Дж. Ло – «отец» инфляции. Система Ло и причины его краха.

Дж. Ло – «отец» инфляции. Система Ло и причины его краха.

«Ло – нечто среднее между жуликом и пророком». К. Маркс.

Джон Ло фактически создал не только бизнес, он не только отец инфляции (французы даже выкинули слово «банк» из обращения), но он также создал целую систему. В 1671-1729 гг. он был самым богатым человеком в мире. Он родился в семье ювелира (в то время именно из ювелирных домов формировались банки). Ло с самого детства дружил с «цифрами». В 1662 году Франция в США открывает колонию Луизиану. В 1694 году Ло убивает Эдварда Бо Уилсона (то ли за девушку, то ли последнего просто заказали, то ли потому что последний был гомосексуалистом). Ло приговорили к смертной казни, он был вынужден бежать, подвернул ногу, получил прозвище «Хромой Джо». В течение 20 лет Ло путешествовал (с утра читал банковские сводки, а вечером играл в карты, причем удачно). В итоге он возвращается в Шотландию.

Нехватка денег была подлинным бичом экономики Шотландии. Государство вынуждено было душить всех налогами, и все равно денег не хватало ни на что.. Джон Ло предложил выход - реформу системы денежного обращения. В 1704 году выходит его работа «Эссе о земельном банке», где он изложил идею заменить монеты на банкноты, причем каждая банкнота подкреплялась землей. Парламент не принял его предложения, в 1705 году выходит работа «Соображение о деньгах и торговлях». Но в результате Ло возвращается в Европу (переходит из протестантства в католичество, меняет гражданство на французское). Франция в эконом. кризисе. Ло помогает, предлагает следующие способы выхода из кризиса:

Банкротство

Повышение налогов

Порча денег

Продажа лицензий на внешнюю торговлю

Конфискация у коррумпированных чиновников.

Король прибегает к порче денег и к борьбе с коррупцией. И в это время появляется 44летний Ло. 5 мая 1716 года создает банк. Ло вводит акции на облигации + три принципа:

1.банкноты по предъявлению будут меняться на настоящие монеты

2.он вводит обязательный резерв, запрещает вводить больше чем есть. (это фактически идея золотого стандарта. После этого возникает спрос на банкноты. В 1717 году за банкноту давали 117 ливров золота, это подстегнуло промышленность и торговлю.

3.выкуп облигаций госдолга.

Миссисипская компания – проект. Ло основывает город – Новый Орлеан (в честь своего покровителя – герцога Орлеанского). В результате он получил право на чеканку монет, монополию на табак. В итоге прибыль была 200%,был спрос на акции. Герцог Орлеанский делает в итоге этот банк государственным (давняя мечта Ло). В мае 1720 года разрешена эмиссия, резкий рост денежной массы, люди начинают богатеть. В августе 1719 года цены на акции удваиваются. Рост продолжается до января. Ло стал самым богатым человеком в мире (Луизиана, главный банк Франции, 12 замков). Но Ло заимел врагов. Рост цен на акции компании оказался искусственным. Весной 1720 года наступил момент, когда число желающих купить акции оказалось меньше, чем число тех, кто хотел обменять их на деньги. Курс акций стремительно полетел вниз. Компания перестала быть центром притяжения эмитированных банкнот, и "крутившаяся" в ней денежная масса выплеснулась наружу. Прежде всего, ясным стало то, о чем прежде только догадывались - зависимость денежного хозяйства от реальной экономики. Тем самым был дан толчок к переосмыслению роли денег и торговли, общему повороту экономической мысли в сторону проблем производства и распределения богатства. В 1729 году Ло умирает в Венеции.

Воспроизводство.

Простое воспроизводство означает, что объемы используемых факторов производства, в т. ч. капитала и труда, в данном периоде остаются неизменными. При прежней производительности этих факторов размеры производства и величина произведенной продукции также не меняются. Расширенное воспроизводство предполагает прирост одного или нескольких факторов производства, осуществляемый, как правило, за счет новых капитальных вложений, что при прочих равных условиях ведет к росту масштабов и эффективности производства.

1. простое

I.4000c+1000v+1000m=6000

II.2000c+500v+500m=3000

3 условия:

1.I(v+m)=IIc

2.I(c+v+m)=Ic+IIc

3.I(v+m)+II(v+m)=II(c+v+m)

2. расширенное предполагает рост накопления

I.4000c+1000v+1000m=6000

II.1500c+150v+750m=300

Денежный мультипликатор

Величина, отражающая влияние изменения общего объема резервов на величину ден. агрегата М1. М.д. представляет собой величину, обратную коэффициенту резервных требований (1/rr). Поэтому изменение суммы вкладов до востребования ( DD), вызванное изменением общей суммы резервов ( TR) в результате операции на открытом рынке ( TR ґ (1/rr)), будет равно

DD = TR *(1/rr), где (1/rr) - М.д. Если коэффициент резервных требований составляет 10%, то величина М.д. составит (1/,10) = 10. Поэтому увеличение общих резервов банка на 1 дол. приведет к увеличению объема вкладов до востребования на 10 дол.

Эластичность предложения

Предложение так же может по-разному реагировать на изменение цены. Поэтому

говорят о ценовой эластичности предложения,показывающей, как сильно меняется

величина предложения при определенном изменении цены.

В отличие от эластичности спроса, эластичность предложения положительна.

От чего зависит ценовая эластичность предложения, основные факторы:

«Наличие ресурсов, или факторов, не вовлеченных в производство товара, обусловливает высокую

эластичность предложения данного товара. Если же дополнительных ресурсов, необходимых для

увеличения производства какого-то товара мало или их вообще нет, то эластичность предложения будет

слабой или даже нулевой.

Факторы производства на предприятиях могут быть полностью использованы для производства

одного товара, но при этом другая часть факторов занята производством другого товара. В этом случае

повышение цены на первый товар может вызвать перевод факторов от производства второго товара на

увеличение производства первого.

Эластичность предложения зависит и от издержек производства того или иного товара. Это может

быть реакция предложения на изменение уровня заработной платы ω, изменение стоимости сырья,

энергии, налоговых ставок t, ставок ссудного процента i и т.д. Как правило, высокие издержки

обусловливают слабую эластичность предложения, низкие – сильную. Эти издержки во многом также

определяют возможность вхождения других производителей на рынок соответствующего товара.

При данных возможностях производства и хранения товаров влияет и транспортная система,

позволяющая товары перебрасывать оттуда, где цены на них низкие, туда, где цены повысились.

На эластичность предложения влияет фактор времени. Предложение основной массы товаров

неэластично в краткосрочном периоде. Производители и продавцы не могут так быстро отреагировать на

изменение цены, как покупатели. Если, например, какой-то скоропортящийся товар привезен на рынок и

на нем цена на этот товар прямо на глазах стала падать, то его нельзя увезти с рынка, не продав. Так как

ущерб будет более значительным, чем убыток от понижения цены. Если взять долгосрочный период, то

окажется, что практически все товары имеют эластичное предложение. В целом же реакция предложения

на изменение цены оказывается более растянутой во времени, по сравнению с реакцией спроса. Вместе с

тем видно, что чем быстрее предприятие реагирует на изменение цены по сравнению с другими

предприятиями, тем большие преимущества оно получает на рынке»

Отрицательный эффект

Обратный положительному эффекту, при котором средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия. Связывается с некоторой потерей управляемости. Наблюдается при добыче полезных ископаемых, связан с тем, что извлечь каждую последующую тонну угля или баррель нефти из-под земли сложнее, чем предыдущую.

Отрицательный эффект:

-Нарушение управляемости

-Снижение эффективности взаимодействия между подразделениями

-Увеличение издержек на обработку информации

Закон предложения.

Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.

Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения. Предложение какого-либо товара или услуги — это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения — то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Шкала предложения — таблица, в которой показана зависимость объема (величины) предложения от цены.

Таблица 7. Шкала предложения товара

Цена, Р 1 2 3 4

Величина спроса, Q 10 15 20 30

Рис.6. Кривая предложения Дж. Ло – «отец» инфляции. Система Ло и причины его краха. - student2.ru

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения.

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

-изменение цен на факторы производства;

-технический прогресс;

-сезонные изменения;

-налоги и субсидии;

-ожидания производителей;

-изменение цен на сопутствующие товары.

2) графики индивидуального и совокупного предложения

Совокупное предложение (AS aggregate supply) можно определить как суммарное предложение хозяйствующих субъектов страны или предложение на всех рынках страны. В отличие от кривой предложения отдельного рынка, кривая совокупного предложения имеет несколько иную форму. Ее составляют три отрезка, отражающие теоретические концепции разных направлений в экономической теории (рис. 5.3).

Дж. Ло – «отец» инфляции. Система Ло и причины его краха. - student2.ru

Строим график совокупного предложения в той же системе координат - по горизонтальной оси отложим реальный объем ВВП, а по вертикальной - уровень цен. Горизонтальный отрезок кривой (AS) отражает ее кейнсианскую интерпретацию: ситуация равновесия может быть достигнута и при наличии дефицита, и излишков, например, при существовании безработицы (кейнсианскую кривую совокупного предложения также называют краткосрочной кривой совокупного предложения). Следовательно, увеличение объема производства и предложения будет происходить за счет загрузки неиспользованных до этого мощностей при юм же уровне цеп.

Увеличиваться будут только переменные издержки, а значит, нет никаких оснований для роста цены, так как прибыль не сокращается.

Вертикальный отрезок характеризует взгляды представителей неоклассического направления. Он отражает границу максимального производства валового продукта страны при всех занятых ресурсах, то есть потенциальный ВВП (Y*)4. Согласно концепции неоклассиков, рынок является саморегулирующимся механизмом и не допускает" ни дефицитов, ни излишков. Стало быть, увеличение объема производства невозможно в данный период времени, а полому на растущий спрос рынок ответит только повышением цен.

На промежуточном, восходящем, отрезке увеличение объема производства и предложения возможно. Однако это увеличение вызовет рост как переменных, так и постоянных издержек производства. Для того чтобы отвлечь новые факторы производства от альтернативного применения, например, нанять новых работников, необходимо предложить владельцам данных

Неоклассическую вертикальную линию совокупного предложения также называют долгосрочной кривой совокупного предложения.

факторов более высокую цену. Чтобы не допускать снижения прибыли, предприниматели будут повышать цены.

Объем совокупного предложения может изменяться и в сторону уменьшения, и в сторону увеличения. Сдвиг кривой совокупного предложения, вызываемый изменением объема совокупного предложения, происходит в основном из-за изменения величины издержек производства (рис. 5.4). Изменение в издержках связано с колебаниями цен на ресурсы, с изменением производительности и правовых норм.

Дж. Ло – «отец» инфляции. Система Ло и причины его краха. - student2.ru

В целом причины изменения совокупных издержек идентичны причинам изменения в издержках отдельного производителя. Например, увеличение налогов и цен на ресурсы вызовет удорожание товара. Улучшение технологии, увеличение субсидий, уменьшение налогов и цен на ресурсы ведет к падению цен.

Увеличение совокупного предложения отражается сдвигом кривой совокупного предложения вправо вниз (из AS0 в AS)). Уменьшение совокупного предложения отражается сдвигом его кривой влево вверх (из AS0 в AS2).

Движение по кривой предложения инициируется изменением спроса. В таком случае кривая совокупного предложения остается на месте, а кривая совокупного спроса движется вдоль нее.

Индивидуальное предложение - это соответствующее каждой данной цене количество товара, которое готов предложить к продаже на рынке тот или иной производитель (продавец).

Переход к рыночному предложению аналогичен переходу от индивидуального к рыночному спросу. При этом возможно использование обоих методов: табличного и графического. Приведем пример графического решения. Пусть на рынке имеются только две фирмы производителя A и B. Зависимость их индивидуального предложения от цены представлена на двух первых графиках (рис. 27).

Дж. Ло – «отец» инфляции. Система Ло и причины его краха. - student2.ru

Hетрудно заметить, что, как и в случае с рыночным спросом, наклон кривой рыночного предложения зависит от количества производителей (продавцов) и общего объема их предложения.

3) Эластичность предложения и его измерение

Степень чувствительности предложения к изменению цены товара называют эластичностью предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько изменится объем предложения товара (QS) при изменении P на 1%

Дж. Ло – «отец» инфляции. Система Ло и причины его краха. - student2.ru

Коэффициент ES всегда положительный, т.к. по закону предложения P и QS изменяются в одном направлении. Т. к. производство товаров зависит от степени загрузки производственных мощностей, размеров товарных запасов, способности к инвестициям и сроков их реализации, то эластичность предложения (реакция на изменение рыночной ситуации) в значительной степени зависит от фактора времени. По способности предприятия отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.

1. Кратчайший период, когда производителю не хватает времени, чтобы изменить объем производства при изменении рыночной цены (кривая S0 на рис. 5.2). Увеличение спроса до D1 вызывает лишь рост P->Pмах, а QS остается постоянным – предложение неэластично (ES=0).

2. В короткий период, в течение которого производственные мощности остаются неизменными, но объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования (работа в две смены) (кривая S1). Т.е. с ростом спроса (D->D1) значительное изменение цены (P0->P1) вызывает незначительное увеличение объема до Q1 – предложение более эластично (1>ES>0).

3. В длительном периоде предприятие имеет возможность перестроить производство за счет замены старого оборудования, увеличения производственных мощностей (кривая S2), поэтому увеличение D – D1 стимулирует рост QS в большей степени, чем изменение P0->P2 (кривая S2) – предложение эластично (ES >1).

Дж. Ло – «отец» инфляции. Система Ло и причины его краха. - student2.ru

Рис. 5.2. Влияние фактора времени на эластичность предложения

Таким образом, чем больше времени имеется в распоряжении производителя для реагирования на изменения цены, тем больше будет изменение в объеме предложения.

Эффекты дохода и замещения

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.

Существуют два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Е. Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов.

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу

Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис.8.1 Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам Рх и Ру. Ее касание с кривой безразличия U1 определяет оптимум потребителя Е2, которому соответствует объем потребления товара в количестве X1. В случае снижения цены X до Рх1 и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2 в точке Е2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2.

Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с X1 до Х2.

Определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую K'L', параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания Е3 и соответствующий объем потребления товара X3.

Заметим, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от Е1 к Е3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1. Значит, сдвиг от Е1 к Е3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности (Х3–X1). Следовательно, эффект дохода составит (Х2 - Х3).

Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке Е2 выше, чем в точке Е3.

Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено и для случая, когда цена товара повышается.

Дж. Ло – «отец» инфляции. Система Ло и причины его краха. - student2.ru

Рис. 8.1. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу

(Цена X снижается)

Дж. Ло – «отец» инфляции. Система Ло и причины его краха. - student2.ru

Рис. 8.2. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому

(Цена X повышается)

Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому

Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Выделение эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.

Поэтому на рис. 8.2 вспомогательная бюджетная прямая KL, параллельная KL1, проводится не как касательная к прежней кривой безразличия U1, а строго через точку Е1, соответствующую оптимальному набору товаров X и У при прежнем соотношении цен. Очевидно, она окажется касательной к более высокой, чем U1, кривой безразличия U3, что означает и возможность достигнуть (в случае полной компенсации потребителю – падения его покупательной способности) более высокого уровня удовлетворения, чем при использовании модели Хикса. Таким образом, общий результат повышения цены товара X (Х1-Х3) разлагается на эффект замены (X1-Х3) и эффект дохода (Х3-Х2). Заметим, что движение от Е1 к Е2 происходит не вдоль кривой безразличия, а вдоль вспомогательной бюджетной прямой K'L'.

Сравнив два подхода, видим, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.

Эффекты дохода и замещения

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.

Существуют два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Е. Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов.

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу

Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис.8.1 Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам Рх и Ру. Ее касание с кривой безразличия U1 определяет оптимум потребителя Е2, которому соответствует объем потребления товара в количестве X1. В случае снижения цены X до Рх1 и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2 в точке Е2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2.

Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с X1 до Х2.

Определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую K'L', параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания Е3 и соответствующий объем потребления товара X3.

Заметим, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от Е1 к Е3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1. Значит, сдвиг от Е1 к Е3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности (Х3–X1). Следовательно, эффект дохода составит (Х2 - Х3).

Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке Е2 выше, чем в точке Е3.

Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено и для случая, когда цена товара повышается.

Дж. Ло – «отец» инфляции. Система Ло и причины его краха. - student2.ru

Рис. 8.1. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу

(Цена X снижается)

Дж. Ло – «отец» инфляции. Система Ло и причины его краха. - student2.ru

Рис. 8.2. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому

(Цена X повышается)

Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому

Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Выделение эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.

Поэтому на рис. 8.2 вспомогательная бюджетная прямая KL, параллельная KL1, проводится не как касательная к прежней кривой безразличия U1, а строго через точку Е1, соответствующую оптимальному набору товаров X и У при прежнем соотношении цен. Очевидно, она окажется касательной к более высокой, чем U1, кривой безразличия U3, что означает и возможность достигнуть (в случае полной компенсации потребителю – падения его покупательной способности) более высокого уровня удовлетворения, чем при использовании модели Хикса. Таким образом, общий результат повышения цены товара X (Х1-Х3) разлагается на эффект замены (X1-Х3) и эффект дохода (Х3-Х2). Заметим, что движение от Е1 к Е2 происходит не вдоль кривой безразличия, а вдоль вспомогательной бюджетной прямой K'L'.

Сравнив два подхода, видим, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.

Рынок и виды конкуренции

Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции

Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:

1.при его производстве:

-производительность труда;

-уровень налогообложения;

-внедрение научно-технических разработок;

-размеры прибыли предприятия;

-величина оплаты труда.

2.при его потреблении:

-продажная цена товара;

-качество;

-новизна;

-послепродажное обслуживание;

-уровень предпродажной подготовки.

Существует шесть видов конкуренции:

-функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

-видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

-предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

-ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

-скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов

-продажа личного товара по цене конкурента

-снижение цены потребления товара

1.незаконные методы:

-антиреклама товаров конкурентов;

-производство товаров имитаторов (подделка).

Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:

1. чистая (совершенная) конкуренция;

2. монополистическая конкуренция;

3. олигополия

4. чистая монополия

Рынок чистой (совершенной) конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров.

Рынок монополистической конкуренции. Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции в том случае, когда для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги – различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей.

Рынок олигополистической конкуренции (олигополия).Если каким-то фирмам удалось придумать наиболее привлекающее покупателей разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее число покупателей, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов. И тогда эти несколько крупнейших фирм станут хозяевами рынка, ведя конкурентную борьбу лишь между собой.

Рынок чистой монополии. На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует.

Структура финансового рынка

Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется на обычный, на учетный, межбанковский и валютный рынки.

К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды ценных бумаг, главная характеристика которых - высокая ликвидность и мобильность.

Межбанковский рынок - часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно межбанковских депозитов на коротких сроках.

Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Валютные рынки - официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков.

Финансовый рынок можно рассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков, а также национальный и международный. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и небиржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, которые не котируются на бирже.

Рынок ценных бумаг

На рынке ценных бумаг обращаются средне- и долгосрочные ценные бумаги. Под ценной бумагой понимается продаваемый и покупаемый финансовый документ, дающий право его владельцу на получение в будущем денежной наличности. К ценным бумагам относятся: вексель, чек, акция, облигация, депозитный сертификат, казначейское обязательство и т.д.


59) Рынок современных структурированных долговых обязательств: типы финансовых инструментов и участники инструментов.

Существует несколько способов классификации финансовых рынков:

по принципу возвратности (долговые обязательства и рынок собственности); по характеру движения ценных бумаг (первичный и вторичный); по сроку предоставления денег (рынок денег и рынок капиталов); по форме организации (организованные и распределенные).

Например, классификация рынка ценных бумаг по форме организации торговли включает:биржевой рынок, внебиржевой (розничный) рынок , электронный рынок.

Каждый из участников финансового рынка в зависимости от поставленной цели определяет свой эффективный вид деятельности - осуществлять ли эмиссионную, инвестиционную, брокерскую деятельность, покупать, продавать и хранить ценные бумаги (или иные активы), или проводить иные операции с ними.

Целями проводимых операций с ценными бумагами являются:1) формирование и увеличение капитала;2) привлечение заемных средств для использования в активных операциях и инвестициях;3) получение денежных доходов от операций с ценными бумагами;4) получение прибыли от инвестиций в фондовые инструменты;5) участие в уставном капитале акционерного общества для контроля над собственностью;6) использование ценных бумаг в качестве залога.

С практической точки зрения на рынках имеются:активы, которые покупаются/продаются (как правило, за денежные средства);участники рынка (покупатели/продавцы, посредники);инфраструктура (организаторы торгов, регулирующие органы и т.п.).Рассмотрим теперь подробнее эти три группы.

Активы.Основные типы активов:Денежные средства и эквиваленты: свободно конвертируемая валюта, краткосрочный кредит, драгоценный металл; Ценные бумаги: акция, облигация, вексель, депозитный и сберегательный сертификат, пай фонда, банковская сберегательная книжка и другие; Производные ценные бумаги: депозитарная расписка, форвардный контракт, фьючерсный контракт, опционный контракт, варрант; Товары (наиболее востребованные и ликвидные группы): нефть, газ и продукты их переработки, цветные металлы, с/х продукция.

Участники рынка.Можно выделить несколько основных групп участников рынка:Эмитенты, Инвесторы, Брокеры (профессиональные посредники). Эмитенты осуществляют эмиссию ценных бумаг и иных финансовых инструментов.Основные типы инвесторов:Финансовые посредники (см. ниже), Физические лица, Иные юридические лица. Три типа финансовых посредников (собирают средства двух последних групп и приносят их на финансовый рынок):депозитного типа (коммерческие банки, сберегательно-кредитные ассоциации, взаимные сберегательные банки, кредитные союзы); контрактно-сберегательного типа (компании по страхованию жизни и имущества, пенсионные фонды); инвестиционного типа (взаимные фонды - паевые или открытые инвестиционные, траст-фонды, инвестиционные комп

Наши рекомендации