Финансовые аспекты оффшорного бизнеса
Для плодотворной деятельности в области международной торговли и для уменьшения налогооблагаемой базы фирма может зарегистрировать оффшорную компанию в одной из юрисдикций. Если оффшорная компания приобретает товар в одной стране, а затем продает его в другой, то прибыль, возникающая в результате операции, накапливается в оффшорной компании. Очень часто в таких сделках используется реинвойсинг — занижение или завышение стоимости товара. Например, можно увеличить цену импортируемого в свое государство товара и тем самым свести прибыль фирмы к минимуму или, наоборот, для товаров с высокими таможенными пошлинами объявленную цену можно существенно понизить. Если же покупать у себя товар для его последующего экспорта, то нужно уплачивать НДС, который вернется лишь через некоторое время. При покупке напрямую от имени иностранной фирмы (вашей оффшорной компании) сразу оплачивается товар без НДС. Помимо этого, можно заключить с оффшорной компанией договоры на сопровождение груза или его охрану и таким образом дополнительно списать расходы из прибыли фирмы. Манипулируя ценой, фигурирующей в контракте между своей национальной и своей же оффшорной компаниями, бизнесмен сводит к минимуму прибыль национальной компании, сосредотачивая ее в оффшорной компании. Поскольку оффшорная компания налогов не платит (или платит по низкой ставке), то размер налоговых выплат резко уменьшается. Это и есть пример собственно налогового планирования. Существует также понятие перемещения прибыли — метод, который заключается в том, что основной доход от сделки формируется не в юрисдикции с высоким налогообложением, а в оффшорной зоне. Исходя из вышеизложенного, естественно предположить, что вряд ли кто откажется от подобного порядка ведения собственного бизнеса.
Пример.Для данной схемы необходимо выполнение следующих требований:
1) компании, задействованные в схеме, не должны выглядеть «взаимозависимыми»;
2) занижение цены товара не должно быть более 20% «от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного времени».
Рисунок – Экспортные операции с участием оффшора
Схема основана на традиционной системе трансфертного ценообразования с занижением цены (рисунок). Данная схема выглядит как осуществление обычных экспортных поставок Российской компанией 1 в адрес торговой Английской компании 2. Далее по схеме Английская компания продает товар иностранному покупателю 3 по рыночной цене и получает высокий доход. Между английской компанией и контролируемой оффшорной компанией 4 заключен агентский договор, по которому английская компания является агентом и должна перечислить полученный доход оффшорной компании–принципалу, оставив себе агентское вознаграждение. Денежные средства выводятся и накапливаются в оффшорной компании. В результате применения данной схемы:
1) минимизируется прибыль и, соответственно, налог на прибыль белорусского предприятия;
2) выводятся и накапливаются денежные средства в оффшоре;
3) оффшорная компания исключена из посреднической цепочки.
Существуют ситуации, когда использование иностранной оффшорной компании более целесообразно, чем нарушение финансовой отчетности, искажение баланса прибыли и убытков. Применение оффшорных схем обеспечивает оптимальный баланс непроизводственных издержек и низких цен на продукцию без снижения общей рентабельности бизнеса. На рынке выживают не столько сильнейшие, сколько грамотные и предприимчивые.
Нужно отметить, что финансовый кризис оказал значительное влияние на деятельность оффшорных зон. Страны европейского союза ужесточили и изменили некоторые правила и порядки. Так, 2 апреля 2009 года состоялось очередное заседание Организации Экономического Сотрудничества и Развития, на котором десять оффшоров решили подписать соглашение о предоставлении финансовой информации в отношении конкретных лиц по запросам со стороны соответствующих служб заинтересованных государств. В их число вошли: Швейцария, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Австрия, Андорра, Бельгия, Сингапур, а также китайские автономии Гонконг и Макао. Однако данных мер не достаточно для изменения ситуации с незаконной деятельностью. В целях своей и международной безопасности любое государство не может не контролировать деятельность таких диверсифицированных структур, устраняться от управления оффшорным бизнесом в рамках международных требований и нормативов. Основная роль в борьбе с этим явлением в Беларуси принадлежит валютному контролю. Таможенные органы являются агентами валютного контроля и играют важную роль в системе валютного контроля. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения участниками валютного рынка и внешнеэкономической деятельности требований валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Поэтому валютный контроль охватывает самые различные стороны операций с иностранной валютой, регулируемые валютным законодательством: операции с наличной иностранной валютой и работу обменных пунктов, операции нерезидентов в национальной валюте, текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.
Белорусские организации и белорусские индивидуальных предприниматели уплачивают оффшорный сбор при совершении расчетов с нерезидентами, зарегистрированными в оффшорной зоне.
Объектами обложения оффшорным сбором являются:
1) перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне;
2) исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом РБ, зарегистрированным в оффшорной зоне, кроме случаев исполнения нерезидентом встречного обязательства путем перечисления на счет резидента РБ денежных средств;
3) переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент РБ и нерезидент, зарегистрированный в оффшорной зоне.
Налоговая база оффшорного сбора определяется:
− при перечислении денежных средств – исходя из суммы перечисляемых денежных средств;
− при исполнении обязательства в неденежной форме либо переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах – исходя из цены договора, из которого вытекают указанные обязательства, с учетом положений пункта 4 настоящей статьи.
Ставка оффшорного сбора устанавливается в размере 15 процентов.
Таким образом, для создания эффективной системы борьбы с нелегальным вывозом капитала посредством оффшорных компаний необходимо:
1) применение валютного контроля как предварительного, а не последующего вида контроля за вывозом капитала. Поскольку лучше предупредить незаконный вывоз капитала, нежели предлагать способы по его репатриации;
2) создание единой информационной базы для более тесного взаимодействия кредитных организации, таможенных органов и других заинтересованных структур. Это позволит предупреждать возможные нарушения таможенного и валютного законодательства, а также оперативно реагировать на появление незаконопослушных участников ВЭД;
3) совершенствование законодательной базы, направленной на идентификацию форм вывоза капитала, создание более четкой технологической схемы взаимодействия таможенных органов и кредитных организаций и недопущения проведения сомнительных операций участниками ВЭД.
Можно сделать вывод о том, что сегодня оффшорные компании используются для нелегального вывоза капитала, что оказывает негативное влияние на происходящие во всем мире процессы. Чтобы не допускать использование оффшорных компаний в целях незаконного вывоза капитала и своевременно реагировать на появление недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, необходимо проводить ряд мер для создания эффективной борьбы. Во-первых, контролировать финансовые потоки на стадии их вывоза. Во-вторых, создать единую информационную базу для более тесного взаимодействия кредитных организации, таможенных органов и других заинтересованных структур.