Депозитные ресурсы коммерческого банка

В законе РК «О банках и банковской деятельности» определение депозита звучит следующим образом: Депозит - это деньги, передаваемые одним лицом депозитором другому лицу Банку (в том числе Национальному Банку) на условиях их возврата в номинальном выражении независимо от того, должны ли они быть возвращены по первому требованию или через какой-либо срок полностью или по частям, заранее оговоренной надбавкой либо без таковой, непосредственно депозитору либо переданы по его поручению третьим лицам. По экономическому содержанию депозиты можно разделить на группы:

а) депозиты до востребования;б) срочные депозиты;в) сберегательные вклады;г) ценные бумаги.

Депозиты можно классифицировать также и по другим признакам: по срокам; по видам вкладчиков условиям внесения и изъятия средств; уплачиваемым процентам; возможности получения льгот по активным операциям банка и другие.

Депозиты до востребования представлены различными счетами, с которых их владельцы могут получать наличные деньги по первому требованию путем выписки денежных и расчетных документов. К ним относятся: средства, хранящиеся на текущих счетах государственных и акционерных предприятий, различных малых коммерческих структур; остатки средств на корреспондентских счетах других банков.

Преимуществом денежных счетов до востребования для их владельцев является их высокая ликвидность. Деньги на такие счета зачисляются и снимаются по мере осуществления хозяйственных и других операций, отражаемых в денежном выражении на этих счетах. Основной недостаток - отсутствие уплаты процентов по счету или очень невысокий процент.

Срочные депозиты и сберегательные вклады - представляют наиболее устойчивую часть депозитных ресурсов. Срочные депозиты - это денежные средства, внесенные в банк на фиксированный срок. Они подразделяются на:

1. собственно - срочные депозиты;2. депозиты с предварительным уведомлением об изъятии средств. Собственно-срочные депозиты по срокам хранения подразделяются на депозиты по срокам:

1. до 30 дней;2. от 30 до 90 дней;3. от 90 до 180 дней;4. от 180 до 360 дней;5. свыше 360 дней.

По срочным вкладам с предварительным уведомлением об изъятии средств банки требуют от вкладчика специального заявления на изъятие средств. Сроки подачи таких заявлений заранее оговариваются и, соответственно им, устанавливается величина процента по депозиту. Сроки уведомления об изъятии средств могут варьироваться от 7 дней до нескольких месяцев, в зависимости от срока депозитного вклада.

Срочный вклад (депозит) имеет четко определенный срок, по нему уплачивается, как правило, фиксированный процент и вводятся ограничения по досрочному изъятию вклада. При изъятии вклада ранее оговоренного срока банк взыскивает штраф в сумме заранее оговоренного процента от величины депозита и срока изъятия.

Наиболее характерными особенностями срочных вкладов и депозитов являются:

1. не могут использоваться для расчетов и на них не выписываются расчетные документы;

2. средства на счетах оборачиваются медленно;

3. устанавливается требование о предварительном уведомлении вкладчиком банка об изъятии денег;

4. устанавливается более низкая норма обязательных резервов;

5. уплачивается фиксированный процент, максимальный уровень процентной ставки в отдельные периоды может регулироваться центральными банками.

Отдельной графой можно выделить депозиты, предлагаемые банковским финансовым институтам. Межбанковские депозитные операции также подразделяются на срочные и до востребования. Такие операции, как правило, осуществляются с целью регулирования расчетов и уровня ликвидности баланса. Банк, который держит вклады других банков, учитывает их как задолженность в своем балансе по счетам «лоро» (остаток на корреспондентских счетах в данном банке). Банк, который имеет такие депозиты в других банках, учитывает их как активы по счетам «ностро» (у банков-корреспондентов).

Также Национальный банк Республики Казахстан в рамках осуществления своей денежно-кредитной политики классифицирует депозиты по уровню их «летучести» на следующие виды:

I. Переводимые депозиты - это все депозиты, которые:

1. в любой момент можно обратить в деньги по номиналу без штрафов и ограничений;

2. свободно переводимы с помощью чека, тратты или жиро-поручений;

3. широко используются для осуществления платежей.

Переводимые депозиты являются частью узкой денежной массы.

II. Другие депозиты состоят из требований (кроме переводимых депозитов) к центральному банку, органам управления, финансовым организациям или другим институциональным единицам, если они имеют характер депозитов. К ним относятся, в основном, сберегательные и срочные депозиты, которые могут быть сняты только по истечении определенного периода времени, или иметь различные ограничения, которые делают их менее удобными для использования в обычных коммерческих операциях и в большей степени отвечающим требова­ниям, предъявляемьм к механизмам сбережений. Кроме того, другие депозиты включают также непереводимые вклады и депозиты, выраженные в иностранной валюте.

Недепозитные ресурсы формируются по инициативе банка за счет межбанковских кредитов, кредитов Национального банка РК, выпуска облигации, продажи банковских акцептов и т.п. Данные ресурсы считаются очень дорогими и труднодоступными по сравнению с депозитами. Поэтому не каждый банк позволит себе приобрести такие ресурсы. В настоящее время Нацбанк РК предоставляет банкам второго уровня кредиты овернайт и дневной кредит. Овернайт предоставляется на сутки, а дневной, т.е. только в течения дня. Оба кредиты предназначены для поддержания краткосрочной ликвидности банков. Кроме того банки занимаются с выпуском собственных облигации, с целью привлечения дополнительных средств. В зарубежной практике банки занимаются продажей банковских акцептов на денежном рынке, таким образом, они удовлетворяют свои потребности в ресурсах. Банковский акцепт подразумевает акцептованный плательщиком вексель, принятый на учет

Налоговый контроль

Налоговый контроль – элемент финансового контроля и налогового механизма.

Налоговый контроль – это контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления налогов и платежей в бюджет.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, налоговых проверок, опроса налогоплательщиков и других лиц, осмотра помещений и территорий, где могут находиться объекты, и в других формах проверки данных учета и отчетности.

Налоговый контроль – это контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства, за полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды.

Таможенные органы, в пределах своей компетенции, также осуществляют налоговый контроль по взиманию налогов и других обязательных платеже бюджет, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РК, в соответствии с Налоговым Кодексом и таможенным законодательством РК.

Налоговый контроль осуществляется в следующих формах:

1.регистрационного учета налогоплательщиков;

2.учетов объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

3.учета поступлений в бюджет;

4.учета плательщиков налога на добавленную стоимость;

5.налоговых проверок;

6.камерального контроля;

7.мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков;

8.правил применения контрольно - кассовых машин с фискальной памятью;

9.маркировки отдельных видов подакцизных товаров и установления акцизных постов;

10.проверки соблюдения порядка учета, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства;

11.контроля над уполномоченными органами.

Государственная регистрация налогоплательщиков – это внесение сведений о налогоплательщике в Государственный реестр налогоплательщиков РК, который ведется НК РК с целью осуществления контроля над правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. При государственной регистрации налогоплательщика ему присваивается регистрационный номер налогоплательщика и выдается свидетельство налогоплательщика. После прохождения процедуры государственной регистрации в налоговых органах налогоплательщик обязан также встать на регистрационный учет в налоговых органах.

Регистрационный учет-постановка на учет в налоговом органе налогоплательщика, в результате которого фиксируется местонахождение налогоплательщика, принадлежность ему объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также регистрация текущих изменений учетных характеристик налогоплательщика.

Юридические лица, их структурные подразделения (филиалы представительства), а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан встают на регистрационный учет:

· по местонахождению юридического лица, его структурного подразделения:

· по месту осуществления деятельности:

· по местонахождению и (или) регистрации объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением:

Местонахождением объекта налогообложения признается;

1) для недвижимого имущества (земли)- место их фактического нахождения;

2) для транспортных средств - место государственной регистрации транспортных, а при отсутствии такого – местонахождение (жительства) собственника имущества.

Физические лица встают на регистрационный учет;

· по местожительству;

· по местонахождению и (или) регистрации объектов налогообложения:

· по месту осуществления предпринимательской деятельности.

Если физическое лицо имеет свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и осуществляет свою деятельность без образования юридического лица, оно подлежит постановке на регистрационный учет по место жительству. Для постановки на регистрационный учет

- бланка заявления, заполненного печатными символами;

- распечатанной электронной формы;

- в виде электронного файла, заверенного электронной подписью.

При постановке на регистрационный учет структурного подразделения, в заявлении о постановке на учет указывается регистрационный номер налогоплательщика - юридического лица, создавшего данное структурное подразделение.

Налоговая проверка – проверка исполнения налогового законодательства РК, осуществляемая исключительно органами налоговой службы. Никто, кроме органов налоговой службы не имеет право проводить налоговую проверку. Участниками налоговых проверок являются две стороны; должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, налогоплательщик. Обязательным требованием к порядку проведения налоговых проверок является требование о том, чтобы проведение налоговой проверки не приостанавливало деятельность налогоплательщика, за исключением случаев, установленных уголовным законодательством РК.

Наши рекомендации