Особенности бюджетного процесса на уровне областных и местных бюджетов: понятие, стадии, органы власти, участвующие в бюджетном процессе.
Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, контролю за бюджетом, процедурам бюджетного учёта, а также по составлению и рассмотрению, утверждению бюджета.
Бюджетный процесс включает 4-и последовательные стадии:
1) Составление проекта бюджета (ИВ).
2) Рассмотрение и утверждение бюджета (ЗВ).
3) Исполнение бюджета (ИВ).
4) Составление (ИВ) и утверждение (ЗВ) бюджетной отчётности.
Время в течении которого проходят все стадии бюджетного процесса, называется бюджетный период.
Время в течении которого исполняется бюджет, называется бюджетный (финансовый) год.
В связи с реформами, проводимыми в бюджетной системе, с 2008г. можно выделить плановый период – это два ближайших года следующих за бюджетным, на которые установлены параметры бюджета в соответствующем законе.
Органы власти, участвующие в бюджетном процессе:
1) Законодательные органы власти (Государственная Дума, Совет Федерации) – рассматривает и утверждает бюджет и отчёт о его исполнении.
2) Исполнительная власть (Правительство РФ, Министерство финансов, Министерство экономики и социального развития и др.) – они обеспечивают составление проекта бюджета, разрабатывают и утверждают методики распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета, составляют бюджетную отчётность.
Стадия | Порядок прохождения стадии | Продолжительность и время стадии |
Составление проекта бюджета | 1.Губернотор Сверд.обл.издаёт распоряжение о сроках работы исполнительных органов власти по составлению прогноза консолидированного юджетаСвер.обл.и разработке проекта закона об оластном бюджете на очередной фин.год. 2.Правительство Сверд.обл.устанавливает порядок и сроки согласования бюджетных заявок на очередной фин.год, составленных бюджетными органами. 3.Правительство Сверд.обл.разрабатывает проект закона об областном бюджете и направляет его губернатору Сверд.обл. | 1.Не позднее 20 июня года, предшествующего очередному фин.году. 2.Не позднее 10 июля года, предшествующего очередному фин.году. 3.Не позднее 5 октября года, предшествующего очередному фин.году. |
Рассмотрение и утверждение | 1.Проект закона об областном бюджете, разработанный правительством Св.обл., вносятся в порядке законодательной инициативы губернатором Св.обл. 2.Губернатор Св.обл.представляет проект закона об областном бюджете на совместном заседании палат законодательного собрания. 3.Областная Дума законодательного собрания Св.обл.рассматривает проект закона об областном бюджете в Первом чтении. 4.Областная Дума законодательного собрания по итогам рассмотрения закона об областном бюджета в Первом чтении может образовать из депутатов областной Думы законодательного собрания и представителей Правительства области согласительную комиссию для рассмотрения разногласий и доработке законопроектов. 5.Счетная палата проводит финансовую экспертизу проекта закона об областном бюджете и поступающих поправок к нему. 6.Областная Дума законодательного собрания рассматривает поправки к проекту областного закона о бюджете, принятом в Первом чтении в порядке, установленном законодательством Св.обл., принятый областной Думой законодательного собрания закон об областном бюджете направляется для одобрения в палату представительства законодательного собрания. 7.Палата представительства законодательного собрания рассматривает и одобряет закон об областном бюджете в соответствии с законом Св.обл. | 1.Не позднее 15 окт. 2.Не позднее 25 окт. 3.Не позднее чем в двух недельный срок со дня его внесения в порядке законодательной инициативы. |
Исполнение бюджета | 1.Исполнение областного бюджета осуществляется уполномоченными исполнительными органами гос.властиСв.обл.на основе сводной бюджетной росписи в соответствии с бюджетным законодательством РФ. 2.Департамент финансов Св.обл.осуществляет поквартальное распределение доходов областного бюджета, а также расходов в соответствии с перечнем прямых получателей, предусмотренных бюджетом Св.обл., представляется ежеквартальная роспись Дох.иРасх.областного бюджета на утверждение в правительство Св.обл., направляется роспись Дох.иРасх.областного бюджета после её утверждения в счетную палату, уведомляющую прямых получателей средств из областного бюджета об объемах и сроках выделенных им бюджетных средств. 3.Законодательное собрание Св.обл.осуществляет контроль за исполнением закона об областном бюджете непосредственно или через уполномоченный им контрольный орган в счетную палату. Правительство Св.обл.ежемесячно предоставляет палатам законодательного собрания информацию о ходе исполнения областного бюджета. | Не позднее 15 дней со дня вступления в силу закона об областном бюджете. |
Составление и утверждение отчета по бюджету | 1.Проект закона об исполнении закона об областном бюджете, разработанный правительством Св.обл., вносится в порядке законодательной инициативы губернатора Св. обл в срок до 20 мая года, следующего за отчетным. 2.Счетная палата проводит финансовую экспертизу проекта закона об исполнении областного бюджета и направляет заключение по нему палатам законодательного собрания Св.обл. 3.Областная Дума законодательного собрания Св.обл.рассматривает проект закона об исполнении закона об областном бюджете, заслушивает на своем заседании доклад председателя правительства Св.обл.исодоклад профильного комитета областной Думы законодательного собрания Св.обл.об исполнении закона об областном бюджете, направляется принятый закон об исполнении закона об областном бюджете для одобрения палаты представителями законодательного собрания Св.обл. | Не позднее чем в десятидневный срок со дня его внесения в порядке законодательной инициативы в областную Думу Св.обл. Не позднее чем в месячный срок со дня его внесения в порядке законодательной инициативы в областную Думу законодательного собрания. |