Отличительные характеристики свободных экономических зон, оффшорных зон и международных финансовых центров

Оффшорные зоны представляют собой один из вариантов свободной экономической зоны. Создаются они, как правило, на территориях небольших государств, которые не имеют собственной экономико-хозяйственной базы и стремятся к привлечению иностранного капитала путем предоставления иностранным компаниям льготного налогообложения.

Основное преимущество оффшорных зон – чрезвычайно низкий уровень налоговых выплат. Обычно он составляет порядка 8-15%, а в ряде случаев оффшорные компании и вовсе на несколько лет освобождаются от уплаты налогов.

Проблемы могут возникнуть и при осуществлении деятельности оффшорной компании на территории других государств. Как правило, оффшорным компаниям неохотно предоставляют различного рода кредиты, редко заключают с ними выгодные контракты.

Говоря о проблемах компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, необходимо упомянуть и о жестких мерах, принимаемых для изоляции оффшоров от внутреннего рынка. Как показывает практика, оффшорные компании имеют минимальные шансы выйти на внутренний рынок. И это неслучайно – имея за счет налоговых льгот серьезные конкурентные преимущества перед местными компаниями, оффшоры могут существенно подорвать местное налоговое, валютное, таможенное законодательство [1].

Под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

В СЭЗ могут развиваться:

- производственные;

- научно-технологические;

- экспортные;

- торговые;

- туристическо-рекреационные;

- страховые;

- банковские;

- иные виды деятельности (статья 1 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах»).

Резидент СЭЗ – зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или физическое лицо в качестве предпринимателя без образования юридического лица, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ.

В СЭЗ устанавливается льготный порядок налогообложения.

При ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны:

1. не взимаются:

- налоги;

- таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление;

2. не применяются меры экономической политики.

На территории СЭЗ гарантируются:

- закрепленные законодательством Республики Беларусь права и свободы личности;

- не допускаются дискриминация и другие незаконные ограничения прав субъектов хозяйствования;

- не допускаются принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ, до погашения инвестором задолженности по обязательствам.

Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» устанавливает для всех СЭЗ:

- единый специальный правовой режим (таможенный, налоговый) деятельности на длительный период;

- ответственность субъектов хозяйствования за нарушение условий работы в данных зонах.

Предусматривается также реорганизация свободных экономических зон по территориальному признаку для исключения непригодных и незадействованных участков и возможного включения в состав СЭЗ земельных участков, имеющих инженерную инфраструктуру и площадь не менее 50 га.

Развитие участков свободных экономических зон площадью менее 50 га приостанавливается и на этих территориях режим СЭЗ ограничивается периодом в 5 лет. Этот срок при необходимости может быть продлен решением Президента Республики Беларусь.

Администрациям СЭЗ придан статус республиканского юридического лица в форме учреждения, осуществляющего свои полномочия в рамках устава, утверждаемого Правительством.

Устанавливается исчерпывающий перечень налоговых платежей, которые будут уплачиваться резидентами всех СЭЗ с едиными ставками.

Кроме того, определяется, что специальный правовой режим распространяется только на продукцию собственного производства резидентов СЭЗ при условии реализации ее на экспорт, а также на импортозамещающие товары по перечню, согласованному с Президентом Республики Беларусь.

Привлечение иностранного инженерно-технического и управленческого персонала резидентами СЭЗ не ограничивается.

На иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется система государственных гарантий охраны инвестиций, которая предусмотрена законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях. Государство гарантирует иностранным инвесторам СЭЗ право на возврат своей доли в имуществе предприятия по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе и в иностранной валюте, полученных от вложенных в зону инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь.

В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы и работают следующие свободные экономические зоны:

1. «Брест» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114;

2. «Витебск» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1999 г. № 458;

3. «Гродноинвест» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2002 г. № 208;

4. «Гомель-Ратон» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93;

5. «Минск» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93;

6. «Могилев» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2002 г. № 66 [2].

Оффшорной зоной называется государство или его часть, где компании-нерезиденты имеют особые условия регистрации, лицензирования деятельности, налогообложения. Свою выгоду оффшорная зона получает в виде сборов за регистрацию и перерегистрацию компаний, налоговых поступлений, развития строительства и телекоммуникационных сетей. В обмен она предлагает:

- простой и недорогой процесс регистрации компаний-нерезидентов;

- низкие ставки подоходного налога и налога на прибыль;

- освобождение от государственного валютного контроля;

- конфиденциальность бизнеса;

- отсутствие таможенных пошлин на ввозимые для нужд компании автомобили, материалы и оборудование.

В мире существует свыше 50 оффшорных зон. По большей части это небольшие страны третьего мира, в которых сектор оффшорных услуг является существенным, а порой и основным источником дохода. При этом регистрация в оффшорных зонах и ежегодные затраты на содержание компании обойдутся всего в несколько сотен долларов. Особенностью оффшорной зоны является запрет на ведение предпринимательской деятельности на ее территории для зарегистрированной здесь компании-нерезидента.

Виды оффшорных зон:

- классические оффшорные зоны;

Согласно классической схеме, компания-нерезидент ежегодно платит государству небольшую пошлину, при этом с нее не взымается никаких налогов и не требуется бухгалтерских отчетов. Самыми известными представителями этого типа являются: оффшор «Белиз», оффшор «Сейшелы», оффшор «Виргинские острова» (точнее – «Британские Виргинские острова») и «Каймановы острова», оффшор «Доминикана».

- оффшорные зоны с низким налогообложением;

В некоторых странах не взимаются налоги с компаний, ведущих бизнес за их пределами, и действует низкое налогообложение для местного бизнеса. Ярчайшим примером такой оффшорной зоны является Кипр.

- страны, предоставляющие налоговые льготы.

Для определенных видов деятельности налоговые льготы нерезидентам предоставляют многие страны, которые зачастую даже не ассоциируются с понятием оффшора. К ним относятся Великобритания, Швейцария, Греция, Нидерланды.

Оффшорные зоны разбросаны по всему миру, предоставляя возможность выбрать для ведения бизнеса не только лучшие условия, но и удобное географическое положение. Известные мировые оффшорные зоны имеют свои отличительные особенности.

Белиз–оффшорная зона классического типа. Признанный в мире оффшорный центр, отличающийся повышенной конфиденциальностью. Политически стабильное государство, входящее в Британское содружество и ООН. Находится в Карибском море в двух часах полета от Майами. Основанное на Британском праве законодательство Белиза специально доработано для защиты инвесторов. Купить оффшор в Белизе – означает приобрести право на ведение любой деятельности, не связанной с владением недвижимостью в стране или сделками с резидентами. Однако разрешено владеть зарегистрированными в Белизе судами.

Сейшелы–оффшор классического типа. Стабильная юрисдикция с высокой репутацией. Острова находятся в Индийском океане, к югу от Мадагаскара. Возможность купить оффшор на Сейшелах рассматривают тысячи бизнесменов ежемесячно. Главным приоритетом Сейшел является конфиденциальность клиента. Для регистрации необходим только паспорт владельца компании. Нет требований к минимальному уставному капиталу. Компания, зарегистрированная на Сейшелах, имеет право выпуска именных акций и акций на предъявителя. Можно владеть самолетами и судами, зарегистрированными здесь же, но нельзя – недвижимостью. Имущество сейшельских компаний защищено от конфискации и ареста со стороны иностранных государств.

Британские Виргинские острова (BVI или БВО)–Архипелаг в Карибском море, находящийся недалеко от ПуэртоРико. Политически стабильная страна с высоким уровнем жизни, одна из первых и наиболее авторитетных в мире классических оффшорных зон. Здесь зарегистрировано около 41% всех оффшорных компаний. Купить оффшор на БВО считается престижным. Для регистрации достаточно всего одного акционера и одного директора, которые могут быть одним лицом. Отсутствуют обязательства по сдаче бухгалтерской отчетности, она просто должна существовать и может храниться в любой стране. Есть требования к названиям компаний: они не должны вызывать ассоциаций с Британской короной, правительством, министерствами и ведомствами. Bvi компания, ведущая банковскую, трастовую, страховую или перестраховочную деятельность, обязана иметь лицензию.

Гонконг – остров Юго-Восточной Азии, находящийся недалеко от Тайваня. Один из важнейших мировых финансовых центров. Зарегистрированная в Гонконге компания, ведущая деятельность за пределами острова, не облагается налогами. Одна у нее обязательно должен быть секретарь, живущий или ведущий бизнес в Гонконге. В его обязанности входит подготовка ежегодной отчетности и хранение записей о директорах и акционерах компании. Обязательно хранение бухгалтерских записей за 7 лет в бумажном или электронном виде. Название компании должно быть зарегистрировано на английском и китайском языках.

Кипр–остров в Средиземном море к западу от Сирии и к югу от Турции, член Евросоюза, известный в мире финансовый центр. Имеет договоренность с Россией в области устранения двойного налогообложения. Не входит в список оффшорных юрисдикций Минфина РФ. Покупка оффшора на Кипре – это приобретение полноценной европейской компании с самым низким в Европе налогообложением.

Международные финансовые центры первоначально стали формироваться в районах наиболее динамичных финансовых рынков, где происходили пересечения мировых капиталов, торговые потоки, располагались штаб-квартиры ТНК. В основном такого рода центры появлялись в послевоенные десятилетия, а наиболее крупными из них стали Лондонский, Нью-Йоркский и Токийский. В 1970— 1980-е гг. их число возросло за счет появления Швейцарского, Люксембургского, Амстердамского, Франкфуртского, Парижского, Австралийского, Гонконгского, Сингапурского, Шанхайского и Сеульского международных финансовых центров. В первое десятилетие XXI в. международные финансовые центры начали формироваться и в других регионах: на Ближнем Востоке, в частности, в Катаре и Египте (Каир), в Южной Африке (Йоханнесбург), Латинской Америке [3].

Рейтинг GFCI составляется британской консалтинговой компанией Z/YenGroup, которая оценивает финансовые центры по таким показателям, как среда ведения бизнеса, уровень развития финансовой системы, человеческий капитал и др.

Среди 86 международных финансовых центров, попавших в этот раз в рейтинг GFCI, первое место занял Лондон, набрав 800 баллов, что на 8 баллов больше, чем у Нью-Йорка. Сянган получил 753 балла -- на 2 балла меньше, чем Сингапур, замыкающий тройку лидеров.

Таблица – Рейтинг международных финансовых центров

Рейтинг мировых финансовых центров
Город Место Баллы Описание
Лондон Лидерство более чем по 80 % показателей. Плюсы: сотрудники, доступ к рынкам (ЕС, Восточная Европа, Россия, Ближний Восток), финансовое регулирование. Проблемы: ставки налога на прибыль, транспортная инфраструктура, операционные затраты.
Нью-Йорк Лидерство более чем по 80 % показателей. Плюсы: сотрудники и рынок США. Минусы: финансовое регулирование, в частности,законСарбейнса-Оксли.
Сингапур Сильный центр по большинству показателей, в частности по регулированию банковского сектора. Минусы: общаяконкурентоспособность. Второй крупнейший финансовый центр Азии.
Гонконг Успешный региональный центр. Отличные результаты по большинству показателей, в частности в регулировании. Высокиеиздержки не снижают конкурентоспособность. Реальный кандидат на превращение в глобальный финансовый центр.
Токио Административный, финансовый, культурный, промышленный и политический центр. Крупнейшая городская экономика мира. Расположен в юго-восточной части острова Хонсю, на равнине Канто в бухте Токийского залива Тихого океана. Помимо столицы и крупнейшего города Японии, Токио также является одной из сорока семи префектур страны.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [4].

Международный финансовый центр — это место сосредоточения банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений, которые осуществляют международные валютные, кредитные, финансовые операции, а также операции с ценными бумагами и золотом.

Существуют определенные стадии развития международного финансового центра, а именно:

- развитие местного рынка;

- превращение в региональный финансовый центр;

- развитие регионального финансового центра и переход к стадии международного финансового рынка.

Наиболее важные изменения в мировом движении капитала и мировой финансовой системе за последние десятилетия — это транснационализация капитала, его межстрановое переплетение, что способствовало глобализации финансовых рынков.

Международные финансовые центры должны соответствовать нескольким основополагающим требованиям:

- высокий уровень экономической свободы в области деятельности агентов рынка, потребления, накопления и инвестирования;

- стабильность валюты и устойчивость национальной финансовой системы страны, где базируется финансовый центр;

- эффективность финансовых институтов и инструментов в стране базирования;

- активные и мобильные рынки (долгосрочные и краткосрочные рынки, рынки по сделкам, рынки по фьючерсным сделкам, товарные рынки, рынки ценных бумаг) как общее следствие высокого уровня в экономическом развитии страны;

- универсальные средства связи, обеспечивающие любые виды сделок и финансово-экономическую информацию в стране базирования;

- наличие соответствующего правового поля и социального климата в стране базирования.

Существует точка зрения, согласно которой финансовые центры условно можно разделить на три группы:

-банковские системы развитых стран — США, Японии, Великобритании, Германии, Швейцарии, Франции, Италии, Испании, Австрии, Голландии и Канады;

-банковские системы новых индустриальных стран (НИС) из Азии и Латинской Америки (Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Мексика и др.), а также из Китая и Индии и некоторых ближневосточных (Бахрейн) и африканских стран;

-банковские системы — филиалы ТНБ, действующие на территории развивающихся стран, в которых нет своих национальных мощных банковских и иных финансовых учреждений (Гонконг, Сингапур, Карибский бассейн — Багамские, Каймановы и Антильские острова, обслуживающие в основном американские, английские и канадские банки).

Таким образом, оффшорные зоны, в том числе такие, как остров Мэн, Кипр, Мальта, а также Лихтенштейн и Ирландия, рассматриваются в качестве самостоятельных мировых финансовых центров. В международные финансовые центры превратились некоторые оффшорные центры, прежде всего в бассейне Карибского моря: Панама, Бермудские, Багамские, Каймановы, Антильские и другие острова.

В будущем международными финансовыми центрами могут стать и сегодняшние региональные центры — Кейптаун, Сан-Паулу и др.[5].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1 Различие между компанией СЭЗ и оффшорной компанией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.setupbusinessuae.com – Дата доступа: 29.10.2016.

2 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» – Режим доступа: pravo.by. –Дата доступа: 29.10.2016.

3 Оффшорные зоны мира: виды и особенности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kp.ru/guide/offshornye-zony.html – Дата доступа: 29.10.2016.

4 Мельникова, O.A. Международные финансовые центры / О.А. Мельникова – М: Омега-Л, 2008 – 243 с.

5 Мировые финансовые центры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studme.org – Дата доступа: 29.10.2016.

Наши рекомендации