Денежно–кредитная система и ее структура

Реферат

Курсовая работа 30 страниц, 30 источников.

ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА, БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК, КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА.

Объектом исследования являются социально–экономические отношения в государстве,денежно–кредитная система, как инструмент воздействия на экономическую жизнь государства.

Предмет исследования – нормы законодательства, закрепляющие и регулирующие денежно–кредитную системы, денежно–кредитную политикув Республике Беларусь, учебно–методическая и иная литература, научные публикации по теме исследования.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность такого экономического понятия, как денежно–кредитная система, а также проанализировать влияние денежно–кредитной политики на экономическую политику государства, определить взаимосвязь этих политик между собой.

Для раскрытия темы использовались общенаучные методы анализа и синтеза специально–юридические методы толкования правовых норм и технико–юридический метод, которые в сочетании со сравнительно–правовым, историческим методами, стали основой в данной работе. Проводился анализ литературы и нормативно–правовой документации по данной теме.

Элементы новизны: по результатам исследования была проанализирована структура денежно–кредитной системы, рассмотрены основные функции национального и коммерческих банков, выявлены особенности денежно–кредитной политики в Республике Беларусь.

Теоретическая и практическая значимость: работа помогает углубленно изучить структуру денежно–кредитной системы, рассмотреть систему банков, а так же их структуру, определить особенности денежно–кредитной политики в Республике Беларусь. Результаты работы могут быть использованы в рамках изучения курса «Экономическая теория», «Национальная экономика» и других экономических дисциплин.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..5

Денежно–кредитная система и ее структура ……………………………………7

Система банков. Функции национального и коммерческих банков………….12

Денежно–кредитная политика и ее инструменты. Особенности денежно–кредитной политики в Республике Беларусь………………………………………….18

Заключение ………………………………………………………………………26

Список использованных источников …………………………………………..28

Приложение ……………………………………………………...........................31

Введение

В экономике огромную роль играют деньги, так как они способствуют эффективному функционированию производства и обмена. На денежном рынке, где продаются и покупаются деньги, основными элементами являются спрос на них, предложение и цена денег.

На основе того, что денежно–кредитная система обслуживает движение денег, это является необходимостью изучения принципов ее построения, функционирования. Денежно–кредитная политика реализуется центральным банком страны через денежно–кредитную систему.

Денежно–кредитная политики – это совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно–кредитной сфере с целью регулирования экономики. Осуществляет денежно–кредитную политику Центральный банк страны.

Актуальность данного исследования заключается в том, что анализ денежно–кредитной политики прошлых периодов позволяет выбрать оптимальный вариант использования тех или иных инструментов денежно–кредитной политики на современном этапе, а также наметить основные направления в будущем.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность денежно–кредитной системы и денежно–кредитной политики, а также проанализировать влияние денежно–кредитной политики на экономическую политику государства, определить взаимосвязь этих политик между собой.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

– изучить понятие денежно–кредитной политики, как одного из элементов экономической политики государства;

– раскрыть структуру денежно–кредитной политики;

– рассмотреть основные цели и инструменты денежно–кредитной политики;

– определить инструменты денежно–кредитной политики;

– проанализировать особенности денежно–кредитной политики в республике Беларусь.

Объектом исследования являются социально–экономические отношения в государстве, денежно–кредитная система, как инструмент воздействия на экономическую жизнь государства.

Предмет исследования – нормы законодательства, закрепляющие и регулирующие денежно–кредитную системы, денежно–кредитную политику в Республике Беларусь, учебно–методическая и иная литература, научные публикации по теме исследования.

Для раскрытия темы использовались общенаучные методы анализа и синтеза специально–юридические методы толкования правовых норм и технико–юридический метод, которые в сочетании со сравнительно–правовым, историческим методами, стали основой в данной работе. Проводился анализ литературы и нормативно–правовой документации по данной теме.

Свой вклад в изучение денежно–кредитной системы внесли российские и зарубежные ученые–экономисты, такие как: Маневич В.Е., Моисеев С.Р., Бурлачков В.К., Корщиенко К.Н., а так же труды ученых: Ф. Мишкина, Б. Бернанке, В. Фридмана, Дж. Тобина, Дж. Тейлора.

Нормативно–правовую основу работы составили: Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь, Постановления Совета Министров Республики Беларусьи др.

Курсовая работа включает: введение, три раздела основной части, заключение, список использованных источников.

Заключение

На основе проведенного исследования, мы можем сказать, что под денежно–кредитная политикаесть совокупность мероприятий, которые предпринимаетправительство в денежно–кредитной сфере, исходя их цели регулирования экономики. Центральный банкна первом этапе денежно–кредитного регулирования воздействует с помощью инструментовна параметры денежно–кредитной сферы, затем измененные параметры передаются в сферу производства. На основании этого мы выделили промежуточные и конечные цели денежно–кредитной политики.

Приоритетное значение придается конечным целям:

– устойчивым темпам экономического роста;

– высокому уровню занятости населения;

– относительно стабильному уровню цен;

– равновесию платежного баланса страны.

Стабилизация уровня цен является приоритетной целью денежно–кредитной политики, проводимой в стране.

В зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, а также сложившихся обстоятельств, государством используется различные виды методов регулирования денежно–кредитной политики.

Большую роль в политике государства отводят денежно–кредитной политике. Полным и точным определением денежно–кредитной политики в современной экономической науке является ее понимание как комплекса взаимосвязанных, направленных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, который осуществляет государство через свой центральный банк.

В ходе продолжительной эволюции денежно–кредитная политика Республики Беларусь относительно стабилизировалась, хоть процесс стабилизации денежно–кредитной сферы еще далек от своего логического завершения. Основными направлениями денежно–кредитной политики Республики Беларусь, выступает снижение уровня инфляции.

Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам является основной целью денежно–кредитной политики Республики Беларусь. С целью повышения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешних рынках курсовая политика государства должна способствовать сохранению позитивных ценовых условий.

Последовательная реализация механизма денежно–кредитной политики в составе мер единой экономической политики государства содействует ограничению инфляционных и девальвационных процессов, стабилизации в денежно–кредитной сфере и обеспечению высоких темпов экономического роста.

Анализируя состояние и динамику денежно–кредитной сферы, валютного рынка и банковской системы, становится понятно, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивают выполнение Основных направлений денежно–кредитной политики Республики Беларусь.

Исходя из той ситуации, в которой находится экономика республики серьезность задач, которые стоят перед денежно–кредитной и социально–экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Направления дальнейшего развития денежно–кредитной сферы имеют целью улучшение общих экономических показателей страны, снижение уровня инфляции, обеспечение надежности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту благосостояния населения. Достижение этих целей является основой для повышения уровня и качества жизни населения.

Реферат

Курсовая работа 30 страниц, 30 источников.

ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА, БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК, КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА.

Объектом исследования являются социально–экономические отношения в государстве,денежно–кредитная система, как инструмент воздействия на экономическую жизнь государства.

Предмет исследования – нормы законодательства, закрепляющие и регулирующие денежно–кредитную системы, денежно–кредитную политикув Республике Беларусь, учебно–методическая и иная литература, научные публикации по теме исследования.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность такого экономического понятия, как денежно–кредитная система, а также проанализировать влияние денежно–кредитной политики на экономическую политику государства, определить взаимосвязь этих политик между собой.

Для раскрытия темы использовались общенаучные методы анализа и синтеза специально–юридические методы толкования правовых норм и технико–юридический метод, которые в сочетании со сравнительно–правовым, историческим методами, стали основой в данной работе. Проводился анализ литературы и нормативно–правовой документации по данной теме.

Элементы новизны: по результатам исследования была проанализирована структура денежно–кредитной системы, рассмотрены основные функции национального и коммерческих банков, выявлены особенности денежно–кредитной политики в Республике Беларусь.

Теоретическая и практическая значимость: работа помогает углубленно изучить структуру денежно–кредитной системы, рассмотреть систему банков, а так же их структуру, определить особенности денежно–кредитной политики в Республике Беларусь. Результаты работы могут быть использованы в рамках изучения курса «Экономическая теория», «Национальная экономика» и других экономических дисциплин.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..5

Денежно–кредитная система и ее структура ……………………………………7

Система банков. Функции национального и коммерческих банков………….12

Денежно–кредитная политика и ее инструменты. Особенности денежно–кредитной политики в Республике Беларусь………………………………………….18

Заключение ………………………………………………………………………26

Список использованных источников …………………………………………..28

Приложение ……………………………………………………...........................31

Введение

В экономике огромную роль играют деньги, так как они способствуют эффективному функционированию производства и обмена. На денежном рынке, где продаются и покупаются деньги, основными элементами являются спрос на них, предложение и цена денег.

На основе того, что денежно–кредитная система обслуживает движение денег, это является необходимостью изучения принципов ее построения, функционирования. Денежно–кредитная политика реализуется центральным банком страны через денежно–кредитную систему.

Денежно–кредитная политики – это совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно–кредитной сфере с целью регулирования экономики. Осуществляет денежно–кредитную политику Центральный банк страны.

Актуальность данного исследования заключается в том, что анализ денежно–кредитной политики прошлых периодов позволяет выбрать оптимальный вариант использования тех или иных инструментов денежно–кредитной политики на современном этапе, а также наметить основные направления в будущем.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность денежно–кредитной системы и денежно–кредитной политики, а также проанализировать влияние денежно–кредитной политики на экономическую политику государства, определить взаимосвязь этих политик между собой.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

– изучить понятие денежно–кредитной политики, как одного из элементов экономической политики государства;

– раскрыть структуру денежно–кредитной политики;

– рассмотреть основные цели и инструменты денежно–кредитной политики;

– определить инструменты денежно–кредитной политики;

– проанализировать особенности денежно–кредитной политики в республике Беларусь.

Объектом исследования являются социально–экономические отношения в государстве, денежно–кредитная система, как инструмент воздействия на экономическую жизнь государства.

Предмет исследования – нормы законодательства, закрепляющие и регулирующие денежно–кредитную системы, денежно–кредитную политику в Республике Беларусь, учебно–методическая и иная литература, научные публикации по теме исследования.

Для раскрытия темы использовались общенаучные методы анализа и синтеза специально–юридические методы толкования правовых норм и технико–юридический метод, которые в сочетании со сравнительно–правовым, историческим методами, стали основой в данной работе. Проводился анализ литературы и нормативно–правовой документации по данной теме.

Свой вклад в изучение денежно–кредитной системы внесли российские и зарубежные ученые–экономисты, такие как: Маневич В.Е., Моисеев С.Р., Бурлачков В.К., Корщиенко К.Н., а так же труды ученых: Ф. Мишкина, Б. Бернанке, В. Фридмана, Дж. Тобина, Дж. Тейлора.

Нормативно–правовую основу работы составили: Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь, Постановления Совета Министров Республики Беларусьи др.

Курсовая работа включает: введение, три раздела основной части, заключение, список использованных источников.

Денежно–кредитная система и ее структура

Денежно–кредитная система выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Она является важнейшей частью современной модели государственного регулирования национальной экономики. Она обслуживает движение денег и представляет совокупность денежно–кредитных отношений, а также учреждений, аккумулирующих, создающих и предоставляющих денежные средства на условиях платности, возвратности и срочности. Движение денег в рыночной экономики обусловливает их непрерывное, постоянное обращение. В связи с тем, что у отдельных фирм, а также частных лиц и других участников рыночных отношений возникают временно свободные денежные средства, а у других субъектов рынка возникает потребность в дополнительных денежных средствах создается необходимость денежно–кредитных отношений в экономике. Данное противоречие разрешается с помощью такой инфраструктуры рыночного хозяйства, как кредитная система [3, c. 248].

Нарушение денежно–кредитного механизма негативно влияет на состояние хозяйственной жизни, так как, к примеру, денежная масса, находящаяся в избытке, ведет к инфляции, а следовательно и к обесценению капитала, снижению покупательской способности денежной единицы, также наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста [8, c. 29].

Денежно–кредитная система – составляющая экономики государства. Её основная функция состоит в обеспечении стабилизации макроэкономики, что реализуется путем изменения количества денег, находящихся в обращении.

Денежно–кредитная система включает две составляющие, это:

• Денежная система – это сложившееся исторически и закрепленное законодательством устройство денежного обращения в стране.

• Кредитная система –совокупность кредитных отношений, комплекс кредитно–финансовых институтов, существующих в стране, которые аккумулируют и мобилизуют финансы и функционируют на рынке. К ней относятся также формы и методы кредитования [23, c. 168].

Банки играют основную роль в денежно–кредитной системе любого государства играют банки. Совокупность банков является частью экономической системы [28, c. 4].

Кредитная система является механизмом, аккумулирующим и перераспределяющим активы банков. В настоящий момент времени денежно–кредитные системы большинства стран являются трёхуровневыми: первый – представляет центральный банк страны; второй – это коммерческие банки; третий – специализированные кредитно–финансовыми учреждения. В частности данная структура характерна для стран Западной Европы, США, Японии. Банковскую систему представляется всей совокупностью банков в национальной экономике, которая имеет несколько уровней [24, c. 14]. При всем этом, кредитная система в каждом государстве обладает своими особенностями. Например, кредитная система стран Западной Европы получила широкие горизонты страховой и банковский секторы. В Германии банковский сектор занимает фундаментальное положение в ипотечных, коммерческих и сберегательных. При этом в Германии институт ипотечных банков занимает большой удельный вес на рынке ссудных капиталов, а так же в кредитной системе. Характерным признаком для Франции является разделение банковского звена, как правило, на деловые банки, депозитные коммерческие банки, выполняющие функции инвестиционных и сберегательных банков [6, c. 145].

В Японии находит отражение трехъярусная банковская система: центральный банк, банковский и специализированный секторы. При этом банковский сектор, базирующийся на коммерческих и сберегательных банках наиболее развит.

Cледует отметить, что слабо развиты кредитные системы развивающихся стран. В основном, в этих странах преобладает двухъярусная система, которая представлена национальным центральным банком и системой коммерческих банков.

Такие азиатские страны, как Индия, Гонконг, Индонезия, Таиланд, Сингапур, Южная Корея, — имеют развитую трехъярусную структуру и по своему уровню приближаются к кредитным системам стран Западной Европы. Так же трехъярусные кредитные системы сформированы в ряде стран Латинской Америки: Перу, Мексика, Венесуэла,Аргентина, Бразилия.[21, c. 65]

Образует первый уровень денежно–кредитной системы центральный банк страны. К примеру, в Российской Федерации – Центральный банк России, в Германии – Бундесбанк, в США это Федеральная резервная система, в Республике Беларусь – Национальный банк Республики Беларусь. Функции центрального банка в любой стране, относительно одинаковы. В его компетенцию входит: эмиссия национальных денежных знаков и организация их обращения; выпуск и погашение государственных ценных бумаг; надзор за деятельностью кредитно–финансовых учреждений; разработка и проведение денежно–кредитной политики; осуществление валютного регулирования; предоставление кредитов коммерческим банкам и т.д [25, c. 13].

Центральный банк страны – финансовый агент правительства; осуществляет платежи правительства; проводит операции по выпуску и размещению государственных ценных бумаг; ведёт счета правительственных учреждений; аккумулирует налоги и другие доходы.

Коммерческие банки представляют следующий уровень банковской системы. Коммерческие банки предоставляют набор кредитно–финансовых услуг: кредитно–расчетное обслуживание субъектов хозяйствования; посредничество в платежах, выдача кредитов, прием вкладов, консультации по финансово–кредитным вопросам. Коммерческий банк является кредитно–денежным институтом, занимающийся размещением и привлечением денежных ресурсов. Банки осуществляют активные и пассивные операции. Финансовые ресурсы мобилизуются банком благодаря пассивным операциям, а с помощью активных осуществляет их размещение. Ресурсы банка составляют привлечённые, собственные и эмитированные средства. Собственные средства составляют незначительную часть ресурсов современного банка. Основная часть ресурсов банка привлекается в виде депозитов. В результате активных операций банки получают проценты, которые устанавливаются выше процентов, выплачиваемых банками по пассивным операциям. Прибыль банка образуется за счёт их разницы [15, c. 128].

Дополняют деятельность коммерческих банков специализированные кредитно–финансовые организации, функционирующие в узких сферах финансового рынка. Такие организации в мировой практике представлены финансовыми, страховыми, инвестиционными и лизинговыми компаниями, ломбардами,сберегательными учреждениями, пенсионными фондами. Формально эти учреждения не являются банками, однако выполняют большинство банковских операций и конкурируют с ними. Основу денежно–кредитной системы Республики Беларусь составляет двухуровневая банковская система: первый уровень представлен Национальным банком Республики Беларусь, второй – коммерческие банки. Функции, цели и принципы деятельности банковской системы устанавливает Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 года. Национальный банк является финансовым агентом Правительства Республики Беларусь и местных органов власти [1, c. 4].

Правление Национального банка – его высший орган управления, состоящий из председателя и 10 членов. Всоответствии с Банковским кодексом, получение прибыли не является основной целью Нацбанка.

Коммерческие банки Беларуси имеют свой устав и могут создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.

Специализированные кредитно–финансовые организации республики представлены ломбардами, страховыми обществами, инвестиционными фондами, финансовыми компаниями и лизинговыми компаниями [3, c. 297].

В рамках реализации Концепции денежно–кредитной системы Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы предусмотрено выполнение следующих основных мероприятий: привлечение ресурсов в банковскую систему из различных источников с учетом необходимости обеспечения сбалансированности активов и пассивов по срокам, в первую очередь за счет привлечения вкладов (депозитов) юридических и физических лиц на долгосрочной основе, а также за счет привлечения банками средств нерезидентов; снижение доли государства в уставных фондах банков вплоть до полного выхода из состава акционеров (участников) отдельных банков путем продажи стратегическим инвесторам акций (долей в уставных фондах); совершенствование систем внутреннего контроля и управления рисками, адекватных характеру совершаемых банками операций [17].

Приоритетными задачами банковского сектора Беларуси являются увеличение ресурсной базы банков, оптимизация структуры их активов и пассивов, поддержание резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность Республики Беларусь [17].

Таким образом, государство должно активно вмешиваться в экономику для проведения своей социально–экономической политики, а так же замещение рыночного механизма там, где он дает сбой.

Наши рекомендации