Анализ расходов республиканского бюджета на экономику
Затраты республиканского бюджета Республики Казахстан в 2011 году составили 2 716 млрд тенге. Это на 31,3% больше, чем в 2009 году. Расходы бюджета по отношению к ВВП в 2010 году (19,3%) остались на уровне 2009 года. Динамика роста общего объема расходов республиканского бюджета Казахстана представлена на рисунке 5.
Рисунок 6 - Общий объем расходов республиканского бюджета Республики Казахстан
Функциональная классификация расходов бюджета Республики Казахстан Бюджетным кодексом Республики Казахстан для расходов республиканского бюджета предусмотрена классификация по следующим функциональным группам:
ـ государственные услуги общего характера;
ـ оборона;
ـ общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность;
ـ образование;
ـ здравоохранение;
ـ социальная помощь и социальное обеспечение;
ـ жилищно-коммунальное хозяйство;
ـ культура, спорт, туризм, информационное пространство;
ـ топливно-энергетический комплекс и недропользование;
ـ сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения;
ـ промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность;
ـ транспорт и коммуникации;
ـ прочие;
ـ обслуживание долга;
ـ трансферты.
Затраты консолидированного бюджета Республики Казахстан состоят из затрат местных бюджетов, республиканского бюджета и расходов Национального фонда. Расходы по большинству функциональных групп осуществляются только из местных и республиканского бюджета, в то время как из Национального фонда осуществляется финансирование целевых трансфертов в республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом РК.
Как видно из приложения 1, роль республиканского бюджета особенно важна для финансирования расходов на оборону, обслуживание долга, социальную помощь и социальное обеспечение, общественный порядок и государственные услуги общего характера. Региональные и местные бюджеты осуществляют основной объем расходов по таким функциональным группам, как ЖКХ, здравоохранение и образование.
Динамика расходов республиканского бюджета Казахстана по функциональным группам представлена в приложении 2. В 2010 году расходы республиканского бюджета по большинству функциональных групп увеличились, что соответствует общей динамике увеличения расходов республиканского бюджета за последние несколько лет. Общий объем затрат республиканского бюджета вырос на 812,1 млрд тенге, или на 2,13 процентных пункта ВВП.
В целях стабилизации финансового сектора Национальным Банком и АФН приняты ряд нормативно-правовых актов направленных на усиление регуляторной и надзорной функции государства в финансовом секторе.
С 2010 года снижены минимальные резервные требования по внутренним обязательствам с 5 % до 1,5 %, по иным обязательствам – с 7 % до 2,5 %. Это позволило банкам существенно увеличить их ресурсную базу.
В рамках выделенных средств банками второго уровня профинансировано 391 заемщика на сумму более 159 млрд. тенге.
2. В целях решения проблем на рынке недвижимости осуществляется ряд мероприятий.
Казахстанской ипотечной компанией выкуплены права требования по ипотечным займам у банков-партнеров на общую сумму 13,5 млрд. тенге.
Банки второго уровня рефинансировали более 30 тыс. заемщиков на сумму более 120 млрд. тенге.
Продолжается работа по завершению строительства ранее начатых объектов жилищного строительства.
На сегодняшний день, в Астане осталось достроить 89 объектов с 17349 дольщиками, из них 65 объекта планируется завершить до конца текущего года, а оставшиеся 24 объекта будут завершены в 2011-2012 годах.
Акиматом города Астана проводятся мероприятия по выкупу квартир. Данный механизм позволил завершить 13 объектов с участием 1 938 дольщиков.
В целях завершения проблемных объектов акиматом города Астана создана уполномоченная организация, которая завершила в г. Астана 4 объекта строительства с участием 1 157 дольщика.
В городе Алматы на начало года было 64 объекта с 12441 дольщиками (5 объектов исключили в связи с отсутствием дольщиков), 3 объектов с 2001 дольщиками уже завершены с начала текущего года.
На сегодняшний день, в Алматы осталось достроить 46 объектов с 9963дольщиками, из них 16 объектов планируется завершить до конца текущего года, а оставшиеся 30 объектов будут завершены в 2011-2012 годах.
5. По реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов из 29 инвестиционных проектов, утвержденных Государственной комиссией, через Банк развития Казахстана уже начато финансирование трех проектов на сумму более 27,2 млрд. тенге. Следует отметить, что инвестиционные проекты будут финансироваться как за счет средств Нацфонда в размере 120 млрд. тенге, так и за счет частных инвесторов и заемных средств, привлекаемых как с внутренних, так и внешних рынков.
В целях обеспечения диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики Казахстана в долгосрочном периоде ведется разработка Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2011-2014 годы (далее – Госпрограмма) в рамках приоритетных направлений, озвученных Главой государства.
Госпрограмма сохраняет последовательность и преемственность государственной экономической политики. Она станет органичным инструментом реализации разрабатываемого Стратегического Плана развития страны до 2020 года.
В рамках Госпрограммы ведется разработка Карты индустриализации Казахстана на 2013-2014 годы, которая состоит из 83 инвестиционных проектов на общую стоимость 6,4 трлн. тенге, включаемые в республиканскую Карту индустриализации.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН