Предмет экономической теории. Методы экономических исследований: предельный анализ, метод сравнительной статики, экономико-математические модели.
Предмет экономической теории. Методы экономических исследований: предельный анализ, метод сравнительной статики, экономико-математические модели.
Экономика относится к общественным наукам. Слово экономика древнегреческого происхождения. ОЙКОС-дом.хоз-во
НОМОС-правила, законы. Данный термин был введен Аристотелем. 1) Это хоз-во какой-либо территории, т.е единство всех субъектов и методов, с помощью которых люди создают блага, удовлетворяющие их потребностям. 2) Это сов-ть общественных отношений связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью. 3) Это система наук, изучающая системы хозяйства или экономические законы – это устойчивые взаимосвязи и внутренние взаимозависимости хоз.явлений и процессов, кот. имеют объективный характер.
Экономическая теория – общественная наука, изучающая хозяйственную или экономическую сторону жизни общества.
Предмет ЭТ – поиск путей эффективного использования ограниченных ресурсов для производства, распределения, обмена и потребления материальных благ для наиболее полного удовлетворения потребностей людей. ЭТ изучает экономические отношения на разных уровнях. И в связи с этим выявляют микро- и макроэкономику.
Микроэкономика изучает функционирование отдельных экономических элементов(дом.хоз-во, рынки, фирмы), а также ситуации возникающие на отдельных рынках или отраслях. Кроме этого микроэкономика рассматривает каким образом индивидуальные решения субъектов рынка влияют на функционирование экономики в целом.
Микроэкономика – изучает функционирование хозяйственных систем в целом, оперируя общими категориями и показателями. В рамках экономической теории различаю 2 аспекта : позитивная и нормативная экономическая теория.
Позитивная экономическая теория – совакупность систематических знаний относящихся к тому, что есть или могло бы быть.
Нормативная – субъективный анализ экономической реальности, рецепты действий.
На основании достижений эк.теории строится экономическая политика., т.е система правил для достижения определенных экономических целей. В качестве основных экономических целей выделяют следующие:
1 экономический рост, обеспечивающий повышение уровня жизни;2 полная занятость, т.е возможность работать всем тем , кто хочет и может;3 экономическая эффективность, т.е максимальная отдача при минимальных затратах;4 стабильный уровень цен;5 экономическую свободу потребителей и производителей;6 справедливое распределение доходов;7 экономическая обеспеченность нетрудоспособной части населения;8 сбалансированный ввоз и вывоз товаров за границу.
Методы экономической теории
1. Общефилософские методы
- анализ-изучение объектов по частям
- синтез-изучение объектов в целом
- выдвижение и проверка гипотез
- индукция – выдвижение частных положений
- наблюдение
2. Собственно экономические методы
- экономические моделирование, т.е формализованное описание экономических процессов и явлений с помощью математических символов и алгоритмов.
- экономическое эксперементирование или эксперимент – искусственное воспроизведение экономич. явлений и процессов с целью изучения их в наиболее благоприятных условиях и практическое применение в дальнейшем.
3. Метод графических изображений, т.е использование для описания экономических процессов и явлений схем, таблиц, графиков и т.д. позволяющих наглядно демонстрировать те или иные зависимости.
4 Метод предельного анализа – прием позволяющий проанализировать влияние дополнительного действия на достижение цели хозяйствующего субъекта.
Экономический выбор
Проблема экономической теории – проблема выбора. Экономический выбор – решение людей о наилучшем использовании имеющихся ограниченных ресурсов. Экономическая теория исходит из представления о том, что поведение потребителя рационально, а это означае, что человек делая выбор учитывает не только свои потребности, но и реальные ограничения, которые образуют критерий выбора.
Вида критериев выбора
1 неэкономический критерий – когда выбор делается с учетом традиций, культуры, религии и т.д.
2 экономический критерий – делая выбор, человек определяет для себя альтернативную стоимость своего решения. Альтернативная стоимость – наилучший из оставшихся вариантов, от которого пришлось отказаться делая выбор.
3 рыночный критерий – выбор осуществляется в зависимости от бюджета или дохода и ценой благ.
Кроме рационального поведения существует 3 модели нерационального поведения:
1 «быть как все» - потребитель делает выбор ориентируясь на решение о выборе других людей
2 «Эффект сноба» - выбор отличается от выбора большинства.
3 «Эффект Бедлера» - престижное поведение потребитель делает выбор исходя из принадлежности к определенной группе.
Информация - это сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают неопределенность, неполноту знаний которые можно воспроизводить путем передачи устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.).
Информация достоверна, если она не искажает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Ценность информации зависит от того, какие задачи решаются с ее помощью. Актуальную информацию важно иметь при работе в постоянно меняющихся условиях. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может быть бесполезной. Информация становится ясной и понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация
Спрос.
СП-желание, возможность и готовность покупателей приобрести данный товар.
В СП- желание, готовность и возможность покупателей приобрести опред кол-во товара по данной цене из возможных в настоящее время цен.
Обратная зависимость м/у ценой товара и кол-вом покупаемого товара- з-н спроса. З-н СП- СП на товары изменяется в обратной зависимости от цены, т. е. В СП возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены.
Если на изменение В СП влияет цена, то на изменение самого СП влияют неценовые детерминанты.
Неценовые детерминанты СП:1) кол-во покупателей на рынке (чем ↑ кол-во покупателей, тем ↑ спрос); 2) потребительские пристрастия, вкус, мода; 3) цены на товары взаимозаменяющие - субституты (↑ цены на одни ведет к ↑ спроса на другие), и товары взаимодополняющие-комплименты (↑ цена на одни, спрос на вторые падает); 4) доход потребителя (чем выше доход, тем выше спрос); 5) потребительские ожидания в области изменения цен на товары; 6) сезонность.
Форма кривой СП зависит от 3-х факторов:1-2.действие эффекта замещения и эффекта дохода. Эф замещения закл в том, что рациональный потребитель стремится замещать дорогие товары , при наличии заменителей относительно дешевыми. ЭФ дохода возникает как следствие изменения цены. При изменении цены и неизменном номинальном доходе у покупателей изменится реальный доход. Если цена понижается, то реальный доход увеличивается, значит СП тоже увеличивается; если цена растет, то реальный доход уменьшается, значит СП на товары и услуги тоже снижается. Номинальный доход- это то кол-во денег, кот ч-к получает как доход. Реальный доход- это то кол-во товаров и услуг, которое ч-к может приобрести на свой номинальный доход 3.логика предельной полезности. З-н убывающей предельной полезности: поскольку каждая доп. Единица блага приобретет меньшую полезность, то потребитель готов платить за нее меньшую цену.
Предложение.
ПР - это желание, готовность и возможность производителя произвести и предложить продаже товар.
В ПР- это желание, готовность и возможность производ-я произвести и предложить к продаже опред кол-во товара по опред цене из возможных в наст время.
Прямая зависимость м/у ценой и величиной предложения называется з-ном предложения. З-н ПР- эк з-н, согласно кот с ростом цены товара увелич-ся объем его ПР-Я на рынке, а со снижением цены сокращается ПР-Е.
Если кол-во продаваемых и произведенных товаров в рез-те изменения цены изменится, то это значит, что изменилась В ПР.Изменения В ПР ведут к движению вдоль кривой ПР. Изменения В ПР в целом происходит под влиянием неценовых детерминантов ПР.
Неценовые детерминанты ПР:1)кол-во продавцов на рынке(чем ↑ продавцов на рынке, тем ↑ ПР); 2)налоги и субсидии фирмы (↑налогов ведет к сокращению ПР, ↓ налогов- к повышению ПР, с субсидиями наоборот ); 3)цены на ресурсы и факторы пр-ва; 4)ожидания производителей в отношении изменения цен (инфляционные ожидания)(ожидания роста цен в будущем ведут к сокращению ПР в настоящем); 5)величина издержек производства(чем ↑ издержки, тем ↓ ПР); 6) цены на товары- субституты.
Инфляция:природа
-рост общего уровня цен(обесценивание их покупательной способности). Инфляция выражается в нарушении соответствия заданного количества m денег. Теорема Фишера
Mv=pq m-масса денег в обращении, v-скорость обращения, p-общий уровень цен, q-количество товаров находящихся в сфере обращения; инфляциооные факторы-увеличение m и v;
антиинфляциооные факторы- уменьшение Q. Инфляция выражается в нарушении сбалансированности между денежной и товарной сферой в пользу денежной.
Виды нфляции:
1. по причине возникновенияа)инфляция спроса-возникает при повышении совокупного спроса на совокупное предложение, предложение денег оказывается больше , чем спрос на них, это связано с деятельностью финансовых институтов и банков, для того чтобы преодолеть инфляцию необходимо уменьшить выпуск денег в обращении их изъять( налоги, повышение цен) б) инфляцияпредложения-выражается в росте цен в результате увеличения издержек производства(за счет удоражания ресурсов) это удорожание приводит к негативному шоку совокупного предложения. Этот вид инфляции не связан с деньгами. Меры борьбы: создание условиидо увеличения выпуска товара. 2.по форме проявления
А)открытая – общий рост цен б)скрыиая подавляемая-выражается в товарном дефиците при неизменении цен 3.по согласованности: а)сбалансированная – цены растут одинаково на все товарные группы б) несбалансированная – цены на разные товары групп растут по разными темпами 4. по времени наступленияа)ожидаемая – ее можно прогнозировать б) неожидаемая- внезапный скачок цен 5.в зависимости от темпа роста цена)умеренная, ползучая-не более 10% в год Б) галлопирующая- до 200% в год В)гиперинфляция- до 1000% в год.
Последствия инфляции
1.Падение реальных доходов населения, падение уровня жизни, обесценивание накопленных сбережении 2.утрата стимулов к накоплению и падение инвестиции, что отрицательно складывается на экономич. Росте 3. замедление обновления производства и старение производственного аппарата страны 4. падение карса нацианальной валюты 5.искажение структуры потребительского спроса 6. расслоение общества на богатых и бедных
22. Причины последствии инфляции
1.Превышение государственных доходов над расходами , т.е. бюджетный дефицит, который покрывается за счет денежной эмиссии 2.мироторизация экономики, в следствие ВПК, в результате увеличиваются гос. Расходы 3.несовершенство конкуренции и монополизация рынка, дающая возможность для производителя сокращать предложение и повышать цены 4. Инфляциооные ожидания 5. Падение курса наиональной валюты и рост цен на импортную продукциюм
Темпы инфляции
Т.инф=Iцен тек.пер –Iцен баз. период/ Iцен баз.пер. *100%
Iцен- цена рыночной корзины- некий набор товаров и услуг, который обеспечивает жизненный уровень потребителя.
тек.пер- период, за который ведется расчет
баз. период- период, по отношению к которому ведется расчет
Методы госуд.регулирования
Административные
Базируются на силе гос.властии вкл.меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения, т.е. они ограничивают свободу эконом.выбора.
Экономические
Предусматривают сохранения свободы выбора и предполагают воздействие гос-ва на экон.интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линий поведения, которая способствует проводимой гос. Политике.
Может быть прямое(деятельность гос.сектора) и косвенное(монетарная и фискальная политика).
В зависимости от степени вмешательства государства в экономику различают три модели хозяйствования:
1.система централизованного планирования
2.Кейнсианская модель
3.Модель, построенная на принципах экономического либерализма( государство не должно вмешиваться в экономику)
Предмет экономической теории. Методы экономических исследований: предельный анализ, метод сравнительной статики, экономико-математические модели.
Экономика относится к общественным наукам. Слово экономика древнегреческого происхождения. ОЙКОС-дом.хоз-во
НОМОС-правила, законы. Данный термин был введен Аристотелем. 1) Это хоз-во какой-либо территории, т.е единство всех субъектов и методов, с помощью которых люди создают блага, удовлетворяющие их потребностям. 2) Это сов-ть общественных отношений связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью. 3) Это система наук, изучающая системы хозяйства или экономические законы – это устойчивые взаимосвязи и внутренние взаимозависимости хоз.явлений и процессов, кот. имеют объективный характер.
Экономическая теория – общественная наука, изучающая хозяйственную или экономическую сторону жизни общества.
Предмет ЭТ – поиск путей эффективного использования ограниченных ресурсов для производства, распределения, обмена и потребления материальных благ для наиболее полного удовлетворения потребностей людей. ЭТ изучает экономические отношения на разных уровнях. И в связи с этим выявляют микро- и макроэкономику.
Микроэкономика изучает функционирование отдельных экономических элементов(дом.хоз-во, рынки, фирмы), а также ситуации возникающие на отдельных рынках или отраслях. Кроме этого микроэкономика рассматривает каким образом индивидуальные решения субъектов рынка влияют на функционирование экономики в целом.
Микроэкономика – изучает функционирование хозяйственных систем в целом, оперируя общими категориями и показателями. В рамках экономической теории различаю 2 аспекта : позитивная и нормативная экономическая теория.
Позитивная экономическая теория – совакупность систематических знаний относящихся к тому, что есть или могло бы быть.
Нормативная – субъективный анализ экономической реальности, рецепты действий.
На основании достижений эк.теории строится экономическая политика., т.е система правил для достижения определенных экономических целей. В качестве основных экономических целей выделяют следующие:
1 экономический рост, обеспечивающий повышение уровня жизни;2 полная занятость, т.е возможность работать всем тем , кто хочет и может;3 экономическая эффективность, т.е максимальная отдача при минимальных затратах;4 стабильный уровень цен;5 экономическую свободу потребителей и производителей;6 справедливое распределение доходов;7 экономическая обеспеченность нетрудоспособной части населения;8 сбалансированный ввоз и вывоз товаров за границу.
Методы экономической теории
1. Общефилософские методы
- анализ-изучение объектов по частям
- синтез-изучение объектов в целом
- выдвижение и проверка гипотез
- индукция – выдвижение частных положений
- наблюдение
2. Собственно экономические методы
- экономические моделирование, т.е формализованное описание экономических процессов и явлений с помощью математических символов и алгоритмов.
- экономическое эксперементирование или эксперимент – искусственное воспроизведение экономич. явлений и процессов с целью изучения их в наиболее благоприятных условиях и практическое применение в дальнейшем.
3. Метод графических изображений, т.е использование для описания экономических процессов и явлений схем, таблиц, графиков и т.д. позволяющих наглядно демонстрировать те или иные зависимости.
4 Метод предельного анализа – прием позволяющий проанализировать влияние дополнительного действия на достижение цели хозяйствующего субъекта.