Государственные и муниципальные финансы в социально-экономическом развитии территорий.
Государственные и муниципальные финансы – это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.
Государственные финансы – это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.
Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.
Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.
Муниципальные финансы включают:
· средства местного бюджета;
· муниципальные внебюджетные фонды;
· государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
· Муниципальные финансы основываются на принципах:
· самостоятельности;
· государственной финансовой поддержки;
· гласности.
Сущность и функции налогов, понятие налоговой системы
Налоги – это доля государства, добавленной стоимости произведенной всеми субъектами рынка или ВНП. Налоги изымаются у хозяйствующих субъектов и физических лиц, в принудительном порядке в соответствующем налоговом порядке.
Принципы налогообложение:
1. Определенность (сколько и когда он должен заплатить налоги)
2. Справедливость – означает, что налогоплательщики должны бить обложены налогом на доход и имущество
3. Дешевизна – финансовое управление должно стоить минимум средств
4. Удобство – для налогоплательщика не должно быть проблем при подсчете налогов
1748 году Ш.Монтескье написал: «Налоги – это часть доходов гражданина, которыми он делится с государством, что бы спокойно и безопасно пользоваться остальным доходом».
Функции налогов:
1. Фискальная связана с обеспечиванием органов власти финансовыми ресурсами
2. Регулирующая воздействие налогов на экономическое поведение субъектов и таким образом в регулировании воспроизводственного процесса.
Налоговая система должна обеспечивать сбалансирование выполнение налоговой обеих функций.
Налоговая система – это совокупность налогов установленная законодательством, В РФ налоговом кодексе налоги сгруппированы по уровням государственного управления: федеральный, региональные, местные.
Классификация налогов
1. Прямые налоги – на доходы и имущество налогоплательщиков
2. Косвенные налоги – налоги на товары и услуги .
В отличие от прямых налогов косвенные налоги уплачив конечным потребителем товара или услуги.
- по субъекту уплаты:
1. физические лица;
2. юридические лица.
- по объектам налогообложения:
1) имущество (движимое, недвижимое);
2) доход (прибыль) от экономической деятельности;
3) операции по реализации товаров, работ, услуг;
4) ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию России (или с неё);
5) отдельные виды экономической деятельности;
6) отдельные объекты.
- по полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениями:
собственные (закрепленные налоги);2) регулирующие налоги.
- по принадлежности к уровню власти и управления:
федеральные;2) региональные;3) местные.
- по методу исчисления (от налоговой техники):
1) регрессивные;
2) прогрессивные;
3) пропорциональные;
4) линейные;
5) ступенчатые;
6) твердые (в абсолютной сумме).
23.Бюджет: сущность, функции и роль в социально-экономическом развитие общества
Бюджет, как экономическая категория, представляет собой отношения, связанные с формированием и расходованием денежных средств в процессе финансирования деятельности по реализации функций органов государственной и местной власти. Бюджет – это финансовый план страны или другой административно-территориальной единицы. Как план он принимается ежегодно в форме закона. В этом законе подробно расписываются доходная и расходная части бюджета. В доходной части бюджета отражаются все виды денежных поступлений в распоряжении государства. В расходной части – все направления использования поступивших денег. Бюджет строится в соответствии с балансовым принципом, то есть предполагает равенство доходов и расходов.
Функции бюджета
Финансы и бюджет – это родственные экономические категории, поэтому функции у бюджетов такие же, как и у финансов, т.е. :
1. Распределительная – проявляется в процессе территориального, межотраслевого и государственного распределения и перераспределения ВВП, а в некоторых случаях и части Национального Богатства.
2. Контрольная – заключается в том, что бюджет в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства сигнализирует о характере процессов в экономике, а именно:
a. Как поступают в распоряжение государства денежные средства в целом, а также от отдельных видов экономической деятельности с секторов экономики или с субъектов экономики;
b. Соответствует ли размер централизуемых ресурсов объему потребностей государства.
Бюджет выполняет следующую роль:
1. Воздействует на пропорции общественного воспроизводства и темпы экономического роста. Это происходит благодаря следующим бюджетным рычагам:
a. Государственные кредиты
b. Налоговые льготы
c. Бюджетные инвестиции
d. Государственные гарантии
e. Дотации, субсидии, субвенции и т.д.
2. Бюджет способствует реализации ВНП, так как создает дополнительный спрос на разных товарных рынках и существует даже термин «государственное потребление» - от 20-30% ВНП реализуется благодаря ему. Государственное потребление состоит из
a. Военное потребление
b. Потребление стратегического сырья и строительных материалов
c. Потребление промышленного оборудования
d. Потребление сельскохозяйственной продукции
24Доходы бюджета: их виды и экономическое содержание
Источниками доходов являются, внутренним – текущий ВНП и национальное богатство, внешним – ВНП других стран (внешние государственные займы), а также национальные богатства других стран в случае военных конфликтов.
Возможны следующие варианты бюджетной классификации доходов:
1. Юридическая классификация – используется ли сила закона при мобилизации дохода или нет, можно разделить доходы на налоговые и неналоговые.
2. Финансовая классификация – основывается на делении доходов на безвозвратные и временные или заемные.
3. Экономическая классификация имеет в своей основе характер источника дохода или характер экономических последствий в результате получения дохода. Не менее 70% в структуре дохода бюджета должны быть налоги.
Налоги – это доля государства в добавленной стоимости или валовом национальном продукте, или это часть дохода организации или физического лица, которая в силу закона перечисляется государству, то есть некоторый обязательный платеж, перечисляемый государству.
Формы классификаций доходов бюджета:
1. Ведомственная – Расходы формируются в разрезе министерств, или внутри них по отделам, подразделениям
2. Предметная – расходы формируются по видам экономической деятельности и отраслям
3. Экономическая – расходы формируются по отдельным инвестициям
4. Комбинированная – сочетается в ней ведомственный и предметный признаки
5. Целевая – предполагает их группировку в соответствии с их национальными целевыми программами
6. Функциональная – предполагает группировку расходов по функциям государства (социальная, защитная, экономическая, управление). Этот вариант помогает разобраться в основных целях государственной бюджетной политики.
25. Расходы бюджета: их виды и экономическое содержание и значение расходов бюджета. Классификация расходов бюджета.
Расходы, представленные в бюджете, отражают политику государства в области использования своих доходов (бюджетную политику). Также как и доходы, расходы представлены в бюджетной классификации расходов. Основными направлениями расходов бюджета являются
1. финансирование оказания государственных или муниципальных услуг
2. Социальное обеспечение
3. Инвестиции в негосударственный сектор
4. Предоставление межбюджетных трансфертов: дотаций и т.д.
5. Обслуживание государственного долга – внутреннего и внешнего
Выделяют в структуре бюджета два крупных блока:
1. Текущий бюджет – предназначен для финансирования обязательных постоянных государственных затрат, хотя бы на зарплату госслужащих
2. Бюджет развития – включает в себя расходы инвестиционного характера, например, экономическая и социальная инфраструктура (строительство дорог, госпиталей и т.д.), в другие инфраструктуры и т.д.
В Бюджетном Кодексе РФ отражено, что едиными для бюджетов бюджетной системы являются следующие разделы классификации расходов (каждый расход по министерствам раскидывается, т.е. сначала код министерства):
1. Общегосударственные вопросы – по министерствам, к примеру, функционирование должностного лица
2. Национальная оборона
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
4. Национальная экономика
5. Жилищно-коммунальное хозяйство
6. Охрана окружающей среды
7. Образование
8. Культура, кинематография и средства массовой информации
9. Здравоохранение, физкультура и спорт
10. Социальная политика
11. Межбюджетные трансферты