Финансовая политика государства. Современная денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика РФ.

Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Денежно-кредитная политика представляет собой систему взаимо­связанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком (Банком России), Правительством РФ, законодательными органами страны по улучшению денежного и кредитного обращения в стране.

Субъекты, цели и инструменты денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика является одним из наиболее важных инструментов обеспечения стабильности цен, повышения деловой актив­ности и роста производства. Достижение этих стратегических целей макроэкономического развития обеспечивается посредством эмиссии (выпуска денег в обращение), проведения операций на открытом денеж­ном рынке, изменения банковской учетной ставки процента, нормы обязательных резервов и других инструментов.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляет Цент­ральный банк (Банк России). Он контролирует и направляет деятель­ность других банков и финансово-кредитных учреждений страны, вы­полняет функции выпуска (эмиссии) денег, кредитования других бан­ков, хранения их депозитов и резервов.

Центральный банк осуществляет свою деятельность на основе законов и других нормативных актов, принимаемых Государственной Думой и Президентом РФ. Ряд важных правомочий по регулированию кредитно-денежного обращения осуществляют казначейство и министер­ство финансов. Активную роль в проведении монетарной политики играют также региональные органы управления, муниципалитеты, ком­мерческие (универсальные) и специализированные банки, финансовые корпорации, внебюджетные фонды, кредитные организации, другие предприятия и учреждения, наделенные правом эмиссии ценных бумаг и проведения операций с ликвидными активами.

Финансы — совокупность общественных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств. Финансы организуются и используются государством для решения трех взаимо­связанных задач:

1) формирование денежных доходов хозяйствующих субъектов;

2) распределение совокупного (валового внутреннего) продукта;

3) контроль за формированием и использованием денежных средств.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Фискальную политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части. Первая - это т.н. дискреционная политика, которая проводится по усмотрению правительства и на основе его решений. Вторая - это политика т.н. встроенных стабилизаторов, т.е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике.

Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование налогами и расходами, или активная фискальная политика.

В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции и избыточного совокупного спроса сдерживающая фискальная политика складывается из: уменьшения государственных расходов; увеличения налогов; сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Автоматическая фискальная политика - это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Встроенные стабилизаторы автоматической фискальной политики поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. Как только экономическая ситуация изменяется, в действие вступают механизмы саморегуляции.

К числу встроенных стабилизаторов относятся:

1. автоматические изменения в налоговых отчислениях в различные периоды экономического цикла. В период подъема налоговые поступления возрастают, обеспечивая снижение покупательной способности населения и сдерживая экономический рост, в период экономического спада сумма изъятия доходов уменьшается, вызывая увеличение покупательной способности, формируя эффективный спрос;

2. совокупность пособий по безработице и социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса в периоды экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, сдерживая совокупный спрос.

16.Принципы организации финансов предприятия. Планирование затрат и формирование себестоимости продукции (работ, услуг). Факторы роста выручки от реализации продукции.

Наши рекомендации