Методики организации проекта по описанию бизнес-процессов:
1. Через дерево бизнес-процессов. Разрабатывается иерархическая структура (дерево) бизнес-процессов банка. Берутся бизнес-процессы 1-го уровня и детально описываются. Описывается деят. владельца бизнес-процесса, деят.всех участников бизнес-процесса.
2. Через отделы. описывается оргструктура банка. Выбираются отделы и описывается их деятельность в рамках разных бизнес-процессов. В заключении все схемы одного бизнес-процесса от разных отделов сводятся в единую схему.
27-28 Внешняя маркетинговая среда фирмы состоит из микросреды и макросреды.К ней относятся все объекты, факторы и явления ,которые находятся за пределами предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность. В микросреду фирмы включаются взаимоотношения фирмы с поставщиками, посредниками, клиентами и конкурентами. Макросреда фирмы представлена более общими для большинства фирм факторами преимущественно социального плана. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, политического, технического и культурного характера.
Макросреда включает следующие основные элементы:
1) демографическая среда;
2) экономическая среда;
3) технико-экологическая среда;
4) природная среда;
5) политическая среда;
6) культурная среда.
К микросреде относятся следующие элементы:
организация (предприятие);
поставщики;
маркетинговые посредники;
клиентура;
конкуренты;
контактные аудитории.
Внутренняясреда характеризует потенциал предприятия его производственные и маркетинговые возможности.
Сущность маркетингового управления предприятием заключается в том, чтобы приспособить компанию к изменениям внешних условий с учетом имеющихся внутренних возможностей.
К внутренней среде маркетинга относят те элементы и характеристики, которые находятся внутри самого предприятия:
- Основные фонды предприятия
- Состав и квалификация персонала
- Финансовые возможности
- Навыки и компетенция руководства
- Использование технологии
- Имидж предприятия
- Опыт работы предприятия на рынке
Одной из важнейших частей внутренней среды является характеристика маркетинговых возможностей. Они зависят от наличия специальной службы маркетинга предприятия, а так же опыта и квалификации его сотрудников.
29.Риск – это стоимостное выражение вероятностного события, ведущего к потере.
1. Риск, специфический для банка-приводит к убыткам конкретн. банк, к кризису.
2. Риск, присущий системе-когда конкретный сегмент платеж. системы выходит из строя и порождает угрозу для стабильности и устойчивости платежной системы.
3. Риск продуктовотносится к конкретной форме платежного инструмента.
Риски в банковских системах делят на:
Финансовые риски:
Кредитный риск– риск невыполнения плательщиком обязательств, связ. с полной или частичной неплатежеспособностью.
Риск ликвидности – риск невыполнения обязательств, связ. с времен. затруднен.
Риск по расчетам – пр-с расчетов невозможно завершить совсем или в опред. срок.
Временный риск – измен в фин. сост.м/ду поступлением инф. о платеже и выполн. окончат. расчета.
Системный риск – «эффект домино»-невыполнения обязательств, несколькими участниками платежной системы.
Нефинанс. риски: несовершенная правовая база, подделка фин. документов, кража, мошенничество и ошибки, чрезвычайные события, сбои в програм. обеспечении, ошибки персонала.
Финансовый риск-- вероятности снижения доходов, потери прибыли, убытков (риски по вкладам, операционный, собствен. ликвидности банка)
Операционный риск – возникн потерь или убытков в результате несоответ. процедур совершения операций законодательству, ошибок сотрудников банка, отказа технических систем банка
Риск собственной ликвидности - возможн коммерч. банка выполнить свои финансовые обязательства.
Риск по банковским сделкам: кредитный(риск невыплаты осн. долга, невыплаты %, обеспечения кредита), ценовой (%, валютный, рыночный).
Принципы управления риском:
• прогнозирование возможных источников убытков;
• финансирование рисков, экономическое стимулирование их уменьшения;
• ответственность руковод. и сотрудн., четкость политики и механизмов управления рисками;
• контроль рисков по всем подразделениям и службам, эффективн. процедур управления рисками.
от сферы влияния: Внешние (Не связ с деят банка (эконом, полит, соц, геофиз) Внутренние (Возн при осущ различных банковских операций)
от сферы возникн: Риск страны, Риск фин надежности отдельного банка, Риск отдельного вида банк операц.
От степени: низкий, умерен., полный.
По времени: пршлый, текущ., будущий
От характера: по балансов, внебалансов операциям.
от возможн управления: закр,откр.
От операц коммерч. банков: риск активн. опер, пассивн. операц.
30Банк. операции: активные(кредит, договор факторинга, банк. гарантия); пассивные(вклад=депозит, счет, доверительн. управление ден ср-ми); посреднические(расчеты, вал-обмен операции, хранение, времен пользов сейфом, инкассация и перевозка).
Креди́т — общест. отнош., возникающие между субъектами экон отношений по поводу движения стоимости;взаимоотношения между кредитором и заёмщиком; возвратное движение стоимости. Функции кредита: Перераспределительная. Создания кредитных орудий обращения. Воспроизводственная. Стимулирующая
Товарная форма кредитапередача во временное пользование конкретной вещи.Существовала до появления денежных отношений. Эквиваленты для обмена-товары (меха, скот, зерно), а кредиторами-субъекты, обладавшие излишками предметов.
Денежная форма кредита передачу во временное пользование оговоренного количества денег. Денежная форма преобладающая в соврем. условиях экономики.
Смешанная форма кредитакредит был предоставлен в форме товара, а возвращён деньгами или наоборот
Разновидности кредита Банковский Коммерческий Экспортный Потребительский Государственный Межбанковский Синдицированный Кредит для юридических лиц Револьверный
Банковская гарантия представляет собой письменное обязательство уплатить кредитору (бенефициару) в соответствии с условиями гарантии денежную сумму (осуществить платеж). Банковская гарантия м/б контргарантией (встречное обязательство, предоставленное контргарантом банку для обеспечения выдачи первоначальной гарантии);консорциальной гарантией( гарантия, выдаваемая бенефициару несколькими гарантами через основной банк-гарант).
Условиями банковской гарантии: наименование принципала; наименование бенефициара; наименование гаранта; договор выдачи банковской гарантии;
максимальную денежную сумму, подлежащую уплате; срок, на который выдана банковская гарантия; условия уплаты бенефициару денежной суммы (осуществления платежа); возможность перевода банковской гарантии (переводная банковская гарантия);
Банковская гарантия должна быть выдана в письменной формеОбязательство гаранта перед бенефициаром прекращается: уплатой бенефициару денежной суммы; по окончании срока, на который выдана банковская гарантия, если срок не указан - по истечении трех лет с даты ее выдачи, а действие контргарантии – через тридцать календарных дней после прекращения действия гарантии;отказ бенефициара от своих требований по банковской гарантии путем возвращения ее гаранту;отказ бенефициара от своих требований по банковской гарантии путем направления гаранту письменного уведомления об освобождении его от обязательства.
31.Калькуляция (от лат. calculatio — счёт, подсчёт) — определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств. Калькуляция даёт возможность определить плановую или фактическую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. Калькуляция служит основой для определения средних издержек производства и установления себестоимости продукции.
Методы калькуляции — это методы расчёта издержек производства, себестоимости продукции, объёма незавершённого производства, основанные на калькуляции затрат. Различают простой, нормативный, позаказный, попередельный методы калькуляции.
32.Элементы банковского продукта:
- Банковские услуги (расчетные, депозитные, кредитные)
- Банк. операции (продуктообразующ. , производит., управленч., аналитические)
- Банковские технологии (процессы) – последоват., порядок совершения операций
- Банковские документы – материальные носители, удостоверяющие права и обязанности банка и клиента при предоставлении банковского продукта.
Особенности банк. продукта:
1)оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах (наличные, безналичные деньги и расчеты).
2)нематериальные банк. услуги приобретают зримые черты с пом. договорн. отнош.
3)протяженность во времени услуг: сделка- не однократный акт, устанавливаются продолжительные связи клиента с банком.
В банковском продукте 3 уровня: основной продукт (кредитование, услуги по вложению капитала и расчетам, операции с валютой); реальный продукт (текущая номенклатура услуг. Цель: побуждение клиента к приобретению наибольшего количества услуг, перевод случайного клиента в статус постоянного. Это подготовка документов, платежные услуги, контроль, бухгалтерское и аудиторское обслуживание, советы по налогообложению, доверительные операции); расширенный продукт (доверительные и дружеские отношения с клиентом, оказание всесторонней помощи: обслуживание зарубежных связей, использование связей и контактов, финансовых выгод, дружеские связи, личные советы банкира, неформальное общение.)
Характеристики, присущие банковскому продукту и услуге:
Неосязаемость услуг , их абстрактный характер -- невозможность материального их ощущения, увидеть и оценить их до момента получения результатов их предоставления. Главн. хар-ка банковской услуги -эффективность, выгода и польза, получаемые потребителем от банковской услуги.
Непостоянство качества, зависимость от квалификации людей требует постоянного обучения персонала. Служащие банка д/ знать технику банковского дела, психологию общения людей. Важное значение имеют интерьер банка, освещение, офисная мебель и стил, создающие дополнительное качество оказываемых банком услуг.
Несохраняемость услуг -наличие механизма выравнивания спроса и предложения. Услуги не хранятся как товары. Поэтому в периоды пикового спроса важно планировать мероприятия по предотвращению очередей; привлекать доп. работников из других отделов; стимулировать обращение в банк в другое время; скрашивать ожидание дополнительными услугами.
33 Банковская деят--процесс создания банковского продукта и услуги, кот.сост. из взаимосвязанных элементов, обеспечивающих его непрерывность. Нацеленный на мах удовлетворение потребностей клиентов при мin затратах на производство. Этапы:1.подготовительный этап 2.процесс производства продукта 3.процесс реализации продукта.
Средства, кот. использ. в банковской деятельности : исходный материал, интеллектуальный капитал, способы, методы создания банковского продукта
Особенности банковских услуг: не имеют материально-вещественной формы;их нельзя складировать;затраты труда банковского персонала непосредственно входят в производство банковского продукта;затраченный на производство продукта труд носит интеллектуальный характер;связаны с конкретными индивидуальными потребностями клиентов банка.
Банковские услуги в исторической ретроспективе. Валютный обмен. Учет коммерческих векселей и предоставление кредитов предприятиям.Сберегательные депозиты.Хранение ценностей.Поддержка кредитами деятельности правительства.Депозиты до востребования .
Классификация банковских услуг
от роли в банковской деятельности: основные услуги, доп услуги
от юридического статуса потребителей услуги: услуги для юр лиц, физ лиц.
от степени распространенности: розничные(массовые), индивидуальные
от степени самостоят. при выполнении услуг: на доброволь основе, вынужденные
от количества сторон: двухсторонняя деят. банка и его клиента, односторонняя услуга
от видов банковской деятельности: специфические и делегируемые, производственная и маркетинговая, информационные и программно-технические.
Услуги, получившие развитие в последнее время
• Предоставление потребительского кредита.
• Финансовое консультирование.
• Управление потоками наличности.
• Лизинг оборудования.
• Предложение рискового капитала.
• Продажа пенсионных планов.
• Предложение брокерских услуг по операциям с ценными бумагами.
• Предложение услуг, типичных для инвестиционных и торговых банков(консалтинг, анддерайтинг, слияния и поглощения и др.)