли) (за исключением служащих государственного аппарата) распространяется на работников бюджетных организаций независимо от отраслевой принадлежности и производится, в следующих размерах:

до 5 лет – 10 %;

от 5 до 10 лет – 15%;

от 10 до 15 лет – 20%;

от 15 лет и выше – 30%.

Дифференцированное повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы по специальности предусмотрено Положением о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли), утвержденным Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12.01.2000 № 4. Наряду с названным Положением в Республике Беларусь действуют нормативные документы, регулирующие порядок исчисления стажа работы в других отраслях бюджетной сферы.

5. За работу на контрактной основе.

Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 29 (подп. 2.5 п.2) «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений и укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» контракт, заключенный с работником, должен предусматривать повышение тарифных ставок (не более чем на 50%, если больший размер не предусмотрен законодательством). Контракт – это трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный в нем срок – не менее одного года. При этом в случае, если с работником был заключен трудовой договор на неопределенный срок, контракт может быть заключен с работником при условии письменного предупреждения его об этом не позднее чем за один месяц до заключения контракта.

Надбавки и доплаты

В бюджетных организациях виды надбавок и доплат, их максимальные размеры устанавливаются Министерством труда и социальной защиты. Решение об установлении таких выплат конкретному работнику устанавливает наниматель.

Доплаты к заработной плате за выполненную работу и отработанное время:

1. Доплаты за совмещение профессий (должностей) руководителям дошкольных учреждений и их заместителям, помощникам руководителей организаций, главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям, специалистам, служащим, рабочим доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются в размерах до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ. (п.п. 2.5 Прил. 1 к пост 6)

Размеры доплат по приведенным основаниям устанавливаются нанимателем по соглашению с работником.

При совмещении профессий (должностей) признают выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную по другой профессии (должности) у одного и того же нанимателя (ст. 67 ТК).

2. Оплата труда работников, состоящих в списочном составе организации за выполнение кроме основной работы, работы по совместительству (внутреннее совместительство) Совместительствов отличие от совмещения профессий (должностей) признают выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или другого нанимателя в одной и той же организации на условиях трудового договора. На условиях трудового договора у одного и того же нанимателя (внутреннее совместительство) или у другого нанимателя (внешнее совместительство).

Труд работающих по совместительству оплачивается пропорционально отработанному времени, а при установлении работающим по совместительству с повременной оплатой труда нормированных заданий – по конечному результату за фактически выполненный объем работы (ст. 346 ТК).

3. Доплата за руководство бригадой. Бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы, доплаты за руководство бригадой устанавливаются в размере до 26 процентов тарифной ставки 1-го разряда в зависимости от численности бригады. Бригады создаются при численности не менее пяти человек.

Премирование работников

Премирование используется для дополнительного стимулирования работников за достижение как индивидуальных, так и коллективных показателей, ё

Руководители организации, финансируемых из бюджета вправе производить премирование работников, направляя на эти цели, выделенные из бюджета средства в размере 20 процентов планового фонда заработной платы и экономию средств, предусмотренных на оплату труда.

Показатели, условия премирования и размеры премий работников определяются положениями о премировании, утверждаемыми руководителями организаций. Конкретные размеры премий работников определяются в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы и максимальными размерами не ограничиваются. Размер премии устанавливается приказом руководителя.

Премирование руководителей организаций осуществляется в порядке, определяемом вышестоящим органом управления.

Расчеты со стипендиатами

1. Виды стипендий студентов и учащихся, их размеры, порядок назначения и выплаты

2. Стипендии магистрантов аспирантов, клинических ординаторов, докторантов

3. Учет расчетов со стипендиатами

1. Виды стипендий студентов и учащихся. Их размеры, порядок назначения и выплаты

Порядок назначения и выплаты пособий в Республике Беларусь регулируется следующими нормативными документами:

1 Кодекс Республики Беларусь от 13.01.2011 № 243-З «Кодекс Республики Беларусь об образовании».

2 Указ Президента Республики Беларусь от 06.09.2011 № 398 (ред. от 30.12.2011) «О социальной поддержке обучающихся».

3 Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 22.09.2011 № 261/96 «О некоторых вопросах стипендиального обеспечения и осуществления других денежных выплат обучающимся».

Стипендии подразделяются на следующие виды:

1. Учебные;

2. Социальные;

3. Специальные;

4. Именные;

5. Персональные стипендии совета учреждения высшего образования;

6. Президента Республики Беларусь;

7. Руководящим кадрам;

8. Аспирантам, докторантам.

Размеры учебных стипендий устанавливаются Президентом Республики Беларусь. Критерии успеваемости обучающихся, условия и порядок назначения и выплаты учебных стипендий определяются Правительством Республики Беларусь.

Учет внебюджетных средств

Виды внебюджетных средств

Согласно Бюджетному кодекс они могут осуществлять приносящую доходы деятельность (за исключением государственных органов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций, либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам (ст. 79 БдК). Таким образом, бюджетные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не противоречащую их уставу, и извлечение прибыли не является основной ее целью.

Под внебюджетными средствами от приносящей доходы деятельности бюджетной организации понимаются денежные средства, в том числе в иностранной валюте, полученные от деятельности по изготовлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг, предназначенных для реализации иным физическим и юридическим лицам, и от иной приносящей доходы деятельности (п.3 Положения № 641).

Государственные органы могут осуществлять приносящую доходы деятельность и, следовательно, иметь внебюджетные средства только в случаях, если такое право государственному органу предоставлено Президентом Республики Беларусь.

Внебюджетные средства неоднородны по принципу происхождения и использования, в связи с чем их можно условно разделить на средства, принадлежащие и не принадлежащие организации.

К средствам, принадлежащим организациям относятся:

1. Доходы от основной деятельности: от реализации изделий, работ, услуг при осуществлении бюджетной организацией возложенных на нее в соответствии с законодательством функций некоммерческого характера;

2. Доходы от реализации имущества, приобретенного за счет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности,

3. Внереализационные доходы, полученные при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), не связанные с основной деятельностью.

К средствам, не принадлежащим бюджетным организациям,относятся суммы по поручениям и депозитные суммы.

Средства, в т.ч. в иностранной валюте, получаемые от приносящей доходы деятельности, после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский и местные фонды и осуществления расходов остаются в распоряжении бюджетной организации.

С 1 января 2013 г. внебюджетные средства могут использоваться на:

1. обеспечение функционирования бюджетных организаций по направлениям, определяемым Правительством Республики Беларусь;

2. развитие материально-технической базы;

3. осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Определение порядка формирования внебюджетных средств, осуществление расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направления и порядок использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь, отнесено к компетенции Правительства Республики Беларусь.

Бюджетные организации, имеющие внебюджетные средства, обязаны составлять сметы доходов и расходов внебюджетных средств по каждому виду деятельности по форме, утвержденной Министерством финансов Республики Беларусь.

Вычет сумм НДС

4. На сумму НДС, подлежащую вычету:

Д-т субсч.173 «Расчеты с бюджетом»

К-т субсч. 175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)».

5. При отнесении сумм НДС, уплаченных при приобретении объектов, используемых при производстве продукции (работ, услуг), освобожденных от уплаты НДС на затраты:

Д-т субсч. 080 «Затраты на производство», 082 «Затраты на научно-исследовательские работы по договорам», 211 «Расходы по внебюджетным средствам»

К-т субсч. 175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)».

Перечисление сумм НДС в доход бюджета:

6. Д-т субсч. 173 «Расчеты с бюджетом»

К-т субсч. 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам», 118 «Текущий валютный счет по внебюджетным средствам».

2.Учет финансовых результатов и использование прибыли

Финансовый результат (прибыль или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении.

Следует отметить, что бюджетные организации, в отличие от коммерческих, не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Таким образом, прибыль в бюджетных организациях является дополнительным источником средств организации, направляемая на цели, связанной с основной ее деятельностью.

Основные задачи учета финансового результата:

1. Определение и учет финансовых результатов внебюджетной деятельности;

2. Правильное и своевременное исчисление налога на прибыль;

3. Контроль за обоснованным ее распределением по фондам и использованием.

Для отражения результатов процесса реализации ведутся активно-пассивные сопоставляющие субсчета 280 «Реализация продукции (работ, услуг)» и 281 «Реализация других материальных ценностей». По дебету названных субсчетов отражается фактическая себестоимости реализованной продукции, налоги (НДС), а по кредиту – выручка от реализации по договорным или продажным ценам. По результатам сопоставления дебетовых и кредитовых оборотов этих субсчетов определяется финансовый результат, который может быть представлен прибылью или убытком.

Учет прибылей и убытков ведется на активно-пассивном субсчете 410 «Прибыли и убытки» по видам деятельности.

По дебету субсчета 410 «Прибыли и убытки» отражается с нарастающим итогом с начала года сумма убытка и потерь, по кредиту – прибыль и доходы. Суммы внереализационных доходов и расходов также подлежат отражению на субсчете 410 «Прибыли и убытки».

Сальдо может быть только кредитовым (отражать суму прибыли) или дебетовым (отражать сумму убытка).

Официальные разъяснения со стороны Министерства финансов Республики Беларусь по периодичности закрытия субсчетов 280 «Реализация продукции (работ, услуг)» и 281 «Реализация других материальных ценностей» отсутствуют.

Инструкцией о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь31 декабря 2009 г. № 157 определено ежемесячное списание расходов, учтенных по дебету субсчета 211 «Расходы по внебюджетным средствам» (кроме подсобных сельских и учебно-опытных хозяйств, в которых они списываются в конце финансового года)на уменьшение прочих источников, что в учете отражается записью:

Д-тсубсч. 237 "Прочие источники", 280 "Реализация продукции (работ, услуг)")

К-т субсч. 211 «Расходы по внебюджетным средствам».

В бухгалтерском учете на сумму прибыли составляется запись:

Д-т субсч. 280 «Реализация продукции (работ, услуг)» и 281 «Реализация других материальных ценностей»

К-т субсч. 410 «Прибыли и убытки».

При выявлении убытка составляется обратная запись:

Д-тсубсч. 410 «Прибыли и убытки»

К-тсубсч. 280 «Реализация продукции (работ, услуг)» и 281 «Реализация других материальных ценностей».

Организация при определении финансового результата вправе использовать субсчет 237 «Прочие источники» вместо субсчета 280 «Реализация продукции (работ, услуг)».Выбор счета, на котором бюджетная организация будет учитывать выручку от реализации, необходимо отразить в рабочем плане счетов и прописать в учетной политике организации.

В этом случае сумма прибыли отражается записью:

Д-т субсч. 237 «Прочие источники»

К-т субсч. 410 «Прибыли и убытки».

При выявлении убытка составляется обратная запись:

Д-тсубсч. 410 «Прибыли и убытки»

К-тсубсч. 237 «Прочие источники».

Ежемесячно по дебету субсчета 410 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с кредитом субсчета 411 "Использование прибыли" производится списание сумм использования внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении организации (Письма N 15-1-19/75). При этом остатков по субсчетам 237 «Прочие источники», 280 «Реализация продукции (работ, услуг)», и 281 «Реализация других материальных ценностей», на конец месяца и конец года не должно быть.

Д-т субсч. 410 «Прибыли и убытки».

К-т субсч. 411 «Использование прибыли»

Аналитический учет по субсчету 410 "Прибыли и убытки" ведется по видам внебюджетной деятельности и направлениям использования прибыли. Данные аналитического учета по субсчету 410 "Прибыли и убытки" используются для составления квартальных и годового отчетов об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств по форме 4.

Бухгалтерская отчетность

1. Состав и порядок заполнения и представления бухгалтерской и статистической отчетности

Типовые формы отчетности бухгалтерской отчетности заполняются в соответствии с требованиями, определенными Инструкцией № 22.

При составлении бухгалтерской отчетности применяется бюджетная классификация Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208.

Распорядители средств, имеющие обособленные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс, а также централизованные бухгалтерии, обслуживающие бюджетные организации, составляют сводную бухгалтерскую отчетность.

Формы бухгалтерской отчетности заполняются в соответствии с предусмотренными в них показателями. В случае отсутствия данных по показателям соответствующие строка и графа формы не заполняются.

Внесение в утвержденные формы бухгалтерской отчетности дополнительных показателей, их объединение или изменение без согласования с Министерством финансов не допускается. Согласование с Министерством финансов осуществляется по письменному обращению распорядителя бюджетных средств до окончания отчетного периода.

Во всех формах бухгалтерской отчетности должна быть соблюдена логическая и арифметическая увязка показателей, увязка с показателями остатков по статьям бухгалтерского баланса, между отдельными формами бухгалтерской отчетности. Взаимная проверка основных показателей форм периодической и годовой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений производится по схеме, приведенной в Инструкции № 22.

Плановые показатели в формах бухгалтерской отчетности должны соответствовать утвержденным бюджетным сметам, сметам доходов и расходов внебюджетных средств с учетом внесенных в отчетном периоде в установленном порядке изменений.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам, производятся в бухгалтерской отчетности, составляемой за тот отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений. Исправление ошибок должно быть подтверждено подписью главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) с указанием даты исправления.

Одновременно с годовыми и квартальными отчетами представляется пояснительная записка.

В формах бухгалтерской отчетности указываются должности, фамилия и инициалы ответственных за их составление лиц - исполнителей, номер телефона и дата составления документа.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером получателя (распорядителя) бюджетных средств либо иными лицами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В случае ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, при которой создана централизованная бухгалтерия, и главным бухгалтером централизованной бухгалтерии.

Формы бухгалтерской отчетности по сети, штатам и контингентам, содержащие плановые показатели, также подписываются руководителем планово-экономической службы.

Бухгалтерская отчетность представляется на бумажном носителе, в электронном виде - по указаниям Министерства финансов Республики Беларусь.

2. Бухгалтерский баланс (форма 1)

Бухгалтерский баланс является отчетным документом, в котором отражены и обобщены в денежной оценке на определенную дату наличие (состояние) хозяйственных средств бюджетных учреждений, а также по источникам их образования и целевому назначению в стоимостном измерении. К составлению бухгалтерского баланса приступают после проведения декабрем отдельной строкой заключительных записей по субсчетам текущего учета. На основании остатков, выведенных по всем субсчетам книги журнал-главная формы 308, сверенных с данными аналитического учета, составляют формы годового отчета.

Средства и источники формирования средств объединены в разделы, в которых выделяются статьи, содержащие величину остатка определенных видов имущества или источников их формирования (бюджетные и внебюджетные).

В Активе бухгалтерского баланса (далее баланс) девять разделов:

I. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

II. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ

III. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ В СОСТАВЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

IV. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО

V. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

VI. РАСЧЕТЫ

VII. РАСХОДЫ

VIII. УБЫТКИ

IX. ЗАТРАТЫ НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

В Пассиве бухгалтерского баланса шесть разделов:

I. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЗАЙМЫ, РАСЧЕТЫ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ

II. ФОНДЫ И СРЕДСТВА ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

III. РАСЧЕТЫ

IV. РЕАЛИЗАЦИЯ

V. ДОХОДЫ И ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА

Каждое учреждение заполняет в балансе только те статьи, которые к нему относятся.

При этом начальные остатки бухгалтерского баланса по графе 3 «На начало года» должны соответствовать данным годового бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному, по графе 4 «на конец года (квартала)». В случае изменения начальных остатков причины расхождения приводятся в «Пояснительной записке» (форма 16).

В Активе баланса отражаются хозяйственные средства бюджетной организации. Так, например, разделе «Основные средства» баланса отражаются основные средства, нематериальные активы (субсчет 019 «Прочие основные средства»), принадлежащие бюджетной организации, в том числе и сданные в аренду. Учитываются в балансе по первоначальной (восстановительной) стоимости, состоящей из фактических расходов на их приобретение, возведение (сооружение) и изготовление, включая расходы по доставке, монтажу и установке, и других расходов.

Амортизацию по основным средствам бюджетные учреждения зачисляют на уменьшение фонда в основных средствах (субсчет 250 «Фонд в основных средствах») и отражают в балансе по субсчету 020 «Амортизация основных средств». Сумма остатков этих двух субсчетов в пассиве должна равняться сумме остатка по счету 01 «Основные средства» актива на начало и на конец отчетного периода соответственно и равна итогу по счету 01«Основные средства», отраженному в форме 5 «Отчет о движении основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств».

На субсчетах раздела «Материальные запасы» отражаются принадлежащие бюджетной организации строительные материалы, оборудование к установке, материалы, продукты питания, топливо и горючее, корма, фураж, тара, запасные части к машинам и оборудованию, изделия производственных (учебных) мастерских, продукция подсобных сельских хозяйств, животные на выращивании и на откорме, материалы для учебных, научных и других целей, а также материалы длительного использования и на лабораторном испытании, спецоборудование для хоздоговорных научно-исследовательских работ по стоимости их приобретения.

На субсчете 030 «Продукция на складе» в балансе учитываются остатки готовых изделий, изготовленных в производственных (учебных) мастерских, готовая печатная продукция.

На субсчете 031 «Продукция (работы, услуги) отгруженная» в отчете отражаются остатки отгруженной покупателям, но не оплаченной продукции в организациях, использующих вариант определения выручки по оплате отгруженной продукции.

На субсчетах 043 «Материалы длительного пользования для научных исследований и на лабораторном испытании», 044 «Спецоборудование для договорных научно-исследовательских работ» в научно-исследовательских и высших учебных заведениях учитываются соответственно материалы для научно-исследовательских работ, используемые неоднократно или длительное время, а также спецоборудование, приобретенное для выполнения договорных научно-исследовательских работ по конкретной теме заказчика до передачи его в научное подразделение.

В разделе «Материальные запасы» материалы, за исключением продуктов питания и медикаментов, отражаются по ценам их приобретения с включением в них стоимости расходов по доставке и других расходов по приобретению. Продукты питания и медикаменты отражаются по ценам приобретения без вычета предоставляемых торговыми организациями скидок. В их стоимость не включаются также транспортные расходы по их доставке, которые относятся на фактические затраты по статье 1.10.05.00 «Оплата транспортных услуг». Остатки по счету 06 «Материалы и продукты питания» в активе бухгалтерского баланса на начало и конец года должны соответствовать итоговым записям остатков по данному счету в форме 6 «Отчет о движении материальных ценностей».

В разделе «Отдельные предметы в составе оборотных средств» (субсчета 070-073) показываются все принадлежащие организации отдельные предметы, белье, постельные принадлежности, одежда и обувь, включая и находящиеся на складе по фактическим затратам на их приобретение. Остатки по субсчетам 070-073 счета 07 «Отдельные предметы в составе оборотных средств» в активе баланса на начало и конец года должны быть равны остатку по субсчету 260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств» пассива баланса и остатку по данному счету в форме 5 «Отчет о движении основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств».

На субсчетах раздела баланса «Денежные средства» отражаются остатки денежных средств на текущих счетах в банке и кассе, депозитных (вкладных) банковских счетах, на карт-счетах, остатки по лимитированным чековым книжкам, прочие денежные документы, бланки строгой отчетности и т.д.

Внебюджетные денежные средства бюджетных организаций, полученные от других предприятий и организаций на выполнение всякого рода поручений, поступившие на укрепление и расширение материально-технической базы учебных заведений или полученные бюджетной организацией от выполненных платных работ или услуг, а также средства внебюджетных и централизованных фондов и другие внебюджетные средства отражаются в балансе в сумме их остатка по субсчетам: 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам», 112 «Текущий счет по депозитам», 114 «Текущий счет по внебюджетным фондам», 118 «Текущий валютный счет по внебюджетным средствам».

На субсчете 100 «Текущий счет по бюджету» отражается остаток денежных средств по текущему счету, а на субсчете 101 «Текущий валютный счет по бюджету» - остаток денежных средств в иностранной валюте на текущих валютных счетах в банке, поступивших в порядке бюджетного финансирования, а также приобретенных на внутреннем валютном рынке в соответствии с законодательством за счет бюджетных ассигнований и зачисленные на валютный счет. В отчетности иностранная валюта и средства, приобретенные за счет иностранной валюты, дебиторская и кредиторская задолженности отражаются в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату составления бухгалтерской отчетности. Разница, возникающая при изменении Национальным банком курсов иностранных валют, на дату совершения хозяйственной операции и на дату составления бухгалтерской отчетности, зачисляется бюджетными организациями на увеличение или уменьшение бюджетного или внебюджетного источника финансирования.

В разделе VI «Расчеты» баланса все не законченные к концу года расчеты показываются раздельно: в активе - дебиторская задолженность, в пассиве – кредиторская. В соответствии с Инструкцией № 22, объединение (свертывание) этих видов задолженности не допускается.

На субсчете 200 «Расходы по бюджету» в активе баланса показываются суммы понесенных расходов на отчетную дату, произведенные за счет бюджетного финансирования. В квартальных балансах остаток по субсчету 200 «Расходы по бюджету» отражает произведенные расходы с нарастающим итогом с начала года с учетом начального остатка. По состоянию на 1 января показывается сумма расходов, не покрытых бюджетным финансированием после проведения заключительных операций по счетам текущего учета. На субсчете 200 «Расходы по бюджету», согласно Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 157 (далее Инструкция № 157), в активе баланса на 1 января могут оставаться суммы начисленной заработной платы персоналу, относящиеся ко второй половине декабря текущего года, расходы на нужды организации за потребленные коммунальные услуги, услуги связи и др.

На субсчете 210 «Расходы к распределению» остаток в активе баланса отражает расходы, понесенные за отчетный период, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно на определенный вид деятельности, определенный вид изделий или продукции в случаях, когда имеется несколько источников финансирования или вырабатывается несколько видов продукции. На этом счете учитываются также расходы будущих периодов.

Распределение накладных расходов в подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах, учтенных на субсчете 210 «Расходы к распределению» производится по окончании финансового года.

На субсчете 211 «Расходы по внебюджетным средствам» остаток на конец года в научно-исследовательских организациях и подсобных хозяйствах, означает наличие незавершенного производства. Суммы понесенных расходов, предусмотренные сметой доходов и расходов внебюджетн

Наши рекомендации