Вексель, его основные свойства и реквизиты. Виды векселей.

Вексель – это письменное безусловное обязательство должника о возврате долга.

Прежде всего вексель становится важнейшим, чрезвычайно удобным, универсальным кредитным инструментом, незаменимым для оформления кредитных отношений между поставщиком и покупателем, экспортером и импортером, кредитором и заемщиком. Возможность облегченной переуступки права требования по векселю другому лицу посредством передаточной надписи (индоссамента) либо вручением в случаях, предусмотренных вексельным законодательством, позволила существенно расширить круг участников вексельного оборота. Поскольку одним и тем же векселем в процессе обращения стало возможным погасить целый ряд денежных обязательств, вексель становится не только инструментом кредита, но и удобным, широко применяемым средством платежа, суррогатом денег.

Форма векселя определяется законом места его составления. В соответствии с Единообразным вексельным законом переводный вексель должен содержать: наименование «вексель», включенное в самый текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен (вексельная метка), простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму денег (вексельный приказ),наименование плательщика, указание срока платежа, указание места, в котором должен быть совершен платеж, наименование лица, которому или приказу которого должен быть совершен платеж, указание даты и места составления документа ; подпись векселедателя.
Документ, в котором отсутствует какое-либо из вышеуказанных обозначений, не имеет силы переводного векселя, за исключением следующих случаев: вексель, срок платежа по которому не указан, рассматривается как подлежащий оплате по предъявлении; если нет специального указания о месте платежа, место, обозначенное рядом с наименованием плательщика, будет считаться местом платежа и одновременно местом жительства плательщика; если не указано место составления векселя, признается, что вексель составлен в месте, обозначенном рядом с наименованием векселедателя. При этом следует обратить внимание на то, что реквизит состоит из двух частей - указание места и даты составления векселя. При отсутствии даты составления документ в любом случае лишается вексельной силы.

Виды: внутренние, внешние, простые, переводные, коммерческие, обеспечительные, банковские акцепты, финансовые.

Рынок и виды конкуренции

Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции

Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:

1.при его производстве:

-производительность труда;

-уровень налогообложения;

-внедрение научно-технических разработок;

-размеры прибыли предприятия;

-величина оплаты труда.

2.при его потреблении:

-продажная цена товара;

-качество;

-новизна;

-послепродажное обслуживание;

-уровень предпродажной подготовки.

Существует шесть видов конкуренции:

-функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

-видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

-предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

-ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

-скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов

-продажа личного товара по цене конкурента

-снижение цены потребления товара

1.незаконные методы:

-антиреклама товаров конкурентов;

-производство товаров имитаторов (подделка).

Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:

1. чистая (совершенная) конкуренция;

2. монополистическая конкуренция;

3. олигополия

4. чистая монополия

Рынок чистой (совершенной) конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров.

Рынок монополистической конкуренции. Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции в том случае, когда для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги – различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей.

Рынок олигополистической конкуренции (олигополия).Если каким-то фирмам удалось придумать наиболее привлекающее покупателей разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее число покупателей, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов. И тогда эти несколько крупнейших фирм станут хозяевами рынка, ведя конкурентную борьбу лишь между собой.

Рынок чистой монополии. На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует.

Наши рекомендации