Тема 3.6. финансовая система государства и бюджетно-налоговая политика

Совокупность денежных ресурсов, мобилизуемых для со­держания государства, получила название «государственные финансы».

Величина государственных финансов определяется функ­циями и ролью государства в данной стране.

Государственные финансы выполняют следующие функ­ции: оборонную — финансирование армии, полиции и т. д. ;

экономическую — финансирование регулирующей деятельно­сти государства в экономике (управление государственным сектором, программирование и т. п. ^социальную — поддерж­ка малоимущих слоев населения, финансирование пособий по безработице, инвалидам и больным; экологическую — субси­дии экономическим субъектам для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих вредное воздей­ствие на природу.

Государственные финансы в современных условиях состо­ят из четырех звеньев: государственного бюджета, муници­пальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который исполь­зует правительство для финансирования своей деятельности. За счет него содержится армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воз­действие на экономические процессы. Местные финансы — финансы местных органов власти, которым центральное правительство выделяет помощь из государственного бюджета в виде субсидий и субвенций. Финансы государственных предприятий — финансы предприятий, находящихся в государ­ственной собственности. Специальные правительственные фон­ды —денежные фонды, предназначенные для финансирования решения общенациональных задач (строительство дорог, приоритетные научные исследования).

Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджет­ным дефицитом. Противоположная ситуация, т. е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюдже­та. Первичный дефицит — это общий дефицит государственного бюдже­та, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному дол­гу. По аналогии определяется и первичный профицит.

Принято также различать фактический, структурный и циклический де­фицит государственного бюджета.

Фактический дефицит - это отрицательная разница между фактичес­кими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит - это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохо­да, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообло­жения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Циклический дефицит - это разница между фактическим и структур­ным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит пред­ставляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе де­лового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государ­ственных расходах происходят автоматически

Государственный долг - это сумма накопленных в стране за определен­ный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Таким образом, с понятием государственного долга тесно связан рассмотренный выше дефицит государственного бюджета. Различают внутренний и внешний долг государства.

Внутренний долг - это то, что государство взяло взаймы для финанси­рования дефицита государственного бюджета внутри страны. Другими словами, внутренний государственный долг государства - это долг перед резидентами.Внешний долг - это займы государства у граждан и организаций за рубежом. Внешний государственный долг - это долг перед нерезидентами

1. Финансы и финансовая система как индикатор национальной экономики.

Формирование и использование финансов государства: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, доходная и расходная части финансов населения. Функции финансовой политики: распределительные и контрольные.

2. Фискальная политика государства.

Инструменты фискальной политики: государственные расходы, трансферты, система налогообложения. Виды фискальной политики: стимулирующая, сдерживающая, дискреционная и автоматическая.

3. Государственный долг и обслуживание бюджетного дефицита.

Концепции регулирования бюджетного дефицита: концепция ежегодного балансирования; концепция циклического балансирования; концепция функциональных финансов.

Рекомендуемая литература: [2], гл. 22; [10], гл. 36; [11], гл. 35; [7], гл. 16; [9], гл. 36; [1], гл. 16.

Вопросы для самопроверки

1. За счет чего финансируется дефицит госбюджета?

2. Что относится к косвенным налогам?

3. Что такое стимулирующая фискальная политика?

4. Назовите основные статьи доходов и расходов госбюджета.

Наши рекомендации