Расходы, связанные со страховыми операциями

Основной статьей расходов страховой организации, связанных с испол­нением договоров страхования и сострахования, являются страховые выпла­ты (оплаченные убытки). В случаях досрочного прекращения или изменения договоров страхования и сострахования страховая организация несет расходы, связанные с возвращением страхователям страховых премий и выплатой вы-купнных сумм.

Следующая по значимости статья расходов - это отчисления в страхо-выерезервы, предназначенные для исполнения обязательств по договорам страхования в будущем. Кроме того, страховая организация образует резервы для финансирования предупредительных мероприятий, на формирование кото-рых также производит отчисления.

Ведение страхового бизнеса сопровождается соответствующими адми­нистративными расходами. У страховщика они называются расходами на ве­дение дела. Эта группа расходов составляет значительную долю в общей сум-ме расходов страховой организации. В составе расходов на ведение дела выде­ляются затраты, имеющие место на любом другом предприятии, и расходы,отражающие специфику страховой деятельности. К этой группе расходов от­носятся, прежде всего, расходы на ведение дела, необходимые для осуществ­ления страховых операций:

• комиссионные и брокерские вознаграждения;

• затраты на оплату труда работников страховой организации, занятыхоформлением документации по договорам страхования, и связанные с ними отчисления на социальные нужды;

• амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств, используемых при осуществлении операций по договорам страхования;

• оплата услуг экспертов, сюрвейеров, медицинских учреждений;

• оплата услуг по предоставлению статистических данных.

Операционные расходы

Расходы на ведение дел страховой компании, не имеющие непосредст­венного отношения к страховой деятельности, включаются в состав операци­онных расходов. К таким расходам относятся:

• административно-управленческие расходы;

• представительские расходы;

• затраты по добровольному страхованию своих работников и имущества;

• расходы по содержанию общехозяйственного персонала;

• амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

• арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

• расходы по оплате информационных, аудиторских, консультацион­ных и иных услуг.

Инвестиционная деятельность страховых организаций также сопровож­дается определенными расходами, не имеющими непосредственного отноше­ния к основной страховой деятельности. Эти расходы являются частью опе-ра ционных расходов и включают в себя:

• затраты, связанные с предоставлением за плату во временное пользо­вание активов организации;

• расходы, связанные с продажей объекта инвестирования и финансо­вых вложений;

• расходы по управлению инвестициями (содержание структурного подразделения, занятого управлением инвестициями).

Кроме того, к операционным расходам относят:

• вознаграждения состраховщику по договорам сострахования;

• расходы, связанные с оказанием услуг страхового агента, сюрвейера и аварийного комиссара;

• расходы, понесенные по выставлению регрессивного иска; •расходы, связанные с продажей основных средств, материальных

ценностей и других активов;

• расходы, связанные с привлечением в аренду активов;

• проценты, уплачиваемые организацией за предоставление в пользова­ние денежных средств (кредитов, займов);

• причитающиеся к уплате суммы отдельных видов налогов и сборов.

Иные видыи классификации расходов

По времени осуществления расходы страховой компании делятся на рас­ходы:

• предваряющие заключение договора страхования;

• осуществляемые при заключении и в процессе ведения (в течение действия) договора;

•при наступлении страхового случая (окончании договора или исте­чении срока страхования);

• не имеющие тесной привязки к страховой деятельности;

• текущие.

До заключения договора, т.е. до момента продажи страхового продукта, страховая организация несет затраты по рекламе, по продвижению товара на рынок, на подготовку договоров (разработка условий страхования, расчет та­рифов,выпуск бланков), на оплату экспертов по оценке риска, на финансиро­вание консультационных работ и др.

Заключение договора (андеррайтинг), его ведение и исполнение сопровож­даются самыми значительными расходами. Это оплата труда работников стрхо-вой организации по заключению договора (сделки), по сбору страховых премий (инкассации), по обслуживанию страхователей — клиентов фирмы. К этой группе относятся расходы по выплате комиссионного вознаграждения агентам (посред-никам), оплата труда сотрудников по обработке договоров, а также расходы по ведению договоров (например, транспортные расходы агентов).

По целевому назначению, или по содержанию проводимых операшй, расходы страховых организаций представлены затратами по:

• подготовке и заключению договора;

• исполнению договора;

• ведению договора.

Расходы страховщика в целом составляют себестоимость страховой ус-луги. Величина себестоимости имеет существенное значение при определении финансового результата по страховым операциям и выявлении налогооблагае­мой базы.


Наши рекомендации