Количественная теория денег, уравнение обмена
Южный институт менеджмента
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
На тему: Проблемы денежного обращения и его регулирование
Выполнил:
студент 1 курса
группы 00-з-М2
г. Краснодар
2001 год
СОДЕРЖАНИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ | |
1. Понятие денежного обращение, наличное и безналичное обращение | |
2. Анализ денежного рынка | |
2.1 Количественная теория денег, уравнение обмена | |
2.2 Предположение о постоянной скорости обращения денег | |
2.3 Деньги, цены и инфляция | |
2.4 Денежные агрегаты | |
2.5 Денежный рынок | |
3. Регулирование денежного обращения | |
3.1 Центральный банк – основной регулятор денежного обращения | |
3.1.1 Рефинансирование коммерческих банков и операции на открытом рынке. | |
3.1.2 Политика обязательных резервов | |
3.1.3 Ограничение кредитования | |
3.1.4 Политика дешевых и дорогих денег | |
3.2 Государственное регулирование | |
3.2.1 Фискальная политика | |
3.2.2 Налоги и их функция | |
3.2.3 Государственный бюджет | |
4. Проблемы денежного обращения в РОССИИ | |
4.1 Анализ денежной массы в России, необходимость ее увеличения | |
4.2 Эффективность традиционных способов регулирования денежного обращения в России | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
ВВЕДЕНИЕ
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребностям экономики. При этом, необходимо четко обосновать, сколько потребуется денег для обеспечения экономического роста. На первый взгляд эта проблема достаточно «проста», поскольку для обеспечения товарно-денежной сбалансированности денег в обращении должно быть столько, сколько стоят все товары и услуги. Но именно здесь и возникает главный парадокс. Если увеличивать денежную массу в пропорции, соответствующей темпам роста цен, то экономический механизм быстро войдет в гиперинфляционную спираль. Если же не добавлять денег в обращение, то при низкой инфляции будет длительный и глубокий спад производства.
Поскольку в течение последних 10 лет принимались разнонаправленные относительно достижения результата решения (при которых спад замедляли за счет эмиссии, а инфляцию снижали за счет ограничения денежной массы), то в экономике продолжались и спад, и наращивание денежной массы. Все это привело к тому, что масштаб цен изменился в десятки тысяч раз. Очевидно, что процесс стагфляции, когда денежная масса растет в условиях спада производства, будет продолжаться до тех пор, пока либо не ограничат рост цен на продукцию производителей-монополистов, либо не сформируется конкурентная среда. Поскольку для создания конкурентной среды потребуется не одно десятилетие, то для остановки спада производства при отсутствии инфляции единственно возможным решением является проведение эффективной ценовой политики, исключающей произвольный рост цен в секторах с монополизированным производством. Однако даже если цены будут контролироваться, как рассчитать необходимый объем денежной массы, обеспечивающий экономический рост? Известно, что в 1996 г. и первой половине 1997 г. денежная масса росла несколько быстрее темпов инфляции, и тем не менее за истекшее время не удалось решить ни одной из главных проблем: неплатежей, ликвидации уровня бюджетного дефицита и государственного долга, задолженности по зарплате, и самое главное, добиться заметного экономического роста. Почему? Ответ прост: экономике по-прежнему не хватает денег. Но каких?
Центральный банк, обладая государственной монополией на эмиссию наличных денег, регулирует размеры денежной массы в обращении.
Неграмотная денежно-кредитная политика монетаристского типа приводит к выпуску в обращение избыточной денежной массы и росту инфляции. Кроме того, при проведении денежно-кредитной политики центральный банк может испытывать давление исполнительной власти. Многие политические деятели считают, что можно легко преодолеть любые экономические трудности, стоит только подключить к их решению печатный станок Центрального банка. К тому же «приспособить» количество денег к количеству товаров довольно сложно и трудно, а произвести бумажные деньги в желаемом количестве не столь сложно. Экономически необоснованная денежно-кредитная экспансия является трудным искушением для правительства и очень многое здесь зависит от твердости позиции, занимаемой Центральным банком. Банк России тщательно следит за объемами денег, которые эмитируются в экономику, и их соответствием спросу на деньги. Кроме того, деньги в рыночной экономике всегда должны быть в дефиците, так как их получение является одной из главных целей предпринимательской деятельности, составляет основу мотивационного механизма. Они становятся доступными нефинансовым экономическим агентам только после того, как их продукт нашел конечного потребителя и определил свою долю в структуре платежеспособного спроса.
Правильные ответы на вопросы: сколько денег нужно государству для поддержания нормального развития экономики и как можно обеспечить этот объем, является залогом стабильного и поступательного развития национального хозяйства. То есть существуют определённые границы, в пределах которых должна удерживаться денежная масса.
Конечно, на данной стадии своего обучения я не смог ответить на поставленные выше вопросы. Однако постараюсь рассмотреть зависимости между денежной массой, ценой и объемом производимых товаров. Возможные варианты цивилизованного регулирования денежного обращения. А так же проанализирую ситуацию вокруг денежной массы в России и проблемы, связанные с ней. Коснусь и эффективности регулирования денежного обращения в нашей стране.
1.ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ, НАЛИЧНОЕ И БЕЗНАЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.
Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.
Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.
Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.
Налично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются:
· для кругооборота товаров и услуг;
· для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по выплате страховых возмещении по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода и др.
Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.
Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек).
Безналичное обращение — движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждении, зачет взаимных требовании. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждении привели к возникновению такого обращения.
Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.
Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:
· предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;
· юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;
· юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;
· физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.
Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.
В Российской федерации форма безналичных расчетов определяется правилами Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Определено, что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка.
Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.
Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.
АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Деньги, цены и инфляция
1. Количество произведенной продукции Q определяется затратами факторов производства и производственной функцией.
2. Стоимостной объем производства в номинальном выражении PQ определяется предложением денег.
3. Тогда уровень цен P представляет собой отношение стоимостного объема производства в номинальном выражении PQ к количеству произведенной продукции Q.
Другими словами, реальный объем ВНП определяется производственными возможностями экономики, а дефлятор ВНП есть отношение номинального объема ВНП к реальному.
Данная теория объясняет, что происходит, когда ЦБ изменяет предложение денег. В силу того, что скорость обращения денег является постоянной, любое изменение предложения денег ведет к пропорциональному изменению номинального объема ВНП. Поскольку реальный объем ВНП уже задан существующими в экономике запасами факторов производства и производственной функцией, то изменения номинального объема ВНП целиком обусловлены изменениями уровня цен. Таким образом, из количественной теории следует, что уровень цен пропорционален предложению денег.
Денежные агрегаты
В уравнении обмена присутствует переменная “денежная масса” или “объем денежной массы”.
Но возникает вопрос, что именно понимается под понятием “денежная масса”, а главное - как ее мерить.
Во времена, когда не существовало ни банков, ни прочих прелестей загнивающего капитализма, все было довольно просто - денежная масса подсчитывалась как количество всей наличности в государстве, то есть, например при золотом монетаризме, это было суммарное количество золота в обращении в стране.
Позже, с появлением золотого стандарта с кредитными билетами, обеспеченными золотом, денежная масса стала вдруг в 2 раза больше, то есть все золото + все казначейские обязательства. Далее, при появлении банков и векселей, появился банковский мультипликатор, который еще больше расширил денежную массу. Появление государственных ценных бумаг, обладающих практически абсолютной ликвидностью и стабильностью, а также прочих финансовым инструментов, повлекло за собой еще большее разрастание денежной массы.
Вопрос оценки денежной массы был практически решен при помощи использования разных денежных агрегатов, которые включают в себя разные части денежной массы, начиная с наличных денег и заканчивая долговыми обязательствами страховых фондов и долговыми расписками булочных.
Приведу разделение денежной массы, которым пользуются в Банке России[1].
1. Наличные деньги М0
В том числе:
· нефинансовый сектор
· в кассах банков
2. Обязательные резервы комбанков в ЦБ РФ
3. Средства комбанков на корреспондентских счетах в ЦБ РФ
4. Денежная база Н = 1 + 2 +3
5. Средства на текущих и прочих счетах, до востребования
6. М1 = 4+5
7. Срочные вклады в банках
8. М2 = М1 +7
9. Депозитные сертификаты и госзаймы
10.М3 = М2 + 9
О структуре денежной массы в Российской Федерации позволяют судить данные, приведенные в табл. 1
Таблица 1
Структура денежной массы[2]
Показатели | 01.01.1997г. | 01.01.1998г. | 01.01.1999г. | 01.01.2000г. | Темпы прироста на 01.01.1998г. % | ||||
трлн руб. | % | млрд руб. | % | млрд руб | % | млрд руб | % | ||
Денежная масса М2 | 295,2 | 374,1 | 448,3 | 646,5 | 44,2 | ||||
В том числе: | |||||||||
Наличные деньги М0 | 103,8 | 35,2 | 130,4 | 34,9 | 187,8 | 41,9 | 219,3 | 33,9 | 17,1 |
Безналичные средства | 191,4 | 64,8 | 243,7 | 65,1 | 260,5 | 58,1 | 427,2 | 66,1 | 64,0 |
Из них: | |||||||||
Средства нефинансовых органов | 72,2 | 24,4 | 72,1 | 21,3 | 60,0 | 13,4 | 126,1 | 19,5 | 329,1 |
Вклады населения | 119,2 | 40,4 | 171,6 | 43,8 | 200,5 | 44,7 | 299,1 | 46,6 | 55,4 |
Денежный рынок
Денежный рынок многими воспринимается как нечто особенное, как особый институт экономики. Однако единственная его особенность - это то, что здесь товар не меняет собственника, а лишь на некоторое время передается в пользование, а во всем остальном денежный рынок подчиняется тем же законам, что и товарный, и рынок рабочей силы и все прочие рынки ресурсов.
Суть денежного рынка можно описать следующим образом: вся денежная масса выступает товаром на этом рынке, где продавцами выступают “кредиторы”, а покупатели - заемщики. Ценой в наше время выступает процент по кредиту. Нормой оценки денежного рынка выступает учетная ставка процента ЦБ.
Однако прелесть денежного рынка заключается еще и в том, что от количества денег в обращении зависит здоровье экономики, уровень цен и уровень жизни. При несоответствии денежной массы и товарной массы может возникнуть или инфляция, или дефляция. Последнее маловероятно из-за чисто психологического фактора, и вместо дефляции наблюдается просто падение объемов инвестиций и сужение воспроизводства. При инфляции помимо падения инвестиций наблюдается еще и рост цен, хотя свертывание производства при недостатке денежной массы происходит из-за невозможности получить кредит, а при ее избытке - из-за его невыгодности.
Предложение на денежном рынке формируется ЦБ, вернее его денежно-кредитной политикой, а спрос - конъюнктурой рынка. Процент устанавливается частично ЦБ (командными методами), а частично и кредитными учреждениями (по законам спроса и предложения).
рис.1 Здесь представлен в форме графиков принцип действия денежного рынка.
D, D1, D2 - спрос на деньги со стороны экономики
S1, S2 - предложение денег
E1, E2 - равновесные точки.
Итак, денежный рынок подчиняется законам спроса и предложения, и таким образом можно влиять на объемы денег в обращении при помощи влияния на банковский процент, на спрос денег и на предложение денег (напрямую).
Ограничение кредитования
Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям . Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.
Фискальная политика
Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, денежной массы и решения различных социальных задач.
Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.
Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.
Рассмотрим вкратце дискреционную фискальную политику.
В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:
· увеличения государственных расходов;
· снижения налогов;
· сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:
· уменьшения государственных расходов;
· увеличения налогов;
· сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.
Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.
В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.
К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.
Налоги и их функции
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства и играют одну из важнейших ролей в государственном регулировании экономики. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
Регулирующая функция налогов состоит в том, что государство, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, применяя систему налоговых ставок, льгот, штрафов, способствует решению важнейших социально-экономических проблем.
Перераспределительная функция налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход (аккумулированный в госбюджете) в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите.
Государственный бюджет
Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный или федеральный бюджет, наряду с которым существуют областные и местные бюджеты.
Ряд статей государственных бюджетов имеет общепринятый характер и их можно встретить практически повсеместно. К ним относятся в расходной части - социальная поддержка и национальная безопасность, субсидии отдельным отраслям, регионам, расходы по управлению и обслуживанию государственного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги на население и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и государственные займы.
Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения бюджетных расходов, второй - в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста или иных причин).
Причин бюджетного дефицита может быть много:
· спад общественного производства;
· рост предельных издержек общественного производства;
· массовый выпуск “пустых” денег;
· неоправданно “раздутые” социальные программы;
· возросшие затраты на финансирование ВПК;
· крупномасштабный оборот “теневого” капитала;
· огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.
В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и ужесточение налогообложения.
Бюджетный дефицит относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.
Существует несколько концепций бюджетной политики. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидно, что такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно за период в несколько лет.
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции является второстепенной проблемой.
Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для “богатых” в экономическом отношении стран. В конечном счете нарастание бюджетного дефицита приводит в экономике к появлению и росту государственного долга.
Государственный долг - это сумма накопленного за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений.
4. ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочу коснуться того, что нас ждет в 2014 году. Как-то наивно цитировать тезис ЦБ (а что же еще, если не это) и все же: «Основными задачами экономической политики на 2014 год являются закрепление и развитие тенденции устойчивого роста экономики, последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции…»[3]. Припоминаются основные цели и задачи одиннадцатой (10-й, 12-й) пятилетки: «Наиболее полное удовлетворение растущих потребностей советского народа на основе интенсификации производства, повышении производительности труда, использования научно-технических достижений…» (цитирую по памяти). И все же ЦБ настаивает:
Главной целью денежно-кредитной политики 2013 года было последовательное снижение инфляции. Важной эта цель останется и на ближайшие годы. Пока инфляция не достигла низкого уровня и значительно превышает соответствующие показатели стран - основных торговых партнеров России. Однако низкая и стабильная инфляция является необходимым условием для здорового, сбалансированного, долгосрочного экономического роста.
Достижение цели по уровню инфляции предполагает необходимость анализа и количественной оценки возможного спроса на деньги в 2014 году, что позволит сформировать адекватное этому спросу предложение денег.
В 2014 году будут действовать факторы, способствующие дальнейшему росту спроса на деньги. Среди них можно выделить такие, как:
- проводимая государством политика доходов, которая оказывает воздействие на постепенный рост доли доходов домашних хозяйств в ВВП и увеличение нормы накопления в денежных доходах населения;
- сокращение уровня налогов, определяемое введением с 01.01.2014г. новой редакции второй части Налогового кодекса Российской Федерации, которое может привести к росту располагаемых доходов юридических и физических лиц;
- бездефицитность федерального бюджета;
-рост спроса на рублевые активы в условиях дальнейшего укрепления реального обменного курса рубля при сохранении сильного платежного баланса;
- повышение доли денежных расчетов в экономике.
В 2013 году достигнута положительная тенденция снижения скорости обращения денег. Этому процессу способствовали осторожная и взвешенная политика Банка России на денежном и валютном рынках, улучшение состояния банковского сектора, рост доходов предприятий и населения, что сопровождалось не только ростом остатков на текущих и расчетных банковских счетах, но и позитивной тенденцией к увеличению срочных вкладов и депозитов.
В соответствии с макроэкономическими целями денежный агрегат М2 в 2014 году может увеличиться на 27-34 процента. Денежная масса и её оборачиваемость по-прежнему будет являться одним из важнейших индикаторов состояния национальной экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Денежное обращение и банки" под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В.Толоконцевой.-изд. «Финансы и статистика». М. 2000 г.
2. "Деньги и кредит" учебное пособие, А.Г.Мнацаканян, 2000 г.
3. "Учебник по основам экономической теории" В.Д. Камаев.- Изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана. "Владос", Москва, 1999
4. "Экономикс реферат-дайджест". К.Макконнелл. Л.Брю. Изд."Менеджер". С.Петербург. 1994
5. Ершов М. Вернуть стране рубль // «Независимая Газета» № 87 от 16 мая 2000
6. Сенчагов В. Денежная масса и факторы ее формирования // Вопросы экономики, №10, 1997
7. Скворцов Д. Парадоксы денежного обращения // Нижегородский бизнес-еженедельник "Монитор" за 17.08 – 23.08.98г.
8. Бюллетень банковской статистики № 2, 3, 11 - 1998; № 9 - 1999; № 1 - 2000
9. Деньги и кредит. 1993 № 10 - 11, 1997 - №12
10. Журнал "Эксперт" № 13 за 14 ноября 1999
11. "Российская газета" от 12.12.2000г.
[1] Деньги и кредит. 1993 №10-11 стр. 79.
[2] Деньги и кредит. – 1997. - №12. С. 72. Бюллетень банковской статистики № 2, 3, 11 1998; № 9 1999; № 1 2000.
[3]Центральный банк Российской Федерации «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год»
Южный институт менеджмента
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
На тему: Проблемы денежного обращения и его регулирование
Выполнил:
студент 1 курса
группы 00-з-М2
г. Краснодар
2001 год
СОДЕРЖАНИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ | |
1. Понятие денежного обращение, наличное и безналичное обращение | |
2. Анализ денежного рынка | |
2.1 Количественная теория денег, уравнение обмена | |
2.2 Предположение о постоянной скорости обращения денег | |
2.3 Деньги, цены и инфляция | |
2.4 Денежные агрегаты | |
2.5 Денежный рынок | |
3. Регулирование денежного обращения | |
3.1 Центральный банк – основной Наши рекомендации
|