Сущность, функции, значение финансов в системе денежных отношений
Оглавление
1. Сущность, функции, значение финансов в системе денежных отношений. 3
2. Понятие финансовой системы, ее звенья. 4
3.Финансовая политика. 4
4. Финансовый контроль. 4
5.Сущность, содержание, роль, значение таможенной системы Р.Ф. 5
6.Международные финансовые отношения (МФО) 5
7 Основные источники доходов, направления расходования средств ПФ РФ. 5
8. Основные источники доходов, направления расходования средств фонда социального страхования РФ. 6
9 Основные источники доходов, направления расходования средств Федерального и территориальных фондов ОМС РФ. 6
10.Сущность, содержание, значение, функции денег. 6
11 Наличный денежный оборот и закон денежного обращения. 7
12.Сущность, содержание системы безналичных расчетов, формы безналичных расчетов. 7
13.Сущность, причины, виды, методы регулирования инфляции. 7
14.Сущность, содержание валютной системы, валютных отношений. 8
15.Сущность, содержание кредита, кредитных отношений, виды кредита, принципы кредитования. 8
16. Банковская система РФ, ее элементы, правовые основы регулирования. 8
17. цель, задачи, функции, структура Банка России. 9
18. Сущность, содержание, методы денежно-кредитной политики государства. 9
19. АКТИВНЫЕ БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ.. 9
20. ПАССИВНЫЕ БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ.. 10
21. ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 10
22. Структура бюджетной системы РФ, принципы ее построения. 10
23. Роль, значение, функции, основные понятия и термины Бюджетного кодекса РФ.. 11
24. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РФ ПОСМОТРЕТЬ В ЛЕКЦИЯХ.. 11
25. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 12
26. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ ДЕФИЦИТА, принципы бюджетного финансирования, источники финансирования дефицита бюджета. 12
27. Сущность, содержание государственного долга, принципы и методы управления. 12
28. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РФ.. 13
29. Сущность, содержание, значение казначейской системы исполнения федерального бюджета, структура органов казначейства. 13
30. Организация казначейского исполнения федерального бюджета по доходам и расходам.. 13
31. Простые и сложные ставки ссудных процентов. 14
32. Цель, задачи, стратегия и тактика финансового менеджмента организаций. 14
33.Производственный, финансовый леверидж. Оценка порога рентабельности, запаса финансовой прочности организации. 14
34.Источники формирования и воспроизводства основных средств организаций. 15
35.Управление материально-производственными запасами организаций. 15
36.Управление дебиторской задолженностью организаций. 15
37.Управление кредиторской задолженностью организаций. 16
38.Управление денежными средствами организаций. 16
39.Сущность, содержание, правовые основы антикризисного управления организаций. 16
40.Признаки банкротства. Классификация процедур банкротства. 17
41.Ликвидность активов. Платежеспособность организаций. 17
42.Понятие, показатели оценки финансовой устойчивости организаций. 18
43.Понятие, показатели оценки деловой активности организаций. 18
44.Понятие, показатели оценки рентабельности организаций. 18
45. Сущность, содержание, роль налоговой системы в формировании доходов бюджетов Российской Федерации. 19
46.Сущность, содержание налога, сбора, виды налогов и сборов в Российской Федерации. 19
47.Сущность, содержание, ставки налога на прибыль организаций. 20
48.Сущность, содержание, ставки НДС. 20
49.Сущность, содержание, ставки налога на имущество организаций и физических лиц. 20
50.Сущность, содержание, ставки НДФЛ. 20
51.Таможенные платежи, таможенная стоимость товара. 21
52.Пути оптимизации налогообложения организаций. 21
53 Сущность, содержание, функции, принципы организации финансов предприятия, организации. 22
54. Финансовые ресурсы, капитал предприятия, организации. 22
55. Сущность, содержание доходов организаций в соответствии с правилами бухгалтерского учета РФ. 22
56. Сущность, содержание расходов организаций в соответствии с правилами бухгалтерского учета РФ. 23
57. Сущность, содержание доходов организаций в соответствии с НК РФ. 23
58. Сущность, содержание расходов организаций в соответствии с НК РФ. 23
59. Финансовые результаты, порядок формирования конечных финансовых результатов предприятий. 24
60. Понятие, содержание, основ-е элементы бюджетной системы управления организации. 24
61.Основные виды бюджетов, используемых в финансовом планировании организаций. 24
62. Содержание, структура и назначение Бюджет дохохов и расходов) ДР организаций. 25
63. Содержание, структура и назначение бюджет движения денежных средств БДДС организаций. 25
65.Содержание, структура и назначение инвестиционного бюджета организаций. 26
66.Основные операционные бюджеты, используемые в финансовом планировании организаций. 26
67.Основные вспомогательные бюджеты, используемые в фин. планировании организаций. 26
68 Амортизационная политика организаций. 26
69 Понятие, состав, виды денежной оценки, показатели эффективности использования основных фондов. 27
70 Себестоимость. Состав затрат по элементам. 27
71.Понятие и показатели производительности труда, резервы ее роста. 28
72. Сущность, содержание, значение инвестиций для организаций в Российской Федерации. 28
73. Субъекты инвестиционной деятельности, финансовые институты, типы инвесторов. 28
74. Критерии, методы оценки эффективности инвестиционных проектов. 29
75. Источники, методы финансирования инвестиционных проектов в РФ.. 29
76. Сущность, содержание, виды лизинга. 30
77. Проектное финансирование. 30
78. Венчурное финансирование. 30
79. Иностранные инвестиции, гос. регулирование иностран. инвестиций в РФ. 31
80. Понятие и формы страхования, классификация страхования по объектам. 31
81. Доходы, расходы, финансовый результат страховой организации. 32
82. Понятие, состав страховых резервов страховой организации. 32
83. Инвестиционная деятельность страховой организации. 32
84. Платежеспособность страховой организации. 32
85. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных ср-в в РФ. 33
86. Характеристика основных под отраслей личного страхования. 33
87. Страхование транспортных средств по программе КАСКО в РФ. 33
88. Классические виды ценных бумаг, их характеристика. 33
89. Производные ценные бумаги, их характеристика. 34
90. Финансовые инструменты на рынке ценных бумаг. 34
91. Организационная структура, функции фондовой биржи. 34
92. Система, законодательно-правовая база гос-ого регулирования РЦБ. 35
93. Структура и тенденции развития рынка ценных бумаг РФ. 35
Финансовая политика
Финансовая стратегия- долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.
Финансовая тактиканаправлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.
Финансовая политика- совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Содержание финансовой политики охватывает комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее главных целей и задач;
2)определение основных направлений использования финансов на текущий период и перспективу;
3) создание адекватного финансового механизма;
4)эффективное управление финансовой деятельностью гос-ва и других субъектов экономики;
5) осуществление практических действий, направленных на достижение главных целей финансовой политики.
Единство указанных основных звеньев определяет содержание финансовой политики.
Целью финансовой политикиявляется наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.
Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов.
Финансовая политикапризвана создавать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Она должнаучитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Прямая зависимостьнамеченных и осуществленных расходов от объемовфинансовых ресурсов должна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение этого важнейшего требования приводит к появлению и увеличениюдефицита бюджета, государственного долга, инфляционным процессам.
Существенным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является комплексный подход при ее формировании и проведении, т. е. согласование основных мероприятий, осуществляемых во всех звеньях финансовой системы.
Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана присущими ей специфическими методами и способами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивает необходимые условия для осуществления совместных мероприятий.
Финансовый контроль.
ФК –контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за фин-ой деят-тью всех эк-их суб-ов: гос-ва, предприятий и учреждений. ФК – стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспр-ного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов, т.е. объект финансового контроля – денежные отношения.
Финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как гос-ва и его учреждений, так и всех других эк-их субъектов; фин-ые нарушения влекут санкции и штрафы.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
– содействие сбалансированности между потребностью в фин ресурсах и размерами денежных доходов;
– обеспечение своевременности и полноты выполнения фин-х обяза-в перед государственным бюджетом;
– выявление внутрипроизв-х резервов роста финансовых ресурсов
– содействие рациональному расходованию мат-ых ценностей и денежных ресурсов на предприятиях и правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
– обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов и другие.
Виды финансового контроля:
1.В зависимости от субъектов, осущ-щих ФК, различают следующие его виды:
- общегосударственный контроль проводится органами гос-ой власти (Президентом и Правительством РФ, Фед Собранием РФ, МинфиномРФ и.т.д.
- ведомственный контроль осущ-ся контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждении, орг-ий;
- внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и фин службами предприятий и орг-ий. - общественный контроль осущ-ют неправит-ные орг-ии. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;
- независимый контроль проводится специальными органами: ауд-ми фирмами и другими службами.
2. По времени проведения финансовый контроль делится на:
- предварительный контроль осущ-ся до совершения фин-ых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений
- текущий контроль проводится в процессе исправления фин-ых планов.
- последующий контроль проводится в форме анализа и ревизий фин-й и бух отчетости по истечению отчетного периода. Он предназначен для оценки рез-тов исп-ия сметы бюджетов, эф-ти деят-ти.
3. По методам проведения финансовый контроль делится на:
- проверки – проводятся по отдельным вопросам деятельности.
- обследование – охватывает более широкий спектр деятельности для принятия определенных решений. Обследование может проводиться через опрос, наблюдение, инспекцию.
- эк-кий анализ –детальное изучение периодической и годовой финансовой отчетности с целью общей оценки эффективности деятельности.
- ревизии – взаимосвязанный комплекс проверок финансовой деятельности. Ее цель – установление целесообразности, обоснованности, экономической эф-ти совершенных хозя-ных операций, а также выявление нарушений и недостатков. Гос-ный фин-ый контроль осущ-ся органами: Феде-е Собрание и Счетная Палата, Минфин РФ и Фед-я служба финансово-бюджетного надзора, Феде-е казначейство, Феде-я налоговая служба, Феде-я таможенная служба, ЦБ РФ, Министерство по антимонопольной политике.
5.Сущность, содержание, роль, значение таможенной системы Р.Ф.
Таможенными органами являются: федеральная таможенная служба при министерстве и торговле; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
1. Осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
2. Взимают таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность их уплаты, налогов и сборов;
3. Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
4. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
5. Обеспечивают защиту прав интеллектуальной собственности;
6. Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела;
7. Осуществляют валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;
8. Ведут таможенную статистику внешней торговли;
9. Обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными органами иностранных государств;
10. Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела;
11. Проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.
Создание, реорганизация и ликвидация таможенных управлений и таможен осуществляются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.
Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных ср-в через таможенную границу РФ.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Федеральное министерство обеспечивают единообразное применение таможенного РФ всеми таможенными органами.
РФ участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.
6.Международные финансовые отношения (МФО)
МФО – это совокупность валютных и кредитных отношений по поводу формирования и использования международных фондов, осуществляемых в результате движения мировых финансовых потоков через международные финансовые операции. Объекты МФО:Фонды международных институциональных организаций;Международные фонды ссудного капитала;Международные инвестиции;Денежные инструменты, участвующие в МФО;
Мировые финансовые потоки характеризуются постоянным движением денежного капитала, формирующегося в процессе воспроизводства отдельных стран. В зависимости от вида финансовых отношений выделяют мировые валютные и кредитные рынки, а также рынок ценных бумаг и золота.
Главная функция МФО – обеспечение аккумуляции и перераспределения мировых финансовых потоков в целях непрерывности и эффективности воспроизводства. Функционирование международных финансов происходит посредством финансовых операций, кот. подразделяются на:
-Операции по переводу денег.
-Инвестиционные финансовые операции заключаются в перемещении капитала для его прироста
-Спекулятивные операции — это краткосрочные операции по получению прибыли в виде разницы в ценах (курсах) покупки и продажи, разницы в процентах по взятым кредитам и переданным взаймы и т.п.
-Операции по сохранению способности капитала приносить высокий доход - действия, направленные на управление капиталом в условиях риска
Международные валютные отношения – совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. По мере развития мировых хозяйственных связей была создана мировая валютная система (МВС), которая преследует глобальные цели мирового сообщества и призвана обеспечить интересы стран-участниц, имеет особый механизм регулирования и функционирования.Главной функцией валютных отношений - обслуживание международных экономических, политических и культурных отношений.
Международный кредит – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов.Функции международного кредита:
-Перераспределение ссудного капитала между странами.
-Экономия издержек обращения путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и др.) и ускорения безналичных платежей.
-Ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов.
Совокупность кредитных отношений представляют мировой кредитный рынок.Специфические формы кредитного обслуживания внешнеэкономических связей:
Лизинг – соглашение об аренде движимого и недвижимого имущества, по истечении срока кот. клиент может продолжать аренду или купить имущество.
Факторинг – покупка факторинговойкомпанией денежных требований экспортера к иностранному импортеру до наступления срока их оплаты.
Форфейтинг – покупка банком на полный срок на заранее оговоренных условиях векселей (тратт), других финансовых документов. Тем самым экспортер передает форфетору коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортера.
Основные источники доходов, направления расходования средств Федерального и территориальных фондов ОМС РФ.
ОМС – составная часть гос соц страхования, оно призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении мед.страхования в объемах и на условиях, соответствующих учрежденным программам
Мед страхование в РФ осущ-ся в обязательной и добровольной формах.
ФФОМС является самостоятельным гос-ым неком-им финансово-кредитным учреждением, осущ-м свою деят-ть на правах юр-го лица..
Согласно ФЗ № 326-ФЗ «Об ОМС в РФ» доходы федерального ФОМС образуются за счет:
- страховые взносы на ОМС;
- недоимки по взносам, нал.платежам;
- начисленные пени и штрафы;
- средства фед бюджета, передаваемые в бюджет Фед фонда в случаях, установленных федеральными законами;
- доходы от размещения временно свободных средств;
- иные источники, предусмотренные законодательством РФ.
Средства ФОМС используются на:
- предоставление субвенций бюджетам территориальных фондов,
- оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам,
- финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели,
- выполнения функций органа управления территориального фонда.
Доходы бюджета ТФОМС формируются за счет:
- субвенции из бюджета ФФОМС,
- межбюджетные трансферты, передав-ые из бюджета ФФОМС,
- платежи субъектов РФ на доп фин-е обеспечение реализации терр-ной программы ОМС,
- доходы от размещения временно свободных средств,
- межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета субъекта РФ,
- начисленные пени и штрафы, подлежащие зачислению в бюджеты территориальных фондов.
Расходы ТФОМС:
- фин-ние страховых мед-х орг-ций, заключивших договоры фин-ния ОМС на оплату мед. услуг, расходов на ведение дела и формир-ие резервов,
- выполнение территориальных программ ОМС,
- исполнение расходных обязательств субъектов РФ,
- выполнение функций органа управления территориального фонда,
- формирование нормированного страхового запаса ТФОМС, предназначенногодля обеспечения фин. устойчивости системы ОМС на территории субъекта РФ, резервируемого на случай возникновения критических ситуаций и не являющегося свободными финансовыми средствами. В ФОМС 5,1% страховых взносов (2,9% в ФСС, 22% в ПФРФ, всего 30%)
10.Сущность, содержание, значение, функции денег.
Деньги –особое эк-ое благо, безусловно, и свободно принимаемое для оплаты всех товаров и услуг и измеряющее их стоимость.Это активы, посредством которых выражается стоимость всех других товаров и которые служат единицей счета, средством обращения и средством платежа.
Деньги – это мера стоимости товаров и услуг, выполняющая роль всеобщего эквивалента, т.е. они выражают в себе стоимость всех др. товаров и обмениваются на любой из них.
Разные формы денег обладают несколькими общими свойствами:
-всеобщей непосредственной обмениваемостью на товары и услуги;
-измерением стоимости;
-сохранением стоимости.
Значение появления денег состоит в следующем:
-Появилось условие для развития рынка.
-Появление денег означало возникновение такой категории как кредит.
Функции денег.Сущность денег проявляется в функциях:
-Деньги как мера стоимостииспользуются для измерения и соизмерения стоимостей различных товаров путем установления цены.
-Выполняя функцию средства обращения, деньги обслуживают сделки купли-продажи между различными эк-ими суб-ми, принимаются для оплаты товаров и услуг
-Средство платежа-Деньги часто применяются при совершении платежей, которые не предполагают проведения обмена (уплате налогов, получении и погашении кредитов).
-средство накопления– свидетельствует о возможности их применения не только для измерения стоимости и оплаты, но и для сбережения. Часть полученных доходов хозяйствующие субъекты в денежной форме накапливают с целью использования в будущем.
-Функция мировых денег проявляется во взаимоотношениях между странами или между юр и физ лицами, находящимися в различных странах.
Существуют 2 вида денег:
1.Полноценные или действительные – деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной (золото и серебро),
2.Заместители действительных денег или знаки стоимости. Их эволюция включает следующие виды: металлические, бумажные, кредитные деньги. К последним относятся: банкноты, чеки, монеты, векселя, электронные деньги, кредитные и дебетовые карты.
Депозиты до востреб-я
Срочные депозиты
3) Сертификаты – ценные бумаги, удостоверяющие сумму внесенного вклада и право вкладчика на получение процента и суммы по истечении установленного срока.
4)Банковский вексель– ценная бумага, содержащая обязательство векселедателя (банка) об уплате указанной на нем суммы векселедержателю в указанный срок.
Заемные средства.
1) Межбанковские кредиты –кредиты др.банков,банки-кредиторы предоставляют кредиты с целью получения дохода от размещения временно свободных
2) Кредиты ЦБ -ЦБ РФ, являясь кредитором последней инстанции для банков, предоставляет им ломбардные, внутридневные, вексельные кредиты и др.
3)Выпуск облигаций КБ -привлекаются средства юр.х и физ. лиц. Облигации м.б.: именными, на предъявителя, обеспеченными, необеспеченными.
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ ДЕФИЦИТА, принципы бюджетного финансирования, источники финансирования дефицита бюджета
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Часто для снижения бюджетного дефицита используют секвестрование, которое представляет собой пропорциональное снижение всех государственных расходов на одну и ту же величину в процентах ежемесячно по всем статьям до конца, планируемого периода.
Принципы бюджетного финансирования можно подразделить на: общие, касающиеся всех бюджетополучателей; частные, определяющие порядок предоставления бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от их организационно-правовой формы и метода ведения хозяйства. К общим принципам в России относят: соблюдение законности финансирования (отпуск бюджетных средств может происходить только на основе утвержденного бюджета и сводной бюджетной росписи); целевой характер предоставления бюджетных средств; выделение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований бюджетных. К частным относят принципы, различающиеся в зависимости от того, кому и на какие цели предоставляются бюджетные средства. Так, для бюджетных учреждений действует принцип зависимости объема финансирования от установленных норм и фактически достигнутых показателей по сети, штатам и контингентам.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета явл:
1) внутренние источники в следующих формах:
-кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
-государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
-бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
-поступления от реализации гос. запасов драгаценных камней и материалов.
-изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
-государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
-кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные РФ.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах:
-гос. займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
-бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов др уровней бюджетной системы;
-кредиты, полученные от кредитных организаций;
-поступления от продажи имущества, находящегося в гос. собственности субъекта РФ;
-изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
-Внешние источники:
-разница между средствами, поступившими от размещения гос.ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
-кредиты иностранных банков в иностранной валюте.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
-муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
-кредиты, полученные от кредитных организаций;
-бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы
-поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
-изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
27. Сущность, содержание государственного долга, принципы и методы управления
ГД - сумму задол-ти по выпущенным и непогаш-м гос-м займам, включая начисленные % по этим займам.
Кроме того разделяют 2 понятия ГД: ГД считается только сумма спец-ых заимствований гос-ва, а также % по этим заимствованиям, однако к ГД можно относить и все неисполненные фин-е обязательства государства.
ГД можно разделить на вн-й и внут-й.
Внутренний долг –совокупность обяза-тв фед-о правительства перед резидентами – это иностранные юр. и физ. лица, группы иностранных юр. лиц, не имеющих статуса юр. лица, а также различн. межправит-е орга-ии.
Внешний долг – совокуп-ть обязатв фед правительства перед нерезид-ми (вне зависимости от того, в чьей нац-ой валюте номинировано обяз-тво).
Управление гос-ым долгом представ-т собой комплекс мер, предпринимаемых гос-ом в лице его уполномоч-х органов по определению мест и условий размещения и погашения госу-х займов, а также обеспечению гармонизации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов.
Управ-е гос. долгом осущ-т правит-во или уполномоч-м им Минфин.
В управ-и гос-м долгом страны можно выделить след-ие осн-е принципы:
• безусловности, кот-й говорит о том, что всю сумму займа и % по ней необходимо выплатить полностью в устан-й срок;
• единства – учет в процессе управ-я гос-м долгом всех видов обяз-в, эмитир-х как сувереном, так и суб-ми РФ;
• снижения рисков – размеще и погаш-е займов таким образом, чтобы макс-о снизить влияние колебаний конъюнктуры мир-го рынка кап-ов и спекулят-х тенденций рынка ц.б. на рынок гос-х обязат-в;
• оптимальности структуры – поддерж-е оптим-й струк-ры дол-х обязат-в по срокам обращ-я и погаш;
• сохранения фин-ой незави-ти – поддержание оптим-й структуры долговых обяз-в гос-ва между инвесторами-резид-ми и инвесторами-нерезид-ми;
• прозрачности – соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа междунар-х рейтинговых агентств к достоверной инф-ии об эк-ком положении в стране для поддерж-я выс-й кред-й репут-ии и рейтинга страны-заемщика.
Сущ-т ряд способов упр-я гос долгом:
1. Рефинансирование, т.е. погашение осн-ой зад-ти и % за счет ср-в, получ-ых от размещения новых займов.
2.Новация – соглашение между заемщиком и кредиторами по замене одного обяз-ва другим.
3.Унификация – это решение гос-ва об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом сроки выплаты долга сдвигаются и первая выплата по унифицированному займу совпадает с последним из начальных сроков всех объединенных займов.
4.Реструктуризация – основанное на соглаш-ии прекращение долговых обяз-в, состав-щих гос-ный или муниц-ый долг, с заменой указанных долговых обяз-тв иными долговыми обяз-ми, предусм-щими другие условия обслуж-я и погаш-я обяза-тв.
Все эти методы могут применяться как в отношении внут-х, так и внеш займов, т.к. не ведут к сокращению ни самой суммы долга, ни % по нему. Кроме того сущ-ет ряд методов, кот-е могут прим-ся только относительно внут-го долга:
1. Конверсия –решение о сокращении выплат % по займу, при неизменном сроке его возврата.
2. Консолидация – это изменение условий займов в части срока их погашения, т.е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.
3. Отсрочка погашения займов – это объединение процедур конверсии и консолидации, т.е. увеличение периода обращения займа с одновременным сокращением установленных процентов.
4. Аннулирование государственного долга – это отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам или от их части.
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РФ
Бюджетный процесс – регламентированная законодательством РФ деятельность органов гос. власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов к утверждению и исполнению, контролем за их исполнением.
Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:
1. составление проектов бюджетов – подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета(Прогноз социально-экономического развития, План развития гос. и муниципального сектора экономики, Проект федерального бюджета)
2 утверждение проектов бюджетов – принятие нормативно-правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;
3 исполнение бюджетов – получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно-правовым актом о бюджете:
4контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов – текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.
Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 статьи 152 БК РФ являются:
-Президент Российской Федерации;
-высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
-законодательные органы гос.власти и представительные органы местного самоуправления;
-исполнительные органы государственной власти;
-Центральный банк РФ;
-органы гос-го (муниципального) финансового контроля;
-органы управления гос-ми внебюджетными фондами;
-главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
-главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
-главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
-получатели бюджетных средств.
Участники бюджетного процесса работают в пределах своей компетенции. Законодательные органы рассматривают, утверждают соответ. бюджеты и отчеты об их исполнении, проводят последующий контроль за исполнением соответ. бюджетов, осуществляют др. полномочия в соответствии с БК РФ и иными правовыми актами.
Исполнительные органы гос. власти обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и порядка представления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета, составление бюджетной отчетности, обеспечивают управление гос. долгом.
Организация и работа по исполнению бюджета возлагается на Минфин РФ и соответствующие финансовые органы. Федеральное Казначейство осуществляет и учитывает все гос. финансовые ресурсы.
29. Сущность, содержание, значение казначейской системы исполнения федерального бюджета, структура органов казначейства.
Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов РФ, они являются участниками бюджетного процесса. Структура органов казначейства является трехуровневой: