Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета

Проведем сравнительный анализ состава и структуры расходов федерального бюджета. Для начала рассмотрим структуру расходов в целом по федеральному бюджету в 2009 году (рис. 2).

Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета - student2.ru

Рис. 3. Структура расходов федерального бюджета в 2010 г.

Исходя из диаграммы видно, что 40,94% средств федерального бюджета в 2010 г. расходовалось на межбюджетные трансферты, 12,64% – на национальную оборону, по 12,10 % и 12,48%% – на национальную экономику и на социально-культурные мероприятия соответственно, 10,74% – на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, 8,77% – на общегосударственные вопросы и 2,33% на жилищно-коммунальное хозяйство.

Наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета занимают межбюджетные трансферты. Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов».

Вторым разделом, доля которого составляет 12,64% от общей суммы расходов, являются национальная оборона. В динамике видно, что этот показатель в процентном соотношении снижается, но по абсолютному показателю растет, это свидетельствует о том, что государство расходует больше средств, но в большей мере уделяет остальным показателям.

Раздел национальная экономика занимает четвертое место в распределении бюджетных средств в 2010 году. Но если посмотреть динамику роста, то можно с уверенностью сказать, что на данный раздел государство выделяет много средств. Такие массовые расходы связаны прежде все с экономической ситуацией в стране и мировым кризисом 2008-2009 года. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Следующий раздел, доля которого составляет 8,77% от общей суммы расходов в 2010году, являются общегосударственные вопросы. В динамике видно, что этот показатель в процентном соотношении снижается.

Если рассматривать остальные разделы, то заметен стабильный рост за исключением жилищно-коммунальных услуг. Здесь заметна тенденция к снижению что вызвано отменой прикладных научных исследований в области жилищно-коммунального хозяйства и затрат на коммунальное хозяйство.

Глава 3. Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета

За последние годы существенно возросли финансовые возможности государства по решению возложенных на него задач. Вместе с тем граждане, выступая как налогоплательщики и конечные потребители государственных услуг, должны быть уверены в эффективном и прозрачном использовании денежных средств, передаваемых государству.

Сформированные за период 2000-2006 годы бюджетные процедуры в рамках концепции «бюджетирования по затратам» позволили обеспечить прозрачность и подотчетность формирования и исполнения бюджетов, оперативность и достоверность бюджетной отчетности. Вместе с тем данная концепция не позволяет учитывать основные цели государственной политики на среднесрочную перспективу при формировании бюджета и не гарантирует эффективного использования бюджетных средств.

Бюджетирование, ориентированное на результат, направлено не только на обеспечение прозрачности и подотчетности при осуществлении бюджетных процедур, но и на повышение эффективности и результативности использования финансовых ресурсов. Бюджетирование по результатам предполагает наиболее эффективное и экономное использование финансовых средств для достижения конечного результата, концентрацию бюджетных средств на решении приоритетных задач государственно политики.

Требование о необходимости повышения эффективности бюджетных расходов содержится в ежегодных посланиях Президента РФ. Необходимость повышения эффективного использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты.[1]

Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания o бюджетной политике в 2010-2012 годах, заметно изменилась.

В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

И что очень важно, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.

Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.

В основу бюджетной политики на 2011-2013 гг. положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента РФ «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».[2]

Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

B настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление. По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 г. ожидается около прогнозного значения в 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 13-15% в 2010 г. и более 25% в 2013 г прогнозируемое снижение инфляции в 2013 г. до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

B Бюджетном послании Президента РФ o бюджетной политике в 2011-2013 гг. ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти. B ближайшее время для реализации Поставленной задачи ограничения в среднесрочной перспективе использования нефтегазовых доходов необходимо вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе РФ до 2008 г. Величина расходов федерального бюджета не должна превышать сумму ненефтегазовых доходов, фиксированного нефтегазового трансферта и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно – долгового финансирования) в размере не более 1% ВВП, а ненефтегазовый дефицит федерального бюджета – 4,7% ВВП.

Действие соответствующей статьи Бюджетного кодекса в настоящее время приостановлено, но в дальнейшем актуальным является возращение к формированию бюджета с учетом законодательно установленных ограничений. Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.

B соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ основными целями бюджетной политики в 2011-2013 гг. являются:

§ использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;

§ разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;

§ обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;

§ повышение качества человеческого капитала;

§ повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

§ реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.

Бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новы внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2011-2013 гг. осуществляется на основе следующих приоритетов:

безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;

индексация в 2011 г. денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;

обеспечение обязательств В сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;

обеспечение закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянными служебным жильем военных;

обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог;

постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках;

подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Парaлимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 г.)

При формировании расходов федерального бюджета на 2011-2013 годы предлагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам.[3]

Первое. Повышение эффективности социальной защиты населения.

Государство обеспечит безусловное исполнение всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций.

B то же время система социальной защиты населения должна быть переориентирована на поддержу семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе c учетом региональных особенностей. В связи с этим считаю возможным расширение полномочий субъектов Российской Федерации при формировании и применении инструментов социальной политики.

Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 20 лет нас ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению c заработной платой (по крайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы.

Второе. Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия Военнослужащих.

С учетом динамики заработной платы в экономике и снижения инфляции считаю возможным увеличить на 6,5 процента с 1 апреля 2011 г. денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, с 1 июня 2011 г. — фонды оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (либо объемы субсидий бюджетными автономным учреждениям в Соответствующем размере) и денежное содержание судей и прокурорских работников, а с 1 сентября 2011 г. — стипендиaльный фонд.

Предлагаю Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о механизмах повышения эффективности работы федеральных государственных служащих, в том числе о возможности сокращения в течение трех лет их численности в пределах 20 процентов, оставив при этом до 50 процентов экономии бюджетных средств в распоряжении федеральных органов государственной власти.

Третье. Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.

Должны быть обеспечены как повышение качества образования, таки сопряженность образования и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средними начальным профессиональным образованием.

В рамках соответствующих государственных программ следует обеспечить реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», продолжить развитие федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, а также закрепить положительные результаты демографической политики, достигнутые во многом благодаря реализации национального проекта «Здоровье».

Важной инвестицией в будущее развитие считаю работу, направленную на формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта.

При планировании социальных расходов бюджета следует обязательно предусмотреть средства на осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности социальных объектов, прежде всего организаций, предоставляющих услуги детям (включая вывод школьных зданий из аварийного состояния) и престарелым гражданам, а также по обеспечению полноценного доступа инвалидов к объектами услугам социальной сферы.

Четвертое. Обеспечение обороноспособности страны.

Финансирование расходов на национальную оборону должно позволить решить все стоящие перед Вооруженными Силами Российской Федерации задачи, включая закупку новых видов вооружения, обеспечение боевой подготовки, индексацию и реформирование денежного довольствия военнослужащих (с учетом сокращения их общего количества и совершенствования структуры Вооруженных Сил Российской Федерации), реализацию социальных гарантий для военнослужащих.

Одной из приоритетных задач является обеспечение жильем военных. K концу 2010 года должны быть выполнены все ранее взятые обязательства по обеспечению нуждающихся военнослужащих постоянным жильем, к 2012 году — служебным жильем.

C 2011 года должна начаться реализация Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы, обеспечивающей комплексное переоснащение войск современными видами новых систем и образцов вооружения и военной техники. На осуществление Государственной программы вооружения должна быть направлена новая федеральная целевая программа реформирования оборонно-промышленного комплекса.

Пятое. Реформа органов внутренних дел.

Необходимо обеспечить повышение эффективности деятельности органов внутренних дел.

С 2012 года финансовое обеспечение милиции общественной безопасности будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета. Уже сегодня необходимо готовиться к столь серьезному изменению расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и Соответствующих им финансовых потоков.

Шестое. Развитие транспортной инфраструктуры.

Наличие развитой транспортной инфраструктуры является необходимым условием экономического роста и повышения инвестиционной активности. Совершенствование транспортной инфраструктуры с внедрением современных инновационных технологий продолжает оставаться одной из основных задач на среднесрочную перспективу.

При этом необходимы новые подходы к реализации инфраструктурных проектов с привлечением частных инвестиций, в том числе на условиях заключения контрактов жизненного цикла.

B связи с этим одним из приоритетных направлений бюджетной политики должно являться устойчивое финансовое обеспечение содержания и развития автомобильных дорог. Это требует детальной проработки всех вопросов, в том числе касающихся создания системы дорожных фондов, с учетом критериев и социальной справедливости, и экономической эффективности.

Необходимо обеспечить функционирование комплексной системы безопасности населения на транспорте, прежде всего в метрополитене и на других видах общественного транспорта.

Седьмое. Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики.

Безусловным приоритетом бюджетных расходов на поддержку экономики должна стать поддержка инновационных проектов и важнейших научных разработок, направленных на обеспечение модернизации и технологического развития экономики, повышение ее энергетической эффективности (проекты, одобренные Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России).

Механизм выделения бюджетных грантов для поддержки отечественных инновационных проектов должен быть ориентирован на обеспечение общегосударственных приоритетов.

При этом бизнес должен финансироваться в первую очередь за счет реализации своих товаров и услуг, а бюджетная поддержка может быть лишь стимулирующей, мультипликативной мерой и не должна обеспечивать основную часть финансирования.

Заключение

Федеральный бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Федеральный бюджет играет огромную роль в экономическом развитии государства, поэтому очень важно для экономики страны, вовремя принимать закон о федеральном бюджете на каждый конкретный год. При этом обязательно нужно учитывать те изменения, которые произошли в экономике государства за предыдущий и текущий годы и соответственно им определять статьи доходов и расходов федерального бюджета.

На основе анализа исполнения федерального бюджета в Российской Федерации можно сделать вывод, что каждая группа расходов играет свою роль в федеральном бюджете и на основе данных динамики этих показателей можно оценить общее состояние федерального бюджета и государства в целом за определенный период. А также исследуя практику исполнения федерального бюджета в предшествующие периоды можно найти пути решения проблем существующих в настоящее время.

В настоящее время в рамках сложившейся в России экономической ситуации существуют проблемы неэффективного использования бюджетных средств. В связи с этим можно предпринять следующие пути решения этих проблем: обеспечение макроэкономической стабильности, координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов, разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций, а также повышение качества человеческого капитала.

Заключение.

Статистика финансов очень важная отрасль макроэкономической статистики. Предметом изучения этой науки является образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Его понимание, правильное осознание вопросов, на которые она отвечает, важны для оценки показателей и макроэкономической ситуации в целом.

Список литературы.

1. Рябушкин Б.Т. «Основы статистики финансов» М.: 2004г.

2. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: 2005г.

3. Теслюк И.Е. Статистика финансов: Учебное пособие. Минск: 2004г.

Наши рекомендации