Бюджет прямых материальных затрат

Наименование материала Потребность по видам продуктов, ед. Пот-реб-ность всего, ед. Учет-ная цена, руб. Стои-мость, руб.
Про-дукт 1 Про-дукт 2 ... Про-дукт n
Материал 1              
Материал 2              
– – –              
Материал n              

При расчете потребности в заготовлении материальных ресурсов учитывают переходящие запасы, тогда уравнение для проведения расчетов имеет вид:(10.6.3)

 
  Бюджет прямых материальных затрат - student2.ru

Бюджет прямых затратна оплату труда отражает потребность в основном производственном персонале и затраты на оплату его труда в предстоящем периоде (табл. 10.6.4).

Т а б л и ц а 10.6.4

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Кате-гория персо-нала Потребность по видам продуктов, ед. Пот-реб-ность всего, нормо-час Часо-вая ставка, руб. Всего по сдель-ной оплате, руб. Про-чие выпла-ты, руб. Всего на оплату труда, руб.
Продукт 1 Продукт n
1-я.                
2-я.                
– – –                
n-я                

План потребности в мощностяхучитывает необходимый для выполнения плана производства фонд рабочего времени, оборудования и затраты, связанные с использованием оборудования в предстоящем периоде (табл. 10.6.5).

Т а б л и ц а 10.6.5

План потребности в мощностях

Вид оборудования Потребность по видам продуктов, машино-час Потреб-ность всего, машино-час Стои-мость машино-часа, руб. Стои-мость всего, руб.
Про-дукт 1 Про-дукт n
Оборудование 1            
Оборудование 2            
– – –            
Оборудование n            

План общепроизводственных затратпоказывает затраты на содержание производственной инфраструктуры, необходимой для выполнения производственного плана (табл. 10.6.6).

Т а б л и ц а 10.6.6

План общепроизводственных затрат

Статьи затрат Сумма
Статья 1  
Статья 2  
– –  
Статья n  
Всего  

Статьями плана (сметы) общепроизводственных затрат могут быть:

- оплата труда работников, обслуживающих оборудование, машины, механизмы и транспортные средства;

- амортизация производственного оборудования, машин, механизмов и транспортных средств;

- ремонт основных средств цехового назначения: внутризаводское перемещение грузов и материалов;

- содержание аппарата управления цеха;

- содержание прочего цехового персонала;

- амортизация зданий, сооружений, инвентаря цехового назначения;

- другие статьи затрат общецехового назначения.

Бюджет цеховой (производственной) себестоимостисодержит информацию о себестоимости видов продукции и затратах на производственную программу в предстоящем бюджетном периоде (табл. 10.6.7).

Т а б л и ц а 10.6.7

Бюджет цеховой (производственной) себестоимости

Статьи затрат Затраты по видам продуктов, руб. Всего
Продукт 1 Продукт 2 Продукт n
на еди-ницу на вы-пуск на еди-ницу на вы-пуск на еди-ницу на вы-пуск
Прямые затраты на материалы              
Прямые затраты на оплату труда              
Прямые затраты на оборудование              
Общепроизводственные затраты              
Всего производственная себестоимость              

План общехозяйственных затратпредставляет затраты на содержание обеспечивающей инфраструктуры по предприятию в целом (табл. 10.6.8).

Т а б л и ц а 10.6.8

План общехозяйственных затрат

Статьи затрат Сумма, руб.
Статья 1  
Статья 2  
– – –  
Статья n  
Всего  

Статьями затрат плана (сметы) общехозяйственных затрат могут быть:

- заработная плата аппарата управления предприятием;

- командировки и перемещения;

- содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;

- амортизация основных средств и их содержание;

- охрана труда;

- подготовка кадров;

- организованный набор рабочей силы;

- налоги, сборы и отчисления;

- непроизводственные затраты и др.

План коммерческих затратучитывает затраты, связанные со сбытом продукции в предстоящем бюджетном периоде. Поскольку часть статей коммерческих затрат носит прямой характер затрат по отношению к видам продукции, а часть – косвенный, желательно при составлении плана (бюджета) разделить затраты на две названные группы (табл. 10.6.9).

Себестоимость произведенной продукции за планируемый период
В основе составления бюджета проданной продукции лежит следующая формула: (10.6.4)

           
 
Себестоимость проданной продукции
 
Запас готовой продукции на конец периода
   
Запас готовой продукции на начало периода
 
 

= + –

В свою очередь себестоимость произведенной за планируемый период продукции вычисляют следующим образом: (10.6.5)

           
 
Себестоимость произведенной за планируемый период продукции
  Бюджет прямых материальных затрат - student2.ru  
Косвенные затраты за планируемый период
 
 

= + +

Т а б л и ц а 10.6.9

План коммерческих затрат

Статьи затрат Затраты по видам продуктов Всего
Продукт 1 Продукт 2 Продукт n
на еди-ницу на вы-пуск на еди-ницу на вы- пуск на еди- ницу на вы- пуск
Прямые затраты на сбыт:              
транспортные расходы              
оплата комиссионных              
– – –              
Косвенные затраты на сбыт:              
затраты на содержание отдела сбыта              
услуги по предоставлению маркетинговой информации              
– – –              
Всего              

Бюджет доходов и расходов (план прибылей и убытков) отражает структуру и величину доходов и расходов предприятия в целом, отдельных центров ответственности (или направлений деятельности) предприятия и планируемый финансовый результат в предстоящем бюджетном периоде.

Доходную часть данного бюджета формируют на основании содержащейся в плане продаж информации о размере выручки от реализации. Помимо получения денежных средств от продаж учитывают все другие источники поступления наличных и безналичных денег и направления их расходования.

Расходную часть обобщают на основании бюджета цеховой (производственной) себестоимости, плана общепроизводственных и общехозяйственных затрат, плана коммерческих затрат (табл. 10.6.10).

Т а б л и ц а 10.6.10

Бюджет доходов и расходов

Статьи доходов и расходов Сумма
Доходы по основной деятельности:  
реализация  
поступления от прошлых продаж  
доходы от продажи активов  
займы полученные  
– –  
Расходы по основной деятельности:  
приобретение основных материалов  
прямые затраты труда  
общепроизводственные расходы  
коммерческие расходы  
общие и административные расходы  
капитальные затраты  
налог на прибыль  
процент за кредит  
возврат займов  

Бюджет инвестиций (план капитальных затрат)учитывает инвестиции, которые предприятию необходимо осуществить в предстоящем бюджетном периоде, с указанием их размера и направления использования (табл. 10.6.11).

Т а б л и ц а 10.6.11

Бюджет инвестиций

Наименование проекта Направление инвестиций Всего
Приобретение оборудования Работы, выполняемые собственными силами Услуги сторонних организаций
Проект 1        
Проект 2        
– – –        
Проект n        
Всего        

Бюджет движения денежных средств(план денежных потоков) показывает прогнозируемое поступление и выбытие денежных средств и других платежных инструментов в предстоящем бюджетном периоде. По сути – это план движения денежных средств по расчетному счету и кассе. Он призван обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств. Если в бюджете доходов и расходов в некоторые промежутки времени расходы могут превышать доходы, то в бюджете движения денежных средств в каждом периоде конечное сальдо должно быть положительным.

Принято различатьосновныеи вспомогательные бюджеты. Рассмотренные выше виды планов относят к основным. Вспомогательные планы обеспечивают составление основных. Например, для составления «Бюджета движения денежных средств», относящегося к категории основных, подготавливают вспомогательные планы «График поступления денежных средств от реализации» и «График налоговых выплат».

Выделяют также статистические (фиксированные) и гибкие бюджеты. Статистическийбюджет – это бюджет, составленный для определенного уровня деловой активности. Понятие гибкого бюджетаможно трактовать двояко:

– гибкий бюджет – это совокупность бюджетов, рассчитанных для нескольких уровней деловой активности; в этом смысле гибкий бюджет – это совокупность статических бюджетов для определенного диапазона деловой активности;

– гибкий бюджет – это бюджет, рассчитанный для фактического уровня деловой активности (например, для объема производства), но с использованием плановых показателей (например, цен реализации продукции, стоимости приобретаемых ресурсов и т.д.); в такой трактовке гибкий план применяют после окончания отчетного периода для анализа отклонений между фактическими и плановыми показателями.

10.7. Финансовое планирование

Финансовый план разрабатывается на основе других разде­лов плана экономического и социального развития предприятия. В свою очередь разработка финансового плана оказывает суще­ственное влияние на формирование плана себестоимости, ис­пользование материальных и других ресурсов. При составлении финансового плана непременно должны учитываться имеющиеся резервы производства, так как в нем устанавливаются задания по улучшению использования ресурсов, повышению рентабельности производства. Поэтому перед разработкой финансового плана не­обходимо всесторонне проанализировать имеющиеся отчетные и другие материалы по выполнению производственного плана.

Финансовый план составляется в виде баланса доходов и рас­ходов, который выражает в денежной форме результаты хозяйст­венно-финансовой деятельности, взаимоотношения с бюджетом, банками, вышестоящими организациями. Финансовый план (ба­ланс доходов и расходов) предприятия состоит из четырех разде­лов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления, кре­дитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. Размер плановых доходов и расходов определяется на основе обоснован­ных расчетов, которые составляются по каждой статье баланса.

В разделе «Доходы и поступления средств» отражается доход в виде прибыли, амортизационных отчислений, других внутрен­них доходов предприятия, а также разного рода поступлений из внешних источников. В составе прибыли основную часть зани­мает прибыль oт реализации товарной продукции. В общую ба­лансовую прибыль предприятия входит прибыль от реализации прочей продукции и услуг непромышленного характера. Планирование амортизационных отчислений осуществляется по каждо­му виду или группе основных фондов, числящихся на балансе предприятия. Сумма амортизационных отчислений определяется умножением среднегодовой стоимости этих фондов на соответ­ствующие нормы амортизационных отчислений.

В разделе «Расходы и отчисления средств» предусматриваются централизованные капитальные вложения, затраты на капиталь­ный ремонт, расходы на прирост норматива собственных оборот­ных средств, убытки от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, расходы на содержание зданий и сооружений, отчис­ления на образование фондов экономического стимулирования, расходы на НИОКР, подготовку кадров и премирование работ­ников за создание и внедрение новой техники, для оказания фи­нансовой помощи, другие расходы и отчисления.

Примерное содержание разделов финансового плана можно представить следующими основными статьями доходов и расходов.

I. Доходы и поступления средств.

1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов).

3. Планируемые внереализационных доходы, в том числе:

- доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий;

- доходы, полученные от ценных бумаг;

- доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях;

- доходы от сдачи имущества в аренду.

4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и нематериальных активов.

5. Поступления средств от других предприятий.

II. Расходы и отчисления средств

1. Налоги, уплаченные из прибыли (по видам налогов).

2. Распределение чистой прибыли, в том числе:

- на накопление (по направлениям использования);

- на потребление (по направлениям использования).

3. Долгосрочное инвестирование (по формам инвестиций), в том числе:

- за счет амортизационных отчислений;

- за счет других источников финансирования (по видам ис­точников).

4. Прочие расходы.

При составлении плана особое внимание уделяется правиль­ному расчету источников финансирования капитальных вложе­ний, которые по характеру образования можно подразделить на четыре группы: внутренние ресурсы строительства, средства ос­новной (промышленной) деятельности, ассигнования из бюджета и долгосрочный кредит банка.

Плановая потребность в финансировании капитальных вложе­ний в первую очередь должна обеспечиваться за счет мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве, осуществляе­мом хозяйственным способом, амортизации, отчисляемой на вос­становление фондов и части прибыли основной деятельности.

Основным источником финансирования капитальных вло­жений предприятия является фонд развития производства, на­правляемыq на техническое переоснащение действующих произ­водств, и фонд социально-культурных мероприятий и жилищно­го строительства в части, расходуемой на строительство жилого фонда.

В качестве источника покрытия других расходов и отчислений используется прибыль предприятия.

Значительное внимание в современных условиях уделяется определению экономически обоснованных нормативов оборот­ных средств.

Собственными (закрепленными) оборотными средствами пред­приятия являются средства, которые создаются за счет уставно­го фонда, прибыли. Приравненными к собственным оборотным средствам предприятия являются средства, находящиеся в его распоряжении по условиям (расчетам) взаимоотношений пред­приятия с рабочими и служащими, заказчиками и т.д. Такие сред­ства называются устойчивыми пассивами. К ним относятся: пе­реходящая минимальная задолженность по заработной плате рабочим и служащим и отчислениям на социальное страхование, задолженность резерва предстоящих платежей, по авансовым пла­тежам заказчиков и др.

Заемными являются средства, получаемые предприятием от банков в виде ссуды, а также кредиторская задолженность.

Необходимость деления оборотных средств на нормируемые и ненормируемые вытекает из требований, обусловливающих пла­номерное развитие производства и непременное достижение наи­больших результатов с наименьшими затратами на единицу про­дукции.

Установлением плановых нормативов по отдельным статьям оборотных средств обеспечивается непрерывная и ритмичная ра­бота производства.

Весьма важным вопросом разработки финансового плана предприятия является определение размеров фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жи­лищною строительства, а также фонда развития производства.

При планировании раздела «Кредитные взаимоотношения» рассчитывается размер привлекаемых долгосрочных кредитов по каждому их виду, необходимых для обеспечения эффективной производственно-хозяйственной деятельности предприятия и входящих в него подразделений.

Полученный от коммерческих банков кредит погашается после завершения работ в первую очередь за счет средств фонда развития производства и других фондов, а при недостаточности — за счет прибыли, получаемой от проведения прокредитованных мероприятий.

В условиях рыночной экономики коммерческие банки ши­роко представляют как краткосрочные, так и долгосрочные кре­диты на капитальное строительство. Использование банковских ссуд вместо безвозмездного финансирования капитальных вложений значительно повышает ответственность предприятий, требует более тщательного обоснования экономической целесообразности затрат, более реалистического подхода к определению действительной потребности в средствах, создает заинтересованность в ускорении окупаемости капитальных вложений.

При определении взаимоотношений предприятия с бюджетом рассчитывается размер платежей (плата за производственные фонды, фиксированные платежи, свободный остаток прибыли, налоги) и ассигнований из бюджета в целом и по отдельным направлениям.

В настоящее время действует общий порядок распределения прибыли предприятий, определяющий его характер взаимоотношений с бюджетом.

Общий порядок предусматривает, что плановая прибыль пред­приятия после определения размеров взносов в бюджет в виде платы за производственные фонды, фиксированных платежей, а также сумм, предназначенных для уплаты за банковский кредит, направляется на формирование фондов предприятия.

Для обеспечения полной взаимосвязи статей финансово­го плана и определения окончательных взаимоотношений с госу­дарственным бюджетом при завершении расчета баланса доходов и расходов составляется проверочная таблица, в которой по горизонтали приводятся ис­точники финансирования (отраженные в подразделе «Доходы и поступления»), а по вертикали — статьи расхода (из подраздела «Расходы и отчисления»), равнозначные в обшей сумме по итогу.

Таким образом, в балансе доходов и расходов (финансовом плане) предприятий практически находит отражение широкий комплекс финансовых отношений предприятия с финансово-кре­дитной системой, с другими предприятиями и организациями. От того, насколько экономически обоснован финансовый план и как он выполняется, во многом зависит положение предприятия, его финансовая устойчивость, своевременность выполнения обяза­тельств по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и других предусмотренных планом затрат.

10.8. Контроль финансовой деятельности предприятия, анализ выполнения финансовых планов

Предметомконтроля является вся производственная и хозяйственная деятельность организации, а объектами – имущество, обязательства и экономические отношения, возникающие в результате ее деятельности. Во времени рассматривается предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль обеспечивает прогноз целей, задач, планов, бюджетов. Текущий контроль основан на постоянном соизмерении внутренних и внешних возможностей деятельности организации. Последующий контроль в системе управленческого учета нацелен на ближайшее будущее, на перспективу.

Внутрипроизводственный контроль использует различные приемы и методы сбора и обработки информации о затратах и результатах производственно-хозяйственной деятельности. Он применяет информацию, выработанную в системе бухгалтерского и статистического учетов, экономического анализа, судебно-бухгалтерской экспертизы и др. В настоящее время наиболее распространены выборочный способ проверки и контроля: проверка документов, инвентаризация, соответствия бухгалтерских записей.

Выборочная проверкапо сравнению со сплошной имеет определенные преимущества: более высокую оперативность, возможность контроля результатов сплошных проверок и оценку последствий принятых решений, сокращение затрат на проведение проверок. Ее целесообразно проводить при обнаружении недоброкачественных документов, нарушении правил отражения сумм хозяйственных операций на счетах и регистрах бухгалтерского учета, изучении результатов предварительного анализа.

В ходе осуществления контрольных функций на предприятии приходится иметь дело со множеством однотипных документов, проводить массу операций по проверке правильности подсчетов, устанавливать соответствие учетных данных фактическим материальным ценностям, денежным средствам. Проведение контроля значительно облегчается за счет его автоматизации.

Поскольку важной задачей и составной частью внутрипроизводственного контроля является проверка использования ресурсов, сохранности имущества и выполнения обязательств, то исключительное значение имеет совершенствование методов инвентаризациии связанных с ней контрольных проверок и процедур, совершаемых до проведения инвентаризации, во время и после ее проведения. Искажение информации о фактическом состоянии запасов и незавершенного производства, возникновение излишков или недостач сказывается на финансовых результатах деятельности предприятия.

Эффективный управленческий контроль целесообразно проводить на основе первичной учетной информации. Его осуществляют в натуральном и денежном выражении методом сопоставления или методом бюджетирования. В основу метода сопоставления положено определение отклонений от установленных норм и производственных заданий по местам затрат. Причинами для отклонений могут быть:

- объем продукции; если объем реализованной или произведенной продукции меньше (или больше) запланированного, то на соответствующую величину снижаются (или увеличиваются) как выручка от реализации, так и переменные затраты;

- цена; выручка от реализации и сумма переменных затрат изменяются, если меняется цена единицы реализуемой продукции или стоимость потребляемых в процессе ресурсов;

- эффективность использования ресурсов; если на один и тот же объем продукции было затрачено больше (или меньше) труда или материальных ресурсов, чем было запланировано, это означает, что ресурсы использовались соответственно менее или более эффективно.

Анализ отклонений

Система ведения учета и анализа отклонений включает в себя:

1) методы определения фактических величин потребления ресурсов (и, соответственно, отклонений от нормативных величин) и лиц, ответственных за реализацию этих методов.

Выбор методов зависит в первую очередь от вида производственных ресурсов и характера (типа) производства. Например, для учета материальных затрат применяются следующие основные методы:

– сигнальное документирование – используется, как правило, в случае внепланового изменения норм и превышения лимита потребления производственных ресурсов;

– партионно-раскройный – каждую партию материалов обрабатывают (раскраивают) обособленно и по окончании обработки сразу устанавливают величину отклонений;

– инвентарный – отклонения выявляются исходя из фактического расхода материалов, рассчитанного по данным инвентаризации готовой продукции, материалов и незавершенного производства.

Для учета затрат на оплату труда возможно применение следующих методов:

– по конечной производственной операции; работники, занятые на определенном этапе технологического процесса, объединяются в сквозные бригады, выработка которых определяется исходя из количества продукции, прошедшей конечную производственную операцию, выполняемую бригадой. Метод используется при поточной организации труда, когда выработка на конечной операции соответствует выработке на любой промежуточной стадии работы бригады, т.е. там, где отсутствуют или стабильны межоперационные остатки незавершенного производства;

– инвентарный – по данным о выработке на конечной производственной операции бригады и пооперационным остаткам деталей в начальном и конечном незавершенном производстве рассчитывается выработка по отдельным рабочим местам. Метод применяется в поточном производстве со свободным ритмом, непостоянным заделом обрабатываемых деталей, нестабильным незавершенным производством и неодинаковой выработкой на отдельных промежуточных операциях; как правило, используется в условиях массового и крупносерийного производства;

– приемки выработки на каждой производственной операции – количество изготовленной продукции устанавливается путем приемки на каждом рабочем месте, осуществляемой мастером или работником ОТК; применяется в условиях массового и серийного производства, где на отдельных рабочих местах производятся разные или редко повторяющиеся изделия;

– расчетный – используется в тех случаях, когда выработка зависит от других показателей, и невозможно привлечь перечисленные выше способы;

2) установление форм документов, применяемых для отражения информации о фактическом потреблении производственных ресурсов;

3) определение порядка формирования и представления первичных отчетов (кто, когда, кому представляет отчеты);

4) анализ отклонений и их возможных последствий; для этого чаще всего привлекают факторный анализ, с его помощью можно найти причины и виновников отклонений;

5) определение порядка регулирования возникших отклонений, т.е. формирование регламента действий, направленных на восстановление нормативного хода производственного процесса и/или предотвращение подобных случаев;

6) формирование вторичных отчетов, например по таким направлениям, как:

- причины и виновники отклонений;

- статьи затрат;

- виды продукции.

Основная цель анализа отклонений – подготовить данные, на основе которых руководство могло бы судить, насколько хорошо (или плохо) идут дела и где назревает кризис. Эти данные позволяют быстро оценить общую ситуацию.

Наши рекомендации