Тема 11. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА В РФ

1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита, его виды.

2. Понятие, виды и формы государственного муниципального долга.

3. Правовое регулирование внутренних государственных займов. Виды государственных займов.

4. Правовое регулирование отношений по внешним государственным заимствованиям.

Понятие и значение государственного и муниципального кредита. Формы государственного кредита

Государственный и муниципальный кредит как экономическая категория представляет собой сис­тему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) на добровольных основах для ис­пользования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Госу­дарственный и муниципальный кредит как право­вая категория - это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой сово­купность финансово-правовых норм, регулирую­щих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно сво­бодных денежных средств юридических и физичес­ких лиц на условиях добровольности, возвратнос­ти, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения*.

Государство и муниципальные образования используют государственный и муниципальный кредит* для обеспечения постоянного процесса финансирования различных собственных потребностей. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной пред­ставительной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправ­ления, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляют­ся на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных (муниципальных) займов и выплат процентов по ним высту­пают средства бюджета.

Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что в на­званных отношениях государство (муниципальные органы) выступают в ро­ли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это, именно эти органы в од­ностороннем порядке определяют условия проведения государственных (муниципальных) займов, что обусловлено государственно-властным харак­тером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добро­вольно вступившие в названные правоотношения, обязаны выполнять усло­вия займа.

Как экономическая категория государственный (муниципальный) кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов, и кредита. В каче­стве звена финансовой системы с помощью этого вида кредита государство и муниципальные образования формируют и используют денежные фонды.

Как один из видов кредита государственный (муниципальный) кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести:

1) добровольный характер этих отношений

2) возвратный и платный характер

3) в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают материальные ценности, при заимствовании средств государством (муниципальным обра­зованием), обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в их собственности;

4) привлекаемые в результате государственного (муници­пального) кредита средства имеют специфический целевой характер - они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования привле­каемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую на­правленность;

5) государственный (муниципальный) кредит носит срочный характер. В Бюджетном кодексе РФ оговорено, что государственные и муни­ципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

Данный вид кредита как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция обеспечивает формирование централизован­ных денежных фондов государства (муниципального образования) или их ис­пользование на принципах срочности, платности, возвратности. В нашей стра­не поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. При непроизводительном исполь­зовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, на­пример финансирования за их счет военных или социальных расходов, единст­венным источником их погашения становятся налоги либо новые займы

Регулирующая функция государственного (муниципального) кредита про­является в том, что государство (муниципальное образование), вступая в кре­дитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние де­нежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, в конечном счете - на финансовую политику.

Специфика контрольной функции в государственном (муниципальном) кредите проявляется в том, что с ее помощью контролируется целевое исполь­зование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, под которым понимаются долговые обязательства Рос­сийской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностран­ными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг полностью и без условий обес­печивается находящимся в федеральной собственности имуществом, состав­ляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капи­тальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, ко­торые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг состав­ляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательст­вам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Наши рекомендации