Вопрос. Особенности деятельности банков в качестве организаторов выпуска и размещения ценных бумаг эмитентов
Услуги по организации выпуска и размещения ценных бумаг различных эмитентов принято называть андеррайтингом. Функция андеррайтера заключается в организации и гарантировании выпуска ценных бумаг. Выполняя эту функцию, банк способствует получению финансовых ресурсов теми корпорациями, федеральными и местными властями, которые в них нуждаются;
В узком (исходном) смысле под андеррайтингом (underwriting) понимается принятие банком обязательства (или выдача гарантий) выкупить весь выпуск или нереализованную часть выпуска по согласованной с эмитентом цене. В современной практике устоялась более широкая трактовка андеррайтинга как процедуры вывода ценных бумаг эмитента инвестиционным банком на рынок.
Андеррайтер – финансовый посредник, обслуживающий и гарантирующий первичное размещение ценных бумаг, осуществляющий их покупку для перепродажи частным инвесторам и взимающий за это определенную плату. Он принимает на себя риски, связанные с неразмещением ценных бумаг. Андеррайтерами могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности. В Российской Федерации в роли андеррайтеров активно выступают банки.
Одна из особенностей андеррайтинга состоит в том, что практически никогда банк, с которым компания-эмитент договаривается о продаже своих ценных бумаг, не работает в одиночку. Как правило, образуется синдикат андеррайтеров (эмиссионный синдикат), в котором существует главный андеррайтер – банк, с которым эмитент договаривается об условиях выпуска, или ведущий менеджер. Отношения внутри синдиката регулируются двусторонними или многосторонними договорами, заключенными ведущим менеджером с другими членами синдиката. В таком договоре главным моментом является установление долей выпуска, за которые несут ответственность члены синдиката, и размеры их вознаграждения. В настоящее время, в среднем, количество членов эмиссионного синдиката составляет порядка 10, но в конечном итоге эта цифра зависит от размещаемого объема ценных бумаг.
При выборе организатора эмиссии эмитент определяет институт, который берет на себя полную ответственность не только за успех размещения ценных бумаг, включая формирование синдиката андеррайтеров, но и за создание ликвидного вторичного рынка, за работу с инвесторами и т.д. Будучи профессиональным участником рынка, организатор способен оценить возможности всех потенциальных участников синдиката и собрать синдикат в наиболее оптимальном для размещения выпуска составе. При этом окончательное решение о составе синдиката принимается эмитентом на основании рекомендаций организатора. Организатор становится посредником между эмитентом и рынком.
Банк-организатор как участник синдиката, с одной стороны, профессионально представляет интересы своего клиента-эмитента перед другими членами синдиката андеррайтеров. С другой стороны, он несет ответственность за качество и надежность ценных бумаг перед инвесторами и поэтому отстаивает интересы инвесторов перед эмитентом. В результате получается сбалансированная структура, позволяющая эмитенту получить выпуск, в наибольшей степени соответствующий его потребностям и рыночным условиям, а инвесторам быть уверенными в качестве выпуска и в дальнейшем соблюдении их интересов.
Для эмитента преимущества выпуска ценных бумаг синдикатом заключаются в следующем:
· гарантируется быстрое размещение выпуска. Успех выпуска ценных бумаг, размещаемого с помощью синдиката, определяется числом каналов продаж бумаг. Синдикат андеррайтеров обеспечивает распространение информации об эмитенте и его ценных бумагах среди максимально широкого круга инвесторов, существенно увеличивая, таким образом, число потенциальных и реальных покупателей;
· снижается стоимость заимствований и инвестиций для эмитента. Чем шире круг инвесторов, тем выше ликвидность и соответственно выше привлекательность ценных бумаг для инвесторов, что, в конечном счете, и обеспечивает снижение стоимости.
· сокращаются затраты эмитентов по обслуживанию выпуска. Этому способствует работа синдиката по поддержанию и развитию вторичного рынка акций и облигаций, которая обеспечивает повышение их привлекательности для инвесторов.
К первичному размещению могут также привлекаться и другие более мелкие инвестиционные банки и компании, которые можно объединить в, так называемую, группу продажи. При этом они могут иметь определенную долю в выпуске (небольшую), не имея статуса в синдикате, т.е. формально они в синдикат не входят.