Бюджет прямых материальных затрат.
Содержание
1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ................. 4
2. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ расчетно-графической РАБОТЫ.......................................................................... 11
2.1 Указания по выполнению задания – «Планирование бюджета предприятия» 11
Список литературы.................................................................................... 39
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................... 41
1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ
Бюджетным планированием (бюджетированием) называется процесс планирования деятельности организации в предстоящем периоде, который реализуют в виде системы взаимосвязанных бюджетов. Это планирование направлено на решение задач распределения материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, которые находятся в распоряжении строительной организации, и тесно связано со стратегическими целями организации. Обычно разработка бюджетов является частью системы оперативною планирования, а также бизнес-планирования новых инвестиционных проектов.
Целями бюджетного планирования являются обеспечение:
- оценки предстоящих затрат по отдельным периодам в новых инвестиционных проектах;
- текущего планирования в организации;
- внутриорганизационной координации на различных стадиях процессах строительного производства;
- своевременного выполнения СМР и сдачи строительных объектов;
- базы для расчетов эффективности деятельности организации по различным направлениям.
При разработке и реализации бюджетных планов учитывают следующие ограничения:
- бюджетное планирование должно согласовываться с стратегическими, маркетинговыми и иными целями организации;
- необходимым условием применения бюджетного планирования является применение современных информационных технологий;
- документооборот организации (на электронных и бумажных носителях) как по форме, так и по содержанию должен быть максимально приближен к знакомой бухгалтерской документации.
Бюджетное планирование является необходимым фактором, обеспечивающим эффективное хозяйствование организаций в рыночных условиях, поэтому важнейшими задачами руководства являются:
- создание системы бюджетного планирования, учитывающей специфику организации и отрасли;
- внедрение системы бюджетного планирования.
Этапы реализации указанных выше задач состоят в следующем:
- анализ организационной структуры, взаимосвязи отдельных подразделений, внутреннею документооборота, входящей и исходящей информации, оперативного учета и т.д.;
- разработка подробного плана внедрения системы бюджетного планирования организации;
- подготовка новых систем внутрифирменного обмена информацией, документооборота;
- изменение организационной структуры в соответствии с новой системой связей в организации;
- установка локальной компьютерной сети и мобильных информационных комплексов;
- разработка собственной корпоративной информационной системы или приобретение, адаптация и инсталляция существующих компьютерных систем управления организацией с привлечением специализированных консалтинговых фирм;
- обучение персонала организации работе с компьютерной системой бюджетирования.
Бюджетное планирование состоит из разработки бюджетов подразделений организации с последующей консолидацией в основной бюджет предпритятия.
Условно бюджетное планирование подразделяют на два этапа: разработка операционного и финансового бюджетов.
Обычно основные бюджеты составляют на один год с последующим разбиением всех бюджетных таблиц по каждому месяцу в отдельности. В случае необходимости бюджеты могут быть детализированы до недельного срока. На этом этапе ужесточаются требования к обеспечению процесса бюджетного планирования оперативными данными в реальном времени. Здесь необходим четко отлаженный механизм планирования в организации и хорошая подготовка управленческого персонала и исполнителей.
Операционный бюджет
бюджет продаж строящегося жилья (для жилищного строительства);
бюджет запасов материалов, комплектующих и полуфабрикатов;
бюджет по оплате труда;
бюджет накладных строительных расходов;
бюджет коммерческих расходов;
бюджет управленческих расходов
Финансовый бюджет
план прибыли и рентабельности;
бюджет движения денежных средств;
плановый баланс
Основной бюджет организации
Рис. 10.3. Этапы разработки основного бюджета организации
Бюджет продаж рассчитывается организациями как основной операционный бюджет, содержащий информацию о цене и планируемом доходе от реализации строительной продукции. Разработка данного бюджета лежит на отделе маркетинга, а качественные характеристики составления плана влияют на результат деятельности компании. В процессе разработки бюджета продаж определяются перспективные характеристики продукции, ее объемы и цена реализации, разрабатываются графики финансирования производства..
На объем реализации оказывают влияние:
- характеристики продукции;
- спрос на данную продукцию на рынке;
- предложение аналогичной продукции со стороны фирм-конкурентов;
- ценовая политика организации;
- инвестиционные и производственные возможности организации;
- средства стимулирования продаж, используемые организацией;
- макроэкономические показатели развития экономики.
Бюджет продаж организации должен содержать и учитывать следующую информацию:
- характеристики рынка сбыта и потребителей продукции;
- объем продаж в натуральных и стоимостных единицах (за квартал, месяц, неделю);
- ожидаемые денежные потоки от продаж с учетом возможных схем долевого участия.
Бюджет запасов материалов, комплектующих и полуфабрикатов отображает планируемые уровни запасов сырья, материалов и продукции. Данный бюджет рассчитывается в стоимостных единицах и характеризуется следующими параметрами:
- размер закупок с учетом норматива, определяющего риск сбоев в поставке материалов;
- затраты на материалы, комплектующие и полуфабрикаты согласно договорам на основе сметы и объема продаж (стоимости контракта);
- график оплаты материалов, комплектующих и полуфабрикатов с учетом сроков и условий погашения товарных кредитов.
В бюджете по оплате труда планируют затраты организации на оплату труда рабочим и учитывают:
- план производства;
- нормативы оплаты труда рабочими разных специальностей с учетом региональных коэффициентов;
- различные виды оплаты труда за отдельные виды работ.
В случае возникновения в организации задолженности по оплате труда дополнительно в бюджете по оплате труда составляется график погашения задолженности по заработной плате, а также источники его финансирования.
В бюджет накладных расходов включаются затраты организации, связанные с производством работ, кроме затрат на материалы и оплату труда. Данный бюджет состоит из постоянной и переменной частей. Постоянная часть планируется исходя из реальных потребностей производства, а переменная — с помощью нормативов. Нормативом является сумма затрат на единицу базового показателя. Нормативы рассчитываются по различным показателям на основе предшествующих периодов с учетом факторов влияния (инфляция, спрос и т.д.).
Бюджет коммерческих расходов разрабатывается отделом маркетинга и включает в себя следующие характеристики:
- тесная взаимосвязь с бюджетом продаж (стоимостью контрактов);
- зависимость объема продаж от эндогенных показателей спроса и предложения на рынке и экзогенных показателей стимулирования сбыта;
- учет в рамках бюджета затрат на страхование и предпродажную подготовку;
- группировка коммерческих расходов; зависит от особенностей сегментирования рынка сбыта.
Бюджет управленческих расходов — это документ, который отображает расходы на управление производственно-хозяйственной деятельностью организации в плановом периоде. В бюджете планируют затраты на содержание информационно-вычислительного центра, отдела кадров, водителей, охраны административных зданий, проценты по полученным кредитам и т.д.
Управленческие расходы подразделяют на постоянную и переменную части, из которых последняя планируется с помощью норматива. Норматив обычно рассчитывается исходя их объема продаж (стоимости контрактов).
Рассмотрим элементы финансового бюджета.
Бюджет движения денежных средств — документ, который отображает будущее поступление и расход денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью.
Этот бюджет обеспечивает прогнозирование во времени валового и чистого денежных потоков предприятия, а также постоянную платежеспособность на всех этапах планового периода.
Поступление классифицируется по источнику прихода средств, а расход — по направлениям использования. Планируемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с нормативным показателем минимальной суммы денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться организацией. Разность представляет собой неизрасходованный излишек денег или недостаток денежных средств.
Минимальная денежная сумма — это своего рода буфер, который позволяет спасти положение при ошибках в управлении движением наличных средств и в случае непредвиденных обстоятельств. Эта минимальная сумма денежных средств не является фиксированной. Как правило, она будет несколько больше в течение периодов высокой деловой активности, чем во время спада. Кроме того, для повышения эффективности управления денежными средствами значительная часть указанной суммы может находиться на депозитных счетах.
Бюджет движения денежных средств составляют отдельно по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Такое разделение очень удобно и наглядно представляет денежные потоки.
Бюджет движения денежных средств разрабатывается организацией в такой последовательности:
1. прогнозируется поступление и расходование денежных средств по операционной деятельности организации, так как некоторые результативные показатели этого плана служат исходной предпосылкой разработки других составных его частей;
2. разрабатываются плановые показатели поступления и расходования денежных средств по инвестиционной деятельности организации (с учетом чистого денежного потока по его основ ной деятельности);
3. рассчитываются плановые показатели поступления и расходования денежных средств по финансовой деятельности организации, которая призвана обеспечить источники внешнего финансирования операционной и инвестиционной деятельности в предстоящем периоде;
4. прогнозируются валовой и чистый денежные потоки, а также динамика остатков денежных средств по организации в целом.
5. В этом разделе учитывают данные из других бюджетов.
6. Расчет суммы чистого денежного потока по операционной деятельности предприятия осуществляется:
7. исходя из планируемого объема реализации товаров производства (производства работ, оказания услуг);
8. планируемой целевой суммы чистой прибыли.
9. в случае, когда заключается договор на выполнение работ, расчет бюджета движения денежных средств осуществляется с учетом порядка и условий финансирования работ, указанных в договоре.
При прогнозировании бюджета движения денежных средств исходя из планируемого объема реализации продукции (стоимости контрактов) расчет показателей осуществляется в такой последовательности.
1. Определяют плановый объем реализации продукции исходя из плана прибыли и рентабельности.
2. Рассчитывают плановый коэффициент инкассации дебиторской задолженности исходя из фактического его уровня в отчетном периоде с учетом намечаемых мероприятий по изменению политики предоставления товарного кредита и условий долевого участия в строительстве.
3. Находят плановую сумму поступления денежных средств от реализации продукции производства в рассматриваемом периоде.
4. Определяется плановая сумма операционных затрат по строительному производству и реализации продукции.
5. Вычисляют плановую сумму налоговых платежей, уплачиваемых за счет выручки (из объема реализации продукции и действующих ставок налогов).
6. Рассчитывают плановую сумму валовой прибыли.
7. Рассчитывают плановую сумму налогов, уплачиваемых за счет прибыли
8. Определяют плановую сумму чистой прибыли предприятия.
9. Вычисляют плановую сумму расходования денежных средств по строительной деятельности:
10. Рассчитывают плановую сумму чистого денежного потока организации в рассматриваемом периоде
При прогнозировании бюджета движения денежных средств исходя из планируемой целевой суммы чистой прибыли расчет показателей осуществляется в такой последовательности.
1. Определяют плановую целевую сумму чистой прибыли предприятия, которая представляет собой плановую потребность в финансовых ресурсах. Сумма целевой чистой прибыли организации рассчитывается по отдельным элементам предстоящей потребности:
а) реинвестированная прибыль:
отчисления в резервный и другие фонды организации;
рост основных фондов;
рост оборотных фондов;
рост объема долгосрочных инвестиций.
б) потребляемая прибыль:
дивиденды;
социальные выплаты;
иные выплаты работникам организации.
2. Рассчитывают плановую целевую сумму валовой прибыли предприятия.
3. Вычисляют плановую сумму налогов, уплачиваемых за счет прибыли.
4. Определяют плановую сумму операционных затрат по производству и реализации продукции. Сумма амортизационных отчислений отображается в составе плановых операционных затрат отдельно.
5. Рассчитывают плановую сумму поступления денежных средств от реализации продукции строительного производства.
6. Определяют плановую сумму налоговых платежей, уплачиваемых за счет выручки:
7. Рассчитывают плановую сумму расходования денежных средств по операционной деятельности, основываясь на плановых операционных затратах организации (без суммы амортизационных отчислений) и плановой суммы налогов, уплачиваемых за счет выручки и прибыли.
8. Вычисляют плановую сумму чистого денежного потока.
Расчет суммы чистого денежного потока по инвестиционной деятельности предприятия осуществляется с учетом:
- программы инвестиций;
- планируемого портфеля долгосрочных инвестиций;
- прогнозируемой суммы поступления денежных средств от реализации активов (основываясь на программе их обновления);
- размера прибыли от инвестиционной деятельности.
Расчет суммы чистого денежного потока по финансовой деятельности предприятия осуществляется исходя из следующих показателей:
- объем дополнительной эмиссии собственных акций или привлечения дополнительного паевого капитала;
- объем долгосрочных и краткосрочных финансовых кредитов и займов;
- сумма поступления средств в порядке безвозмездного целевого финансирования;
- сумма к выплате в плановом периоде основного долга по долгосрочным и краткосрочным финансовым кредитам и займам;
- объем дивидендных выплат акционерам.
На заключительном этапе процесса бюджетного планирования составляется прогнозный баланс, который является формой финансовой отчетности, содержащей информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода. Прогнозный баланс помогает выявить отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей и служит в качестве контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период. Действительно, если все бюджеты составлены методически правильно, баланс должен «сойтись», т.е. сумма активов должна равняться сумме обязательств предприятия и его собственного капитала.
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ расчетно-графической РАБОТЫ
В расчетно-графической работе планируется годовой бюджет предприятия. В конце работы приводится список использованной литературы.
2.1 Указания по выполнению задания – «Планирование бюджета предприятия»
Исходные данные для выполнения задания приведены в приложении. Номер варианта соответствует последним двум цифрам зачетной книжки. Если две последние цифры больше 20, то для определения номера варианта необходимо вычесть 20, больше 40 – вычесть 40 и т. д. Например, если последние цифры «83», номер варианта определяется как разница 83 – 80.
Пример расчета
Пример формирования бюджета предприятия приведен ниже.
Исходные данные для формирования бюджета предприятия.
Рассмотрим процесс формирования годового бюджета с поквартальной разбивкой на примере предприятия, специализирующегося на выполнении строительных работ.
На начало планируемого периода предприятие имеет следующие остатки:
– Основные средства (счет 01) – 180 000 руб.;
– Амортизация основных средств (счет 02) – 45 000 руб.;
– Материалы (счет 10) – 12 636 руб.;
– Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (счет 19) – 12 139руб;
– Денежные средства (счета 50,51) – 300 000 руб.;
– Расчеты с поставщиками и подрядчиками (счет 60) – 79 500 руб.;
– Расчеты с покупателями и заказчиками (счет 62) – 67 400руб.;
– Расчеты по налогам и сборам (счет 68 субсчет «Налог на прибыль») – 10 000 руб.;
– Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (счет 69) – 14 200 руб.;
– Уставный капитал (счет 80) – 100 000 руб.;
– Нераспределенная прибыль (счет 84) – 323 475 руб.
В скобках указаны номера соответствующих бухгалтерских счетов.
Для разработки бюджета на предстоящий период имеется информация по шести блокам: продажи, производство, управление, финансы, налоги, инвестиции.
«Продажи». Договорная цена за 1 кв. м облицовочных работ – 550 руб. (без налога на добавленную стоимость). Ожидается, что за выполненные работы 50 % выручки поступит в тот же квартал, когда были осуществлены работы, 50 % – в следующем квартале. Имеющаяся дебиторская задолженность на начало бюджетного периода будет полностью погашена в I квартале. По существующим на предприятии нормам дневная выработка на одного рабочего составляет 2,0 кв. м. Число рабочих в бригаде – 6 человек. Всего работает 5 бригад. Количество рабочих дней в планируемом периоде: I квартал – 59 дней, II квартал – 61 день, III квартал – 66 дней, IV квартал – 63 дня. Объемы работ планируются исходя из производственной мощности бригады отделочников.
Расходы на рекламу (коммерческие расходы) запланированы в размере 10 000 руб. в квартал без учета налога на добавленную стоимость.
«Производство». Незавершенное производство ни на начало, ни на конец каждого периода не запланировано. Для выполнения работ потребуются следующие материалы: керамическая плитка, мастика, затирка, раствор. На начало года имеются следующие остатки материалов на складе:
– керамическая плитка – 70,8 кв. м;
– мастика – 150 кг;
– затирка – 36 кг.
В соответствии с договорами поставки цена за единицу материального ресурса на предстоящий период составляет:
– керамическая плитка – 100 руб. за 1 кв. м;
– мастика – 32 руб. за 1 кг;
– затирка – 21 руб., за 1 кг;
– раствор – 800 руб. за 1куб.м.
Цена указана без учета НДС.
Норма расхода на 1 кв. м работ составляет:
– керамическая плитка – 1,2 кв.м.;
– мастика – 2,0 кг;
– затирка – 0,5 кг;
– раствор – 0,05 куб. м.
Планируемый уровень запасов материалов на конец каждого квартала должен быть равен 10 % от потребности данного вида материала в следующем квартале. Планируемый уровень запасов материалов на конец года должен составлять:
– керамическая плитка – 400 кв.м;
– мастика – 700 кг;
– затирка – 180 кг.
В соответствии с условиями договоров поставки оплата поставщикам осуществляется следующим образом:
70 % оплачивается в тот же квартал, в котором была получена продукция, 30 % – в следующем квартале. Кредиторская задолженность, имеющаяся на начало года, должна быть полностью погашена в I квартале.
Норма затрат труда по облицовочным работам составляет 1,3 часа на 1 кв. м. Часовая заработная плата рабочих запланирована в размере 42,5 руб. Заработная плата выплачивается в том же периоде, в котором начислена.
Норма переменных общепроизводственных расходов (ОПР) на рассматриваемом предприятии зависит от продолжительности производства и составляет 8 руб. за 1 час работ. В состав постоянных ОПР входят:
– заработная плата производственного персонала в размере 12 000 руб. в квартал;
– амортизационные отчисления основных средств – 2 500 руб. в квартал;
– прочие ОПР – 6 000 руб. в квартал.
Общепроизводственные расходы оплачиваются в том же периоде, в котором они осуществлены.
«Управление». Расходы по аренде офисного помещения составляют 20 000 руб. (без НДС) ежеквартально; оплачиваются в том же периоде. Заработная плата административно-управленческого персонала (АУП) – 55 000 руб. в квартал. Заработная плата АУП выплачивается в том же периоде, в котором начислена.
«Финансы». Согласно решению руководства фирмы необходимо сохранять остаток денежных средств на конец каждого квартала не менее 50 000 руб. Имеется возможность получить краткосрочный кредит под 15 % годовых. Проценты по кредиту начисляются и выплачиваются ежеквартально; относятся на финансовый результат (за счет чистой прибыли).
«Налоги». Бюджет малого строительного предприятия формируется в соответствии с существующим налоговым законодательством Российской Федерации. В процессе разработки бюджета следует учесть основные налоги: налог на добавленную стоимость (ставка НДС – 18 %), налог на имущество (ставка – 2,2 %), налог на прибыль (ставка – 20 %), отчисления на социальные взносы (ставка – 30 %).
На начало года имеется кредиторская задолженность в бюджет по налогу на прибыль в размере 10 000 руб., погасить которую необходимо в I квартале, и кредиторская задолженность во внебюджетные фонды (ЕСН) – 14 200 руб., погашение запланировано так же в I квартале.
«Инвестиции». В феврале предприятие приобретает оборудование стоимостью 230 400 руб. (без учета НДС). Срок оплаты I квартал. Оборудование введено в эксплуатацию в марте. Способ начисления амортизационных отчислений – линейный, 10 % в год.
Бюджет продаж.
«Выходной» формой данного этапа бюджетного процесса является прогнозный отчет по реализации (бюджет продаж). Сформируем бюджет продаж для нашего малого строительного предприятия.
Для расчета выручки от реализации работ потребуются следующие показатели: дневная выработка на одного рабочего, количество человек, занятых выполнением данного вида работ, количество рабочих дней в планируемом периоде и планируемая цена за 1 кв. м. работ.
Исходные данные для разработки бюджета продаж:
1) Дневная выработка на одного рабочего – 2,0 кв. м.;
2) Число рабочих – 30 человек;
3) Количество рабочих дней:
– I квартал – 59 дней;
– II квартал – 61 день;
– III квартал – 66 дней;
– IV квартал – 63 дня.
4) Договорная цена за 1 кв. м. – 550 руб.
Результаты расчетов представлены в табл. 2.1.
Рассмотрим заполнение таблицы на примере I квартала. На первом этапе необходимо рассчитать планируемый объем продаж (выполненных работ) в натуральных единицах измерения. Для этого надо умножить дневную выработку на одного рабочего на количество человек, занятых выполнением данного вида работ, и умножить на количество рабочих дней в планируемом периоде:
2 кв. м. · 30 чел. · 59 дн = 3540,0 кв. м.
На втором этапе рассчитывается выручка от реализации работ путем умножения объема продаж на цену за, единицу выполненных работ:
3540,0 кв. м. · 550 руб. = 1 947 000 руб.
Таблица 2.1 – Расчет выручки от реализации работ
№ п/п | Показатель | Квартал | Итого | |||
I | II | III | IV | |||
Объем продаж, кв.м | 3540,00 | 3660,00 | 3960,00 | 3780,00 | 14940,00 | |
Цена, руб. | 550,00 | 550,00 | 550,00 | 550,00 | 550,00 | |
Выручка, руб. | 1947000,00 | 2013000,00 | 2178000,00 | 2079000,00 | 8217000,00 | |
НДС, руб. | 350460,00 | 362340,00 | 392040,00 | 374220,00 | 1479060,00 | |
Выручка с НДС, руб. | 2297460,00 | 2375340,00 | 2570040,00 | 2453220,00 | 9696060,00 |
На третьем этапе начисляется налог на добавленную стоимость (ставка налога – 18 %):
1 947 000 руб. · 0,18 = 350 460 руб.
Завершающим этапом составления бюджета продаж является расчет выручки от реализации работ с учетом НДС:
1 947 000 руб. + 350 460 руб. = 2 297 460 руб.
Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета движения денежных средств.
Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т. д. с учетом безнадежных долгов.
В рассматриваемом примере 50 % от выручки за выполненные работы поступит в тот же квартал, когда были осуществлены работы, 50 % – в следующем квартале, безнадежные долги не предусматриваются. Результаты расчетов погашения дебиторской задолженности (ДЗ) приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2 – Бюджет погашения дебиторской задолженности (руб.)
№ п/п | Показатель | Квартал | Итого | |||
I | II | III | IV | |||
ДЗ за предыдущий период | 6700,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 67400,00 | |
ДЗ за отчетный период: I квартал | 1148730,00 | 1148730,00 | 0,00 | 0,00 | 2297460,00 | |
II квартал | 0,00 | 1187670,00 | 1187670,00 | 0,00 | 2375340,00 | |
III квартал | 0,00 | 0,00 | 1285020,00 | 1285020,00 | 2570040,00 | |
IV квартал | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 1226610,00 | 1226610,00 | |
Итого | 1216130,00 | 2336400,00 | 2472690,00 | 2511630,00 | 8536850,00 |
При расчете погашения дебиторской задолженности в первую очередь необходимо запланировать погашение ДЗ за предыдущий период, величина которой определяется из баланса на начало отчетного периода. В нашем примере эта величина составляет 67 400 руб. При планировании погашения задолженности покупателей, как мы уже говорили раньше, необходимо учитывать коэффициенты инкассации. Согласно условию, 50 % от планируемой выручки предприятие получит в тот же квартал, в котором! осуществило работы, а 50 % – в следующем квартале. В расчет необходимо включать выручку от реализации работ с учетом налога на добавленную стоимость. Величина выручки от выполнения работ в I квартале распределится следующим образом:
– в I квартале покупатели оплатят:
2 297 460 руб. · 0,5 = 1 148 730 руб.;
– во II квартале та же сумма:
2 297 460 руб. · 0,5 = 1 148 730 руб.
Таким образом, по горизонтали показывается распределение сумм погашения дебиторской задолженности (поквартально) за работы, выполненные в I квартале, а по вертикали денежные поступления за выполненные работы, которые будут получены в I квартале и впоследствии найдут отражение в бюджете движения денежных средств. Аналогично производятся расчеты для последующих периодов.
Бюджет производства.
Для предприятий, работающих на заказ (к ним относятся и строительные предприятия), сформированный пакет заказов (т. е. бюджет продаж) непосредственно определяет производственную программу, которая, таким образом, является расчетным параметром, а исходными параметрами будут целевой объем, структура продаж и целевой уровень товарных остатков.
Бюджет производства – это план выпуска продукция (работ, услуг) в натуральных показателях.
Бюджет производства с поквартальной разбивкой представлен в табл. 2.3.
Готовой продукцией предприятия являются работы по облицовке поверхностей керамической плиткой. Незавершенного производства (НП) ни на начало, ни на конец планируемого периода нет, поэтому в данном случае объем продаж и объем производства совпадают.
Бюджет производства является базовым для разработки последующих производственных бюджетов: бюджета прямых материальных затрат, бюджета прямых трудовых затрат и бюджета общепроизводственных (накладных) расходов.
Таблица 2.3 – Бюджет производства (кв. м)
№ п/п | Показатель | Квартал | Итого | |||
I | II | III | IV | |||
Объем продаж | 3540,00 | 3660,00 | 3960,00 | 3780,00 | 14940,00 | |
НП на начало периода | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
НП на конец периода | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Объем производства | 3540,00 | 3660,00 | 3960,00 | 3780,00 | 14940,00 |
Бюджет инвестиций.
Инвестиционный бюджет фирмы определяется как потребностями текущего бюджетного периода (закупка оборудования и пр.), так и временным периодом, выходящим за рамки бюджетного (капитальное строительство, программы модернизации и пр.).
В I квартале предприятие приобретает оборудование стоимостью 230 400 руб. (без учета НДС). Срок оплаты – I квартал. Оборудование введено в эксплуатацию в марте. Бюджет инвестиций представлен в табл. 2.12.
На баланс предприятия оборудование принимается по первоначальной стоимости без учета налога на добавленную стоимость. Расходы на приобретение оборудования (с учетом НДС) будут учтены при разработке расходной части бюджета движения денежных средств.
Таблица 2.12 – Бюджет инвестиций (руб.)
№ п/п | Показатель | Квартал | Итого | |||
I | II | III | IV | |||
Стоимость нового оборудования | 230400,0 | - | - | - | 230400,0 | |
НДС | 41472,0 | - | - | - | 41472,0 | |
Стоимость с НДС | 271872,0 | - | - | - | 271872,0 | |
Итого к оплате | 271872,0 | - | - | - | 271872,0 |
Бюджет налоговых платежей.
Все предприятия, независимо от организационно-правовой формы, по результатам деятельности должны начислить и заплатить налоги в бюджет и во внебюджетные фонды.
Бюджет фирмы формируется в соответствии с действующим налоговым законодательством. В процессе формирования бюджета следует учесть основные налоги и отчисления: социальные отчисления во внебюджетные фонды (ЕСН), налог на добавленную стоимость, налог на имущество, налог на прибыль.
Единый социальный налог. Расчет отчислений на социальные нужды от фонда оплаты труда представлен в табл. 2.13.
Таблица 2.13 – Бюджет по единому социальному налогу (руб.)
№ п/п | Показатель | Квартал | Итого | |||
I | II | III | IV | |||
Остаток на начало периода | 14200,0 | 14200,0 | ||||
Начислен ЕСН: рабочие | 50852,10 | 52575,90. | 56885,40 | 54299,70 | 214613,10 | |
производственный персонал | 3120,00 | 3120,00 | 3120,00 | 3120,00 | 12480,00 | |
АУП | 14300,00 | 14300,00 | 14300,00 | 14300,00 | 57200,00 | |
Итого начислено | 68272,10 | 69995,90 | 74305,40 | 71719,70 | 284293,10 |
Единый социальный налог начислен по трем категориям: рабочие, производственный персонал, административно-производственный персонал. ЕСН, начисленный на заработную плату рабочих основного производства, включается в расчет переменной производственной себестоимости. ЕСН, начисленный на заработную плату производственного персонала, включается в состав постоянных производственных расходов при расчете прибыли от реализации работ. Отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда административно-управленческого персонала учитываются в составе постоянных управленческих расходов.
Налог на добавленную стоимость учитывается в бухгалтерском учете на двух счетах: счет 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет НДС. В соответствии с этим делением бюджет по налогу на добавленную стоимость будет состоять из двух частей. В первой части (табл. 2.14) сформируем бюджет по НДС по счету 19 «НДС по приобретённым материальным ценностям». По дебету счета 19 показываются суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также работам и услугам, а по кредиту – суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета (с 1 января 2006 г., после внесения изменений в Налоговый кодекс РФ (НК РФ), у налогоплательщиков появилась возможность принимать к зачету НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (ТМЦ) до фактической оплаты товаров).
Таблица 2.14 – Бюджет по налогу на добавленную стоимость (счет 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»), руб.
№ п/п | Показатель | Квартал | Итого | |||
I | II | III | IV | |||
Остаток на начало периода | 12139,0 | - | - | - | 12139,0 | |
НДС по приобретен-ным ценностям и услугам: материалы | 159962,58 | 155538,90 | 166521,42 | 158232,42 | 640255,32 | |
управленческие расходы | 5400,00 | 5400,00 | 5400,00 | 5400,00 | 21600,00 | |
новое оборудование | 41472,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 41472,00 | |
Итого НДС по приоб-ретенным ценностям | 206834,58 | 160938,90 | 171921,42 | 163632,42 | 703327,32 | |
НДС к возмещению: материалы | 159962,58 | 155538,90 | 166521,42 | 158232,42 | 640255,32 | |
управленческие расходы | 5400,00 | 5400,00 | 5400,00 | 5400,00 | 21600,00 | |
новое оборудование | 41472,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 41472,00 | |
Итого к возмещению | 218973,58 | 160938,90 | 171921,42 | 163632,42 | 715466,32 |
На первом этапе разработки данного бюджета необходимо учесть остаток на начало периода по счету 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям», который показывает, что часть приобретенных ценностей не была оплачена в предыдущем периоде. Согласно условию, кредиторская задолженность по этим товарно-материальным ценностям будет погашена в I квартале, следовательно, сумму НДС нужно поставить к возмещению в I квартале (до 1 января 2006 г. НДС принимался к зачету только после оприходования и оплаты товарно-материальных ценностей.)
На начало планируемого периода у предприятия имеется остаток по счету 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» в сумме 12 139,0 руб. (баланс на начало года).
Отражаем НДС по приобретаемым материалам , по коммерческим и управленческим расходам , по новому оборудованию, бюджет инвестиций.
После того как отражен НДС по приобретенным ценностям и услугам, рассчитываем НДС, подлежащий возмещению из бюджета. Как уже отмечалось, с 1 января 2006 г. возмещению подлежат суммы НДС в полном объеме по всем оприходованным ценностям. При этом не забываем сумму остатка по счету 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» на начало года поставить к возмещению в I квартале.
Остатка по счету 19 «НДС по приобретенным материальным ценностя<