Государственные и муниципальные финансы в социально-экономическом развитии территорий.

Государственные и муниципальные финансы – это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

Государственные финансы – это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы включают:

· средства местного бюджета;

· муниципальные внебюджетные фонды;

· государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

· Муниципальные финансы основываются на принципах:

· самостоятельности;

· государственной финансовой поддержки;

· гласности.

Сущность и функции налогов, понятие налоговой системы

Налоги – это доля государства, добавленной стоимости произведенной всеми субъектами рынка или ВНП. Налоги изымаются у хозяйствующих субъектов и физических лиц, в принудительном порядке в соответствующем налоговом порядке.

Принципы налогообложение:

1. Определенность (сколько и когда он должен заплатить налоги)

2. Справедливость – означает, что налогоплательщики должны бить обложены налогом на доход и имущество

3. Дешевизна – финансовое управление должно стоить минимум средств

4. Удобство – для налогоплательщика не должно быть проблем при подсчете налогов

1748 году Ш.Монтескье написал: «Налоги – это часть доходов гражданина, которыми он делится с государством, что бы спокойно и безопасно пользоваться остальным доходом».

Функции налогов:

1. Фискальная связана с обеспечиванием органов власти финансовыми ресурсами

2. Регулирующая воздействие налогов на экономическое поведение субъектов и таким образом в регулировании воспроизводственного процесса.

Налоговая система должна обеспечивать сбалансирование выполнение налоговой обеих функций.

Налоговая система – это совокупность налогов установленная законодательством, В РФ налоговом кодексе налоги сгруппированы по уровням государственного управления: федеральный, региональные, местные.

Классификация налогов

1. Прямые налоги – на доходы и имущество налогоплательщиков

2. Косвенные налоги – налоги на товары и услуги .

В отличие от прямых налогов косвенные налоги уплачив конечным потребителем товара или услуги.

- по субъекту уплаты:

1. физические лица;

2. юридические лица.

- по объектам налогообложения:

1) имущество (движимое, недвижимое);

2) доход (прибыль) от экономической деятельности;

3) операции по реализации товаров, работ, услуг;

4) ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию России (или с неё);

5) отдельные виды экономической деятельности;

6) отдельные объекты.

- по полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениями:

собственные (закрепленные налоги);2) регулирующие налоги.

- по принадлежности к уровню власти и управления:

федеральные;2) региональные;3) местные.

- по методу исчисления (от налоговой техники):

1) регрессивные;

2) прогрессивные;

3) пропорциональные;

4) линейные;

5) ступенчатые;

6) твердые (в абсолютной сумме).

23.Бюджет: сущность, функции и роль в социально-экономическом развитие общества

Бюджет, как экономическая категория, представляет собой отношения, связанные с формированием и расходованием денежных средств в процессе финансирования деятельности по реализации функций органов государственной и местной власти. Бюджет – это финансовый план страны или другой административно-территориальной единицы. Как план он принимается ежегодно в форме закона. В этом законе подробно расписываются доходная и расходная части бюджета. В доходной части бюджета отражаются все виды денежных поступлений в распоряжении государства. В расходной части – все направления использования поступивших денег. Бюджет строится в соответствии с балансовым принципом, то есть предполагает равенство доходов и расходов.

Функции бюджета

Финансы и бюджет – это родственные экономические категории, поэтому функции у бюджетов такие же, как и у финансов, т.е. :

1. Распределительная – проявляется в процессе территориального, межотраслевого и государственного распределения и перераспределения ВВП, а в некоторых случаях и части Национального Богатства.

2. Контрольная – заключается в том, что бюджет в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства сигнализирует о характере процессов в экономике, а именно:

a. Как поступают в распоряжение государства денежные средства в целом, а также от отдельных видов экономической деятельности с секторов экономики или с субъектов экономики;

b. Соответствует ли размер централизуемых ресурсов объему потребностей государства.

Бюджет выполняет следующую роль:

1. Воздействует на пропорции общественного воспроизводства и темпы экономического роста. Это происходит благодаря следующим бюджетным рычагам:

a. Государственные кредиты

b. Налоговые льготы

c. Бюджетные инвестиции

d. Государственные гарантии

e. Дотации, субсидии, субвенции и т.д.

2. Бюджет способствует реализации ВНП, так как создает дополнительный спрос на разных товарных рынках и существует даже термин «государственное потребление» - от 20-30% ВНП реализуется благодаря ему. Государственное потребление состоит из

a. Военное потребление

b. Потребление стратегического сырья и строительных материалов

c. Потребление промышленного оборудования

d. Потребление сельскохозяйственной продукции

24Доходы бюджета: их виды и экономическое содержание

Источниками доходов являются, внутренним – текущий ВНП и национальное богатство, внешним – ВНП других стран (внешние государственные займы), а также национальные богатства других стран в случае военных конфликтов.

Возможны следующие варианты бюджетной классификации доходов:

1. Юридическая классификация – используется ли сила закона при мобилизации дохода или нет, можно разделить доходы на налоговые и неналоговые.

2. Финансовая классификация – основывается на делении доходов на безвозвратные и временные или заемные.

3. Экономическая классификация имеет в своей основе характер источника дохода или характер экономических последствий в результате получения дохода. Не менее 70% в структуре дохода бюджета должны быть налоги.

Налоги – это доля государства в добавленной стоимости или валовом национальном продукте, или это часть дохода организации или физического лица, которая в силу закона перечисляется государству, то есть некоторый обязательный платеж, перечисляемый государству.

Формы классификаций доходов бюджета:

1. Ведомственная – Расходы формируются в разрезе министерств, или внутри них по отделам, подразделениям

2. Предметная – расходы формируются по видам экономической деятельности и отраслям

3. Экономическая – расходы формируются по отдельным инвестициям

4. Комбинированная – сочетается в ней ведомственный и предметный признаки

5. Целевая – предполагает их группировку в соответствии с их национальными целевыми программами

6. Функциональная – предполагает группировку расходов по функциям государства (социальная, защитная, экономическая, управление). Этот вариант помогает разобраться в основных целях государственной бюджетной политики.

25. Расходы бюджета: их виды и экономическое содержание и значение расходов бюджета. Классификация расходов бюджета.

Расходы, представленные в бюджете, отражают политику государства в области использования своих доходов (бюджетную политику). Также как и доходы, расходы представлены в бюджетной классификации расходов. Основными направлениями расходов бюджета являются

1. финансирование оказания государственных или муниципальных услуг

2. Социальное обеспечение

3. Инвестиции в негосударственный сектор

4. Предоставление межбюджетных трансфертов: дотаций и т.д.

5. Обслуживание государственного долга – внутреннего и внешнего

Выделяют в структуре бюджета два крупных блока:

1. Текущий бюджет – предназначен для финансирования обязательных постоянных государственных затрат, хотя бы на зарплату госслужащих

2. Бюджет развития – включает в себя расходы инвестиционного характера, например, экономическая и социальная инфраструктура (строительство дорог, госпиталей и т.д.), в другие инфраструктуры и т.д.

В Бюджетном Кодексе РФ отражено, что едиными для бюджетов бюджетной системы являются следующие разделы классификации расходов (каждый расход по министерствам раскидывается, т.е. сначала код министерства):

1. Общегосударственные вопросы – по министерствам, к примеру, функционирование должностного лица

2. Национальная оборона

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4. Национальная экономика

5. Жилищно-коммунальное хозяйство

6. Охрана окружающей среды

7. Образование

8. Культура, кинематография и средства массовой информации

9. Здравоохранение, физкультура и спорт

10. Социальная политика

11. Межбюджетные трансферты

Наши рекомендации