Оперативное управление финансами, осуществляемое Минфином РФ
Министерство финансов действует на основе положения 30 июня 2004 года. Главой является министр, который назначается президентом по представлению председателя правительства. Министерство финансов занимается выработкой государственной политики, а также нормативно-правовым регулированием в следующих сферах и видах деятельности:
1. Бюджетной
2. Налоговой
3. Страховой
4. Валютной
5. Банковской
6. Кредитной кооперации
7. Микрофинансовой деятельности
8. Государственного долга
9. Аудиторской деятельности
10. Бухгалтерского учета и отчетности
11. Производства, переработки и обращения драгоценных металлов и камней
12. Таможенной деятельности
13. Инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии
14. Организация и проведение лотерей
15. Производства и оборота защищенной полиграфической продукции
16. Финансового обеспечения служб надзора
a. Федеральная налоговая служба
b. Федеральная служба налогового надзора
c. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
d. Служба кассового исполнения бюджета или федеральное казначейство
На министерство финансов возложено 5 основных полномочий
1. Вынесение проектов федеральных законов и других нормативных документов, относящихся к финансовым вопросам в органы законодательной власти
2. Непосредственная разработка и принятие нормативных актов
3. Составление проекта бюджета, утверждение и ведение свода бюджетной росписи
a. Предоставление отчета об исполнении бюджета
b. Управление средствами резервного фонда и фонда национального состояния.
c. Методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов.
d. Методическое обеспечение кассового обслуживания федерального казначейства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
e. Организация ведения главными распорядителями бюджетных средств мониторинга бюджетного сектора
f. Что касается долга:
g. Заключает договоры о предоставлении государственных гарантий
h. Управляет государственным долгом от имени государства
i. Ведет государственную долговую книгу РФ
j. Выполняет функции эмитента государственных ценных бумаг
k. Регистрирует условия выпуска и обращения
l. Контролирует предоставление кредитных ссуд и бюджетных кредитов
m. Осуществляет ведение переговоров при подписании соглашений с должниками в рамках парижского клуба
Что касается операций с драгметаллами и драгкамнями
a. Формирование и использование ценностей
b. Утверждение прейскуранта цен на драгоценные камни
c. Организация реализации международной схемы реализации
d. Организация сертификации необработанных алмазов
e. Информация
f. Обработка информации
g. Организация перечисления межбюджетных трансфертов
h. Согласование решений пенсионного фонда РФ об объеме и структуре размещения страховых взносов
Деятельность по
Что касается операций с драгметаллами и драгкамням
a. Методическое руководство, осуществляет деятельность по поводу лицензирования, регулирования деятельности кредитных кооперативов
b. Координация деятельности по участию профессионального объединения страховщиков в международных системах
c. Деятельность по исполнинию закона «О противодействии отмывании доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризму»
1. Деятельность, связанная с организацией заключения договоров на поставку товаров, выполнения работ, услуг, а также научно-исследовательской деятельности для нужд министерства финансов
2. Обобщение применения практики законодательства и анализ государственной политики в сфере финансов
3. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета
17 Необходимость, содержание и значение финансового контроля
Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечения процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Следовательно, финансовый контроль — важный элемент системы управления финансами.
Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Счетная палата и др. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый контроль.
Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятийклиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального банка России (ЦБ РФ), так и за деятельностью самого ЦБ РФ со стороны законодательных органов.
В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике, в частности сужается сфера государственного финансового контроля.