Финансовое управление на предприятии. Задачи финансового управления.

Сист-ма управл-я фин-ми, предназначена для орган-ии взиам-вия фин.отнош-ий пред-ия, их денеж.поток-в и фондов денеж.средств в соответ-ии с треб-ми экон.законов, путём использ-я фин.категорий и инструм-ов, стимулов, льгот и санкций и на основе законод-х и нормат-х актов гос-ва. Т.образом если финансы – объектив.эк. катег-я отражающая объектив. существ-е фин. денеж.отнош-я, то фин.механизм – это объективно-субъект. сист.управ-я фин-ми, организуемая предприятиями, гос-ом в соотв-ии с объективно существубщими эк.законами. Структура – фин. механизм пред-ет собой сист. установ-х гос-ом форм, видов и м-ов орган-ции фин.отнош-ий. Задачи: организация фин. взаимод-ий пред-тия и гос-ва. Структура: Фин.механизм подраз-ся на директивный(предусм-ет подетальную прораб-ку всей сист. орган-циифин. отнош-ий, в кот. участ-ет гос-во:налоги, гос.кредит, расх.бюджета, бюдж. финансир-е , фин.планир-е). и регулирующий(примен-ся в сегменте финансов, не затрагив-ем прямо интересы гос-ва и пред-ет установ-ие основных правил).

Органы управления фин-ми. Управление фин-ми в РФ осуш-ют высшие законод-ые органы власти: Федер.собрание и две его полаты: Гос.дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утвер-ии федер.бюдж. и утверж-нии учёта о его испол-я. Важнейшим органом осущ-ия управ-я фин-ми выступ-ет Мин.Фин.РФ. Его задачи: разраб-ка и реал-ция стратегич. направ-ий единой гос. фин. политики, сост-е проекта и испол-ие бюдж., концентрация фин.ресур-ов на приорит-х направ-ях соц.-эк. развития РФ, фин.контроля за рацион.расх. бюдж. средств. Минист-во по нал.и сборам – осущест-ет контроль за правельным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюдж.всех обязат-х платежей. Налог.полиция осущ-ет предупр-ие, выявл-е и пресеч-е налог. пост-ий. Гос.таможен.комитет – несёт ответс-ть за поступл-ие тамож-х пошлин, проводят налог.провер-ку и взимание недоимок по налогам. Фин.менеджмент – это эффектив.управление ресурсами предприятия. Оснв.методы фин. управ-ия: прогноз-е, планиров-ие, налогообл-е, самофин-е, кредит-ие, сист.фин.санкций.

56.Процесс фин.планиров.на предпр.и его принципы

Принципы: единство,координации,участия, непрерывность,гибкость,точность, фин соотн сроков выполнения планов, платежеспособ-ть, рентабильность, сбалансированность риска, приспособл к потребн рынка, предельной рентаб-ти(max приб)
5 этапов: 1)Анализ фин ситуации 2)разработка общей фин стратегии 3)составл текущих планов 4)корректировка конкретизация планов 5)разработка оперативных фин планов 6)анализ контроль показ

57. Финансовый план и его виды. Перспективный - опред важнейшие показ-ли, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. 5летний - это главная форма реализации цели и задач развития предпр, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Перспективный финансовый план обычно явл коммерч тайной предпр.

Текущий включ в себя год-й баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денеж ср-в. Разрабатываются на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации. Производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их фин-ния.
Оперативный: составление и исп-е платежного календаря(подробного фин док-та, отраж-ающего оперативный денеж оборот предпр-я). Поскольку весь оборот проходит ч/з расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денеж ср-в по их поступлению и исп-ю.

58. Текуш. Планиров. на год Основывается на разработанной фин стратегии и фин политике по отдельным аспектам фин деятельности. Заключается в разработке конкретных текущих фин планов, кот-е дают возможность предпр-ю определить на предстоящий период все источники финанс-я его развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и пассивов предприятия на конец планируемого периода. В результате разрабатываются:

План движения денежных средств;

План отчета о прибылях и убытках;

План бухгалтерского баланса.

Цель разработки этих документов - оценка фин положения предприятия на конец план-го периода.

61. Безналичные расчеты представляют собой экономические отношения нескольких участников - поставщика, плательщика, учреждений банка и осуществляются посредством совершения банковских операций.

принципы орг-и базнал.расчетов:

1.обязанность всех пр-й и орг-й хранить ден.ср-ва на счетах в банках, в кассах пр-й остаются небольшие суммы нал.денег в пределах установленных норм.

2.все безнал.расчеты осущ.через банк.

3.требование прлатежа должно быть приближено к отгрузке тов.с целью сокращения издержек произ-ва.

4.плтежи за искл.безакцептных(без согласия) производиться со счетов клиентов только с их согласия

.из имеющихся норм безнал.расчетов и видов платежей выбирают подходящее по своему усмотрению.

Формы безналичных расчетов

-Платежное поручение(пп),

предст. собой поручение фирмы или предпр. обьявл. банку о перечесл. опред. суммы со своего счета на счет др.фирмы,

полученное поручение исп-ся банком с соблюд. очередности исписания де. ср-в со счета. Банк принявший пп плательщика обязан перечисл. соотв.сумму банку получ. ден. ср-в, для ее зачисл. на счет лица, указан.в пп в уст. срок.

-Чеки,фирма представл.в банк его обслуж. чековую книжку спец.образца с набором отрывных чеков .Выдаеться но опред. срок и общую сумму платежа.

-Акредитивы,бывают:

Покрытые или депонированные (банк-эмитент перечисляет собств. ср-ва плательщика или предоставл.ему кредит в распоряжении банка поставщика на отд.баланс.счет.)

Не покрытые или гарантированные

(банк-эмитент предоставл.

исполн. банку право списывать чрс-ва с имеющегося у него корресп. счета в пределах суммы акредетива.)

Отзывные (акред. кот. м.б.изменен или отменен банком-эмитентом на основании письм. распоряж.

плательщ.без предварит.согласов. с получат. Ср-в и без к/либа обязат. Банка-эмитента получ.ср-в после отзыва)

Безотзывные(аккред.кот.м.б отменен только с согласия получат-ля ср-в.

-Инкассо,банк.опер.Расчеты по инкассо предст.собой банк.опер.по средства кот.банк-эмитент по поручении.и за счет клиента на основа-ии расч.док-ов осущ-ет действия по поручен.от плательщ.платежа.Расчеты осу-ся на основании плат.требов.пок-ля, оплата произв-ся по распоряж.плат-ка или без его распоряж. И инкасс.поруч,оплата кот. пр-ся без распор.плат-ков.

-Платежное требование,это требов. Поставщика к покупат, оплатить в напр. обслуж. банк плат. расчетных и отгрузоч. док-ов, ст-ть выполн. работ и оказав. услуг по ст-ти указан.в договоре

-Клиринг,способ безн.расч.

основанных на зач.взаимнютребов. и обяз-в юр и физ.лица за товары.

Осущ-ся без реальн. исп-я ден.ср-в за счет взаимн. требов м.б организ. при наличии пост. хоз. связей по взаимному отпуску товаров и оказ.услуг.

-Вексельное обращение, бывает:

Простой, переводной,именной,

Предьявительск, процентный, дисконтный.

63. Межбанковские корреспондентские отношения включ в себя различные формы сотрудничества м/у банками, основанные на осущ банками платежей и расчетов по поручению друг друга.

1 представляют друг другу документы для изучения надежности и состоятельности партнеров(включая балансы)

2 заключается договор корр счета: срочный (с правом продления) или бессрочный.

3 Открывается корр счет

Банк-корреспондент - открывший корр счет

Банк-респондент - его распорядитель.

Эк смысл: корр счета банка - разновидность депозитного счета до востребования(временно свободные ср-ва)

64. Денеж-кредитная пол-ка- комплекс взаимо -связанных мероприятий, предпринимаемых ЦБ в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денеж обращения.

Учетная (дисконтная ) политика: ЦБ выступает кредитором деловых банков. Ср-ва предоста-вляются при усл переучета векселей банков и под залог их цен б. Уст-ление цены кредита выступает как метод влияния на кредит сист.

Полит обязательных резервов: min-ые резервы - наиболее ликвидные активы, кот обязаны иметь все кредитные уч-ния, либо в форме нала в кассе банков, либо в виде депозитов в ЦБ или иных ↑ ликвидных формах.

Операции на открытом рынке: куплю и продажу ценных б на открытом рынке ( напр бирже). За счет их продажи банк, по сути, изымает избыточные резервы ком банков.

14.Кредит:сущность, ф-ии, принципы. Кредит- форма движ ссудного капитала или предостав денег или товаров в долг на срок с возвратом и под %. К- позвол исп-ть свободные денеж ср-ва одних пред-ий для нужд др. Кредит играет важную роль в гос регулировании. С его помощью государство стремиться смягчить эк кризис, сдерживать рост инфляции используя для этого механизмы ДК политики. С возникновением кредита появились простые формы кредитных денег, такие как обязательства, чеки, векселя, которые способствуют замещению полноценных денег на кредиты. А в последствии и вытеснение золота из обращения.Функции: перераспределительная, т.е при помощи кредита происходит перераспределение денежных ср-тв м/д фирмами, рынками, отраслями; экономия издержек обращения, т.е хранение денег на счетах в банках позволило осуществлять безналичные расчеты за товары и услуги, по денежным обязательствам, зачетам взаимной задолженности, что значительно сократило налично-денежный оборот, а следовательно, и издержки обращения, связанные с изготовлением, пересчетом, перевозкой и охраной наличных денег.Принципы: Срочность (кредит выдается на определенный срок). Платность (% за пользование кредитом). Возвратность. Гарантированность. Целевое назначение.

29. Поведение % ставки в период кризиса по стадиям промыш цикла. Эф-ая ставка.Колебание среднерыночной ставки % зависит от стадии промышленного цикла. На разных его фазах средняя норма ставки % изменяется различным образом.В нач промыш подъема норма ставки % остается низкой, несмотря на значительное повыш нормы прибыли, так как на этой стадии товаропроизводители используют преимущ-но собственный, а не заемный капитал, спрос на последний очень невысок, а предложение возрастает.На высшей стадии промыш цикла норма ставки % значительно возрастает, так как увелич спрос на заемный капитал, кредит исп-ся не только для расшир произ-ва, но и в спекулятивных операциях на валютном, фондовом и товарном рынках.В пер кризиса норма ставки % резко достигает макс размеров. Растет спрос на ссудный капитал и падает его предлож, происх «погоня» за деньгами и как платежным средством, и как средством для создания сокровищ.В фазе депрессии норма ставка % мин. В этот пер резко возраст предлож ссудного капитала, а спрос на него падает. Предлож увелич в рез-те упадка и застоя произв-ва: часть капитала, функционирующего ранее (в период подъема) в промыш-ти и торговле, высвобождается в денежной форме и притекает в банки в виде вкладов. Таким образом, накопление ссудного капитала в период депрессии приводит к уменьшению действит капитала. Т о, движение ссудного капитала в целом происходит в направлении, обратном движению промыш капитала.

59.Оператив-е финн. планирование. Оперативное финансовое планирование включает в себя составление: платежного календаря; кассового плана; расчета потребности в краткосрочном кредите. Платежный календарь является основой организации оперативной финансовой работы на предприятии. В этом документе подробно отражается оперативный денежный оборот через расчетные, текущие, валютные, ссудные и другие счета предприятия. Поступление и расходование средств планируется в конкретной последовательности по срокам, что позволяет своевременно производить расчеты, перечислять платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Скорректировать план отгрузки продукции, принять меры по ускорению расчетов и изысканию дополнительных средств. Кассовый план — это план оборота наличных денег предприятия, который необходим для контроля за их поступлением и расходованием. Он разрабатывается для планирования оборота наличных денег на квартал и представляется в учреждение банка, с которым у предприятия заключен договор о расчетно-кассовом обслуживании. Расчеты потребности в краткосрочном кредите составляются предприятием, если оно испытывает потребность в краткосрочном кредите, и предст-ся в банк в соответствии с его требованием, после чего заключается кредитный договор.

Негос.пенс.фонды.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма неком организации соц обеспечения, исклюю-ми видами дея-ти кот являются: деятельность по негос пенсионному обеспечению участников фонда в соо-ии с договорами негосуд пен-ного обеспечения (НПО);

Дея-сть в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);

деятельность в качестве страховщика по проф пенсионному страх-ию в соо-вии с фед законом и договорами о создании проф пенсионных систем.

Ц.Б.

Центр. банк, или- это центр кред.сис-мы государства. Это орган, который регулирует и контролирует деятельность всех институтов нижнего уровня банковской сис-мы. Главное условие нормального функционирования этого института - независимость от политического давления. Как правило, капитал центр. банка полностью принадлежит гос-ву, но его акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. Осн.фун-и цент. банка:

- денежно-кредитное регулирование эк-ки;

- эмиссия кредитных денег;

- контроль за деят-ью кредитных учреждений;

- аккумуляция и хранение кассовых резервов др. кредитных учреждений;

- рефинансирование комм-их банков;

- кредитно-расчетное обслуживание правительства;

- хранение официальных золотовалютных резервов.

Цели деятельности Банка России:

* защита и обеспечение устойчивости рубля;

* развитие и укрепление банковской системы России;

* обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы.

Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банком России. Состав Совета директоров: Председатель Банка России и 12 членов, срок полномочий членов Совета директоров составляет 4 года. Председателя ЦБ РФ назначает Государственная Дума по представлению Президента РФ.При Банке России действует Национальный банковский совет, состоящий из Председателя Банка России, представителей Государственной Думы, Президента РФ, Правительства РФ, всего 12 человек.Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

Ф.обяз.мед.стр-ия.

(ФОМС) — один из гос. внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ.

Среди осн. Ф-ий фонда: Выравнивание условий деят-ти террит-ых фондов обязательного мед. страхования по обеспечению финансирования программ обязательного мед. страхования. Финан-ние целевых программ в рамках обязательного мед. страхования.Контроль за рацио-ым использованием финансовых ср-в сис-мы обязательного мед. страхования. Отчис-ния от обяз-ых плат-ей по ЕСН орг-ий-работ-ей и индивид.предпр-лей, а также сред-ва из фед.бюджета на реализ.прог-м обяз-го мед.стр-ия; добровол.взносы юр и физ лиц; доходы от испол-ия и капит-ии врем-но своб.ден.ср-в итд.

11. Банковская прибыль, источники формирования и распределения прибыли

Конечной целью деятельности банка как и любого коммерческого предприятия является получение прибыли.

Прибыль банка определяется как разница между его доходами и расходами.

Источником прибыли, присваиваемой банкирами и акционерами банка, служит прибавочная стоимость, созданная в сфере материального производства. Труд банковских служащих не создает стоимости и прибавочной стоимости, но он опосредствует перераспределение прибавочной стоимости между различными группами капиталистов.

Операционные доходы банка, т. е. валовая прибыль от его деятельности, складываются из нескольких элементов: 1) доходы от учетно-ссудных операций (процент по ссудам); 2) проценты и дивиденды от инвестиций в ценные бумаги; 3) прибыль от учредительства, спекулятивных сделок с биржевыми ценностями и т. п.; 4) комиссионное вознаграждение по расчетным, переводным и другим аналогичным операциям; 5) комиссия по доверительным операциям; 6) доходы от иностранных операций (заграничные кредиты, валютный арбитраж и т. п.).

После вычета из суммы операционных доходов всех банковских расходов по осуществлению операций, выплате заработной платы и жалования служащим, уплате процентов вкладчикам и других расходов в распоряжении банка остается чистая прибыль. Из нее выплачиваются налоги, часть переводится в резервные фонды и выплачивается акционерам в форме дивидендов. Отношение чистой прибыли к собственному капиталу представляет норму банковской прибыли. Эта норма для банковской системы в целом обычно тяготеет к среднему уровню прибыли в других отраслях капиталистического хозяйства, так как длительный разрыв между прибылью банков и других предприятий неизбежно приводит к переливу капитала и выравниванию нормы прибыли. Вместе с тем крупнейшие банковские монополии используют свое господствующее положение в кредитной системе для получения больших прибылей. Они широко используют высокоприбыльные операции — участие в учредительстве и синдикатах по размещению ценных бумаг, биржевых спекуляциях, выдаче кредитов зарубежным компаниям

7.Ден.сис-ма России.
Правовой основой функции-ния ден. Сис-ы России является Закон от 25 сентября 1992 года «О денежной системе Российской Федерации». Этим законом определено, что офиц. денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из 100 копеек, а выпуск других ден единиц запрещён. Официально соотношение между рублём и золотом или другими драг метал-ми не устанавливается, а исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежат Центральному банку России. В России 2 вида денежных знаков - банкноты и монета. XX век для России - это эпоха бумажных денег. В буквальном смысле Россия в начале ХХ произвела переход от золотых денег (XV-XIX века) к бумажным. Одним из важнейших этапов развития ден сис-мы России были 20-е годы ХХ столетия. Нормализация ден. обращения в СССР была достигнута благодаря осуществлению трех денежных реформ, две из которых были проведены в форме деноминации. В результате реформ 1922-1924 гг. изменились не только параметры ден. обращения, но и тип денежной системы. Следующим этапом стал кризис денежной системы России в конце 90-х годов. В это время происходит расслоение населения России на сверхбогатых и граждан, живущих за гранью нищеты. В наст. время в цивилизованных странах электронно-счетная денежная компонента стала превалирующей, в денежной массе доля наличных денег составляет уже от пятнадцати до пяти процентов. Исключением является Россия, в которой, по официальным данным Центробанка России, денежная база на конец 2000 года состояла на 90% из наличных денег. Денеж.масса вкл-ет совок-ый объ-м ден.ср-в, нал-ых и без-ых,кот на данный момент наход-ся в обращ-и, принад-т разл.эконом.субъктам. для характ-ки стр-ры ден.массы испол-ся ден.агрегаты – статист.пок-ли.хар-щие объем и структуру ден.массы.

Процент итд.

Процент - это плата (цена) за право располагать ресурсами в настоящий момент вместо того, чтобы ожидать,когда будут заработаны деньги, на кот можно будет приобрести ресурсы, кот могли бы начать «работать» значительно раньше. Иначе говоря, процент - это плата за возм-сть распоряжаться в своих интересах определенными ресурсами. ссудный процент-плата, вносим. заемщиком кредитору за пользованием кредитом. Ссудный процент является формой цены ссудного капитала. Специфика ссуд. процента состоит в том, что в нем находят выражение только те ценовые, только те кредитные и только те товарно-денежные отношения, которые возникают исключительно на базе движения денег как капитала. Ссудный процент возникает там, где один собственник передает другому определенную стоимость во временное пользование, как правило, с целью ее производительного потребления. В условиях действия рыночных механизмов в сфере кредитных отношений уровень ссудного процента стремится к средней норме прибыли в хозяйстве. При формировании рыночного уровня ссудного процента на отклонение его величины от средней нормы прибыли воздействуют факторы, лежащие в основе проведения процентной политики отдельных кредиторов: Соотношение спроса и предложения заемных средств, Уровень развития денежных рынков и рынков ценных бумаг, Дефицит государственного бюджета, Международная миграция капиталов, Денежно-кредитная политика Центрального Банка, объем денежных накоплений населения итд. Процентная ставка - это относительная величина процентных платежей на ссуд. капитал за определенный период времени (обычно за год). Рассчитывается как отношение абсолютной суммы процентных платежей за год к величине ссудного капитала. Различают номинальную и реальную ставки процента. Когда говорят о процентных ставках, то имеют ввиду реальные процентные ставки. (скореккт-ая на инфл-ию)Однако реальные ставки не могут быть непосредственно наблюдаемы. Заключая кредитный договор, мы получаем информацию о номинальных процентных ставках. Номинальная процентная ставка - это процент в денежном выражении.

Наши рекомендации