Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально- экономические последствия инфляции

Инфляция заявляет о себе переполнением каналов обращения денежной массой, ведущим к обесценению денег и повышению общего уровня цен на товары и услуги.

Необходимо оговориться, что не всякое повышение цен означает инфляцию. Если, например, цены на товары и услуги растут пропорционально повышению их качества, это не имеет отношения к инфляции.

Инфляция — это социально-экономическое явление, выражающееся в непрерывном, устойчивом и общем росте цен, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и оказывающее воздействие на все стороны экономических отношений.

Для измерения инфляции используют индексы цен — относительные показатели, позволяющие получить количественную оценку инфляционных процессов, характеризующие соотношение цен во времени, а точнее — изменение соотношения цен в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Для расчета уровня инфляции в каком-либо году необходимо из индекса цен этого года (ИПЦ1) вычесть индекс цен базисного года (ИПЦ0). Полученная разница и будет составлять инфляционный прирост цен.

Темп инфляции, показывающий, с какой скоростью она изменяется по отношению к предыдущему периоду, определяют как частное от деления уровня инфляции на индекс цен базисного года, выраженное в процентах:

Темп инфляции = ИПЦ1 – ИПЦ0 х 100%

ИПЦ0

Инфляция в современных условиях — это сложное социально-экономическое явление, имеющее множество причин. Она порождается структурными нарушениями в различных сферах рыночного хозяйства, проявляющимися в диспропорциях между спросом и предложением, накоплением и потреблением, государственными доходами и расходами.

В качестве основных «движущих сил», которые в состоянии нарушить имеющийся в экономике «ценовой паритет» и вызвать инфляцию, можно выделить:

государство, активно вмешивающееся с процессы ценообразования, реализующее монополию на денежную эмиссию, внешнюю торговлю и т.д.;

домашние хозяйства, проявляющие склонность к сбережениям и инфляционные ожидания, иногда перерастающие в ажиотажный спрос;

монополистов, воспринимающих принципы ценообразования, формирования издержек производства и распределения добавленной стоимости с позиций возможности присвоения монопольно высокой прибыли;

профсоюзы, постоянно борющиеся за повышение уровня оплаты труда в национальной экономике;

заграницу, экспортирующую в страну непрерывно дорожающие ресурсы (особенно энергетические) и импортирующую довольно значительные массы товаров и услуг.

Возникнув на денежном рынке, инфляция распространяется на рынки товаров и услуг, капиталов, труда, охватывая в итоге весь экономический механизм. Зарождаясь на базе дисбаланса совокупных спроса и предложения, который можно назвать первопричиной инфляции, в условиях развитых товарно-денежных отношений она проявляется ростом общего уровня цен при снижении покупательной способности денег.

Одна из причин инфляции — рост денежной массы в экономике, являющийся следствием соответствующей денежно-кредитной политики центрального банка, а также бюджетного дефицита, толкающего государство на денежную эмиссию.

В результате дополнительной эмиссии увеличивается количество денег, необходимое для покрытия бюджетного дефицита. Если считать, что источниками средств для государственных закупок являются налоговые поступления в бюджет (Т) и дополнительная денежная эмиссия (∆М), то можно записать следующее равенство:

G = ∆М+ T, (10.4)

где G — расходы государства.

Из равенства (10.4) вытекает, что ∆М = G-Т .

Когда государство печатает новые деньги, оно сокращает стоимость имеющихся запасов денег в обществе, поскольку это приводит к росту товарных цен. Данное явление принято называть инфляционным налогом, так как инфляция, образовавшаяся в результате эмиссии дополнительных денег, является налогом на наличные деньги.

Причиной, порождающей инфляцию, является и ускорение обращения денег. Ведь цены могут расти за счет не только увеличения количества денег в обращении, но и ускорения их оборачиваемости:

Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально- экономические последствия инфляции - student2.ru , (10.5)

где Р – уровень цен, М – масса денег, v – скорость обращения, Q – объем национального производства, где k — коэффициент ускорения оборачиваемости денег.

При k > 1 в экономике начинает раскручиваться инфляция. Чем он больше при прочих равных условиях, тем выше ее темпы.

Скорость обращения денег может увеличиваться и в связи с ростом инфляционных ожиданий населения и бизнеса, уменьшением склонности к сбережениям.

Сокращение реального объема национального производства также выступает одной из причин развития инфляции. При стабильном уровне денежной массы и скорости ее оборота сокращение реального объема национального производства приводит к повышению темпов инфляции, поскольку прежнее количество денег противостоит меньшему объему товаров и услуг.

Причиной инфляции может быть и высокий уровень монополизации экономики, когда монополии реализуют свои интересы в получении монопольно высокой прибыли за счет поддержания монопольно высоких цен. Инфляцию способна подталкивать и рыночная власть государства, реализующаяся в административном повышении цен.

В зависимости от того, какую форму проявления принимает рыночное несоответствие спроса и предложения, различают открытую и скрытую (подавленную) инфляцию.

Открытая инфляция присуща рыночной экономике, она характеризуется ростом уровня цен.

К основным формам открытой инфляции относятся инфляция со стороны спроса и инфляция со стороны предложения.

Инфляция со стороны спроса порождается избытком совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением. Непосредственное участие в ее формировании принимают покупатели, поэтому ее еще называют инфляцией покупателя. Она может быть спровоцирована ростом денежной массы, частных инвестиций, госзакупок, ростом спроса из-за границы, а также увеличением скорости денежного обращения.

Инфляция со стороны предложения является следствием повышения уровня цен под воздействием роста издержек производства. Так что ее можно определить как инфляцию со стороны издержек производства. Инфляция издержек порождает спад производства, провоцирует снижение уровня занятости.

Причинами инфляции со стороны предложения являются не только рост издержек производства, но и увеличение прибыли, рост косвенных налогов и активов.

Изучение моделей инфляции со стороны спроса и со стороны предложения показывает, что в первом случае существенный рост цен наблюдается лишь в длительном периоде, а в коротком интервале возрастающий спрос, как правило, сопровождается одновременным повышением цен, увеличением занятости и расширением производства. Во втором случае повышение цен всегда сопровождается падением производства и доходов.

В чистом виде инфляция спроса и инфляция предложения практически не встречаются, они переплетаются и чередуются друг с другом

По ряду признаков инфляцию можно классифицировать на несколько видов.

В зависимости от темпов различают ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.

При ползучей, или умеренной, инфляции, наиболее характерной для развитых стран, рост цен составляет не более 5—10 % в год. Она не представляет угрозы для экономики и даже может оказывать благотворное, стимулирующее воздействие на течение хозяйственной жизни.

Галопирующая инфляция — признак развивающихся стран, а также государств с трансформационной экономикой. Для нее характерен ежегодный рост цен в диапазоне от десятков до нескольких сотен процентов.

При гиперинфляции рост цен превосходит несколько сотен процентов и даже может достигать многих тысяч процентов в год. Гиперинфляция, как правило, возникает вследствие крупных социально-экономических катастроф (революций, войн), но может вызываться и порочной экономической политикой правительства. Она свидетельствует о крайнем расстройстве национальной экономики и носит разрушительный характер.

По степени синхронности течения инфляционных процессов инфляция может быть сбалансированной, отличающейся умеренным и одновременным ростом цен, и несбалансированной, характеризующейся неравномерным, скачкообразным ростом цен на некоторые товары и услуги.

По степени предсказуемости различают ожидаемую инфляцию, которая прогнозируется правительством и предчувствуется населением, и неожиданную инфляцию, характеризующуюся непредвиденным и для правительства, и для населения скачком цен.

Социально-экономическими последствиями инфляции, постоянного спутника рыночного хозяйства, являются:

деформация механизма рыночного ценообразования, обеспечивающего всех хозяйствующих субъектов информацией о величине издержек производства и реализации продукции, а также об изменении общественных потребностей в них. Рост цен дезорганизует хозяйственные связи в обществе, разрушает сложившиеся отношения между экономическими субъектами;

перераспределение дохода и богатства между различными группами населения: дебиторы возвращают кредиторам долг обесцененными деньгами. Сокращается доля долго- и среднесрочного кредитования;

снижение реальных доходов населения, особенно социальных групп, получающих фиксированные доходы (пенсионеры, студенты, работники бюджетной сферы). Сужаются мотивы к трудовой деятельности, усиливается дифференциация населения по уровню доходов;

обесценение сбережений населения, находящихся в банках. Если темпы роста цен обгоняют ставку процента, то она принимает отрицательное значение, и сбережения теряют экономический смысл. Меняется схема сбережений: возрастает спрос на активы, способные сохранять реальную стоимость (валюта, недвижимость и др.;

ухудшение условий жизни социальных групп с фиксированными доходами, возникновение опасности социальных потрясений;

ослабление позиций властных структур, снижение доверия населения к правительственным программам и мероприятиям;

возникновение трудностей с долгосрочным планированием (решения принимают спекулятивную направленность);

повышение риска инвестирования, в связи с чем инвесторы требуют более высоких прибылей и процентов в качестве платы за риск.

12.4. Проблемы макроэкономической несбалансированности и макроэкономического регулирования в Республике Беларусь

Траектория экономического развития Республики Беларусь с момента обретения ею независимости в 1991 г. характеризуется чередой нараставших в начале этого пути кризисных явлений и постепенным выходом из кризиса во второй половине 1990-х гг. Так, в соотношении с предкризисным 1990 г. объем промышленного производства в 1995 г. упал до 61 %, производство потребительских товаров до 60% и ВВП — до 65 %, однако уже в 1996 г. наметились некоторые положительные сдвиги: объем промышленного производства вырос на 3,0%, а ВВП — на 2,0 %.

Показательно, что уже в 1999 г. на 6 % был превышен объем предкризисного 1990 г. по производству потребительских товаров. Объем промышленной продукции уровня 1990 г. был достигнут в 2000 г., а к 2003 г. превышен на 19 %. В 2003 г. страна вышла на предкризисный уровень по ВВП и даже превзошла его на 4 %. Снижение инфляционного напряжения характеризовалось уменьшением индекса потребительских цен за 10-летний период более чем на порядок — с 2096,5 % в 1993 г. до 125,4 % в 2003 г. Положительная динамика результативности функционирования экономики предопределила рост доходов населения. Достаточно сказать, что индекс реальной начисленной заработной платы работающих в экономике в 2003 г. достиг отметки 137 % по отношению к базисному 1990 г.

Все это говорит о том, что экономика Республики Беларусь в 2003 г. прошла фазу оживления и вышла на начальный этап фазы экономического подъема. В последующие годы положительные тенденции продолжали набирать обороты. Так, ВВП за 2004 г. вырос на 11,0 %, инфляция снизилась до 14,4 %, а официально зарегистрированный уровень безработицы упал до 1,9 % от экономически активного населения. В 2010 г. рост ВВП достиг 11,6 %, инфляция снизилась до 12,1 %, а безработица — до 0,9 %.

Если к анализу постперестроечного периода развития белорусской экономики подходить лишь с точки зрения закономерностей течения экономического (делового) цикла, то в перспективе можно было бы ожидать довольно значительного экономического роста. Однако реальность такова, что страна преодолевает не столько экономический кризис в его классическом понимании, сколько трансформационный, системный кризис, связанный с переходом от административно-командной экономики к социально ориентированной рыночной экономике. Глубина и острота макроэкономической нестабильности в этой ситуации обусловлена системой факторов не только чисто экономических, но и демографических, политических, социологических, этических и даже психологических. Следовательно, необходимо учитывать, что положительные сдвиги в экономике страны были достигнуты в значительной мере за счет улучшения организации производства, усиления степени жесткости государственного макроэкономического регулирования, всестороннего использования экстенсивных факторов экономического роста, на сегодняшний день во многом себя исчерпавших.

Комплекс мероприятий макроэкономического регулирования, направленный на стабилизацию экономики, реализуется в ходе осуществления экономической политики государства в направлении достижения полной занятости и потенциально возможного выпуска продукции. Рецептов государственного регулятивного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической нестабильности достаточно много. Вместе с тем общие принципы воздействия на экономическую активность можно свести к следующим положениям: в условиях спада необходимо осуществлять комплекс мер по оживлению активности, т.е. проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема — сдерживающую, страхующую экономику от сильного «перегрева». Другими словами, основной целью макроэкономического регулирования является обеспечение планомерного и наиболее динамичного развития национальной экономики, имеющей как можно меньшую амплитуду колебаний ВВП вокруг линии тренда и как можно большую ее крутизну по отношению к оси абсцисс.

В конечном счете интегрированной целью макроэкономического регулирования выступает создание оптимальных условий человеческого развития. Степень достижения этой цели в значительной мере отражает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), по которому Беларусь находится на 65-м месте в мире, опережая все страны СНГ. И хотя она входит в группу государств с высоким уровнем ИРЧП, на сегодняшний день уже выделяется группа стран с очень высоким уровнем ИРЧП, в которую наша страна пока не попадает.

Макроэкономическое регулирование в любых его проявлениях должно быть направлено на достижение макроэкономической сбалансированности. В переходной экономике макроэкономическая стабилизация является одним из основных звеньев системной трансформации, теснейшим образом связанным с такими блоками, как институциональные преобразования и микроэкономическая либерализация.

Белорусская модель экономического развития базируется на сильной и эффективной власти, реализации производственных приоритетов, плюрализме форм собственности, предполагающем параллельное развитие частного и государственного секторов экономики, на поиске эффективного собственника и заинтересованного инвестора для осуществления приватизации, на течении интеграционных процессов в рамках мировой глобализации, а также на сильной социальной политике государства, ставящей во главу угла человека, его развитие и совершенствование.

Очевидно, что данная модель в той или иной мере отражает спектр составляющих структурно-производственного варианта макроэкономической стабилизации. Данный вариант в целом ориентирован на экономический рост и обещает наибольшую отдачу, если будет осуществляться в рамках, не допускающих существенной финансовой разбалансировки, а экономический рост будет скоррелирован с его качеством.

Тема 13

Наши рекомендации