Тема 11. Правовые основы государственного и муниципального долга.

Понятие и формы государственного и муниципального долга. Понятие государственных и муниципальных заимствований. Количественные и иные ограничения государственного и муниципального долга. Государственные и муниципальные займы. Государственные и муниципальные гарантии. Управление государственным и муниципальным долгом. Обслуживание государственного и муниципального долга. Система учета государственных и муниципальных заимствований.

Лекции – 2 часа.

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (решение тестов и машиночитаемых задач из учебно-методического комплекса) – 4 часа.

Тема 12. Правовые основы денежного обращения в России.

Понятие денежной системы и ее элементы. Денежная единица Российской Федерации. Порядок эмиссии наличных денег. Организация денежного обращения. Регулирование денежного обращения. Правила ведения кассовых операций.

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (решение тестов и машиночитаемых задач из учебно-методического комплекса на основе самостоятельного изучения темы по учебно-методическому комплексу) – 8 часов.

Тема 13. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в России.
Понятие валюты и валютных ценностей. Понятие валютного регулирования. Понятие и правила осуществления валютных операций. Понятие и основные направления валютного контроля. Органы валютного контроля. Агенты валютного контроля.

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (решение тестов и машиночитаемых задач из учебно-методического комплекса на основе самостоятельного изучения темы по учебно-методическому комплексу) – 8 часов.

Заключительная ролевая игра по дисциплине «Финансовое право».

Ролевая игра проводится по завершении изучения дисциплины «Финансовое право» на базе темы «Межбюджетные отношения».

Время ролевой игры –2 часа.

Цель ролевой игры -отработка навыков практического применения знаний, полученных при изучении курса «Финансовое право» на примере разрешения конкретной ситуации.

Задачи:

1) правильное выявление бюджетно-правовой проблемы, заложенной в спорной ситуации;

2) формирование навыков отграничения бюджетных правоотношений от смежных с ними правовых отношений;

3) уяснение практической значимости вопросов организации бюджетной системы РФ и разграничения бюджетных полномочий между публично-правовыми образованиями;

4) формирование позиций сторон на основе толкования бюджетного законодательства в условиях отсутствия прямой нормы для разрешения спора;

5) выработка обоснованного решения спорного вопроса.

Участники ролевой игры:

1) представители организации, предоставляющей населению льготные услуги за счет бюджетных средств - два студента;

2) представители Министерства финансов РФ – три студента;

3) представители Комитета финансов субъекта РФ – три студента;

4) судьи Арбитражного апелляционного суда – три студента.

На занятии, предшествующем проведению ролевой игры, преподаватель знакомит студентов с фабулой дела, распределяет роли и разъясняет задачи каждой группы участников ролевой игры.

Ролевая игра проводится в четыреэтапа.

I этап – подготовка к ведению спора, формирование позиций сторон.

II этап – проведение разбирательства по делу.

III этап – выработка решения по делу.

IV этап – обсуждение выработанного решения.

Организация и проведение ролевой игры осуществляется преподавателем. Преподаватель определяет время, отводимое на различные этапы игры, и контролирует его соблюдение, наблюдает за ходом работы участников игры, не вмешиваясь в нее. В случае отклонения участников игры от фабулы дела, от последовательности этапов ее проведения и в иных случаях нарушения хода игры преподаватель останавливает ее для корректировки поведения участников.

Фабула дела.

Организация – поставщик жилищно-коммунальных услуг предоставляла пятидесятипроцентную скидку по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления) инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, а также иным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 12 января 2005 года №5-ФЗ «О ветеранах». Учитывая, что полномочия по предоставлению ветеранам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов РФ, организация обратилась к финансовому органу субъекта РФ с требованием компенсации ей затрат, обусловленных предоставлением соответствующих льгот. Однако финансовый орган субъекта РФ пояснил, что им распределены все средства субвенций, перечисленные на эти цели в бюджет субъекта РФ из сформированного в составе федерального бюджета Фонда компенсаций.

В свою очередь, Министерство финансов РФ настаивало на том, что требование возмещения организации затрат, связанных с предоставлением льготных услуг, может быть адресовано только субъекту РФ. Осуществив нормативно-правовое регулирование форм предоставления мер социальной поддержки ветеранам в рамках переданных Российской Федерацией полномочий, субъект РФ принял на себя соответствующие расходные обязательства по финансированию льгот. В случае удовлетворения адресованных организацией субъекту РФ требований тот может обратиться с требованием к российской Федерации о возмещении ему понесенных расходов.

Не получив компенсации затрат на предоставление ветеранам льгот, организация обратилась в Арбитражный суд с иском о возмещении причиненных ей убытков к Министерству финансов РФ и финансовому органу субъекта РФ. Представители ответчиков настаивали на том, в данном случае не может быть поставлен вопрос о возмещении организации убытков, поскольку организация, по их мнению, выступает субъектом бюджетных отношений, финансирование которой в соответствии с Бюджетным кодексом РФ должно осуществляться в форме субсидий. Арбитражный суд первой инстанции взыскал убытки с финансового органа субъекта РФ и Министерства финансов РФ солидарно.

Ответчики обжаловали решение в Арбитражный апелляционный суд.

Описание этапов ролевой игры:

I этап – подготовка к ведению спора.

Представители сторон формируют правовые позиции на основе выявления природы отношений, связывающих организацию с публичным субъектом, анализа бюджетного законодательства, регламентирующего вопросы финансирования предусмотренных законодательством социальных льгот и компенсаций, а также разграничения расходных обязательств и ответственности за их исполнение между бюджетами бюджетной системы РФ.

Судьи Арбитражного апелляционного суда готовятся к рассмотрению спора на основе анализа природы возникающего между сторонами спора материального правоотношения, изучают нормы подлежащего применению при рассмотрении спора бюджетного законодательства и практику его применения судами.

Наши рекомендации