Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности; единство бюджетной системы;

Бюджетный процесс включает текущий финансовый год и плановый период. Текущим называется финансовый год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). Очередной финансовый год — это год, следующий за текущим финансовым годом. Плановый период охватывает два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом. Таким образом, в Российской Федерации федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов формируются на трехлетний период.

В основе бюджетного процесса лежатпринципы, характер­ные для бюджетного устройства РФ: единства, полноты, реаль­ности, гласности и самостоятельности всех бюджетов. Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некото­рые другие принципы. Так, распределение полномочий в бюд­жет процессе основано на:

1.принципе разграничения компе­тенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составления и исполнения бюджетов относится к функциям органов исполни­т власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов —к функциям органов представит власти.

2. принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов — по целевому их направлению. Прин­цип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию — систематизированную группи­ровку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация имеет важное организующее и юр значение.

3. принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий.

4. принцип гласности в бюджетном процессе предполагает широкое обсуждение проекта бюджета представительным органом соответствующего уровня, доведение его до сведения населения, опубликование утвержденного бюджета.

Стадия бюджетного процесса — это совокупность действий органов государственной власти или ОМСУ по осуществлению бюджетного процесса, характеризующихся внутренним единством и осуществлением определенных действий в соответствии с бюджетной компетенцией каждого органа.

Бюджетный процесс включает в себя стадии:

1) составление проекта бюджета (этому предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ):

2) рассмотрение (проект бюджета рассматривает представительный орган власти соответствующего субъекта бюджетного права, порядок и сроки рассмотрения проекта бюджета устанавливаются конкретно на каждый финансовый год) и утверждение бюджета (бюджет утверждается после четырех чтений);

3) исполнение бюджета (совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря, заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов);

4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент РФ; органы законодатель ной власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которых законодательством РФ, нормативными актами субъектов РФ возложены бюджетные налоговые и иные полномочия.

10. Понятие, состав и правовое положение внебюджетных фондов Российской Федерации.Внебюджетные фонды — самостоятельное звено финансовой системы, представляющее обособленные вне бюджетной системы финансовые средства, управляемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования социальных конституционных прав граждан. Внебюджетные фонды денежных средств являются разно­видностью целевых гос и местных фондов денежных средств. Они создаются как на фед, так и на региональном уровнях, как в силу законов РФ и постанов­лений Правительства, так и в соотв с законами РФ, указами Президента, но по реш-ю компет-х орг-в. Создаются в целях эффективной реализации соц задач, а именно: финансирование вы­платы пенсий, медицинского обслуживания т.д. Средства фондов – гос. собственность.В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются:1) бюджет Пенсионного фонда РФ; 2) бюджет Фонда социального страхования РФ; 3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.Пенсионный фонд РФ был создан в соотв со ст. 8 ФЗ «О гос пенсиях в РФ». образован в целях гос управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства фонда являются гос собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат. Прав режим Пенсионного фонда определяетсяФЗ «О бюджете Пенсионного фонда на 2013 г и на плановый период 2014 и 2015 годов»ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»ФЗ от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивид-м (персонифицированном) учете в системе обязательного пенс-го страхования»Пенсионный фонд подчиняется Правительству РФ, ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.Источники образования: страховые взносы работодателей; страх взносы граждан; ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы и др. Основное предназначение Пенсионного фонда РФ заключается в финансовом обеспечении выплат государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком старше полутора лет, а также в оказании органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и инвалидамФонд социального страхования создан для финансирования расходов по социальному страхованию. Правовые основы: Постановление Правительства от 12.02.94 №101 «О фонде социального страхования». Источники финансирования: страховые взносы работодателей страховые взносы граждан, занимающиеся предпринимательской деятельностью; страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы, налоговые поступления, недоимок, пеней и штрафов по взносам в Фонд социального страхования РФ; доходов от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ; штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба;. Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, и иные цели социального страхования (соц пособия).

Основные задачи:обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда; разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.Фонд обязательного медицинского страхования. В соответствии с ФЗ "Об обязательном мед страховании граждан" от 29.11 2010 г. Создан на фед уровне и на уровне субъектов. Является страховщиком по обязательному медицинскому страхованию. Основные источники образ фед и территор фондов - страх взносы хозяйствующих субъектов на обязательное мед страхование; бюджетные ассигнования и иные поступления. Основными задачами Фонда являются участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования, а также разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязат.мед.страх.

17. БС РФ. Особ-ти прав пол-я ЦБ РФ.Прав. регул: КРФ, ФЗ 1990г. №395-1 «о банках и б. деят», ФЗ «о ЦБ». БС РФ вкл. 1. ЦБ, 2. кредит орг-ции, 3.филиалы, предст-ва иностр банков. Т.е 2х ур-вая сис-ЦБ и иные, тк Цб соз-н ОГВ и вып-ет дан-е ими ф-ции. 1. ЦБ наз ещё Банк России. Явл-я одновр-но ЮЛ, ор-ом управ-я, ор-ом отпр-я правосуд-я (м наказать др банки, лишить их лиц-зии). Цели деят-ти: защита и обесп-е устойч-ти рубля; разв-е и укреп-е БС; обесп-е эфф функц-я платеж сис. Получ-е прибыли не явл-я целью деят-ти. Как ЮЛ вступ в граж-пр сделки. Заним валют интервенцией (к-п иностр валюты д/поддерж-я курса рубля). Осн ф-ции: 1)во взаимод-и с Пр-вом пров-ит ед кредит-ден пол-ку; 2)эмиссию нала и орг-ет нал денеж обращ-е; 3)устан правила осущ-я расчётов и вед-я банк опер-й; 4)обслуж-т счета бюд-ов; 5)выд-т лицен-и кред-м орг-ям, надзир-т за ними; 6)валют рег-е и валют контроль; 7)все банк дейс-я и тд. Подотч-н ГД РФ. КРФ: осн ф-я-защита и обесп-е устойч-и рубля. ЦБ не отв-т по обяз=вам РФ, и наоборот. ЦБ обслуж-т гос долг. Изд инстр-ции, полож-я, указ-я, кот д регис в МинЮсте, но не подл регис-ции акты, связ с оператив деят-ю-устан ставки рефин и курса валюты. Устав кап-л-3 млрд руб. Коллег ор-н-нац банк совет-12 чел (2 от СФ, 3-из ГД, 3-от През, 3-Пр-ва).Возгл Председ. Сов Дир-Председ+12членов. Председ им пру час на засед Пр-ва. 2. кред-е орг-ции мб банк-е и небанк. Явл ЮЛ (коммерч). Учас-т в сис кредит-х отн, сов-т банк опер-и с чужой собс-ю (т.е. с привлеч деньгами) в целях извл-я прибыли. Деньги д/этого берёт из привлеч-х займов, вкладов, касс-х опер-й. Банк - кред орг-ция, кот им искл пр осущ-ть след банк опер-и: привл-е во вклады ден средств ФЛ, ЮЛ; размещ-е указ средств от своего имени и за свой счет на усл-ях возвр-ти, плат-ти, сроч-ти; откр-е и вед-е банк счетов ФЛ, ЮЛ. Кред орг-я мб только как хоз об-во, она осущ-т др банк опер-и: привл-е средств до востреб-я и на опред срок; размещ-е этих средств от своего им и за свой счёт; откр-е и вед-е счетов; осущ-е расчётов; инкасс-я; привл-е во вклады и разм-е драг. мет; выдача банк гарантий; осущ-е переводов. Осущ-е банк опер-й произв-ся только на осн лиц-зии, выд на неогр срок ЦБ (данные публ в Вестнике ЦБ).

28.Гос надзор за собл-ем зак-ти в дея-ти органов и ДЛ МС. Органы прок-ры РФ и другие уполн-е ФЗ органы осущ-ют надзор за исп-ем ОМС и ДЛ ОМС К-ции РФ, ФКЗ, ФЗ, к-ций (уставов), з-нов суб РФ, уставов МО, МПА. Уполном-е ОГВ осущ-ют контроль за осущ-ем ОМС и ДЛ ОМС перед-х им отд-х гос полномо-чий. ОМС и ДЛ ОМС, над-е в соотв-ии с уставом МО контр-ми ф-ми, осущ-ют контроль за соотв-ем дея-ти ОМС и ДЛ ОМС уставу МО и принятым в соотв с ним НПА ПО МО.

23.Форм-е и исп-е мест-х бюдж-в. Мест-е нал-ги и сборы. Ст 132 КРФ- ОМС самост-но форм-ют, утв-ют и исп-ют мест-ый бюд-т (=МБ), уст-ют местн-е нал-ги и сборы. МБ- ф обр-ия и расх-ия ден-х ср-в, предназ-х для обесп-я задач и ф-ий, отнес-х к пред-м вед-я МС(старое опред-е из БК).МБ предназ-чен для расх-ых обяз-в МО.Прин-п сбалансир-ти МБ(расх=дох). Бюдж-ый проц-с (т.е деят-ть ОМС по формир-ию, исп-ю МБ и контроля за его исп-ем) сост-т из:1)прогноз-ия эк-соц разв-я и опред-е бюдж-ой пол-ки на год-МА. 2)Формир-е МБ-ОМС 3)Утвержд-е МБ-предст-й орг-н МО(=ПО МО) 4)Исполн-е МБ-МА.5)Сост-е отчета об исполн-и МБ-МА.6)утв-е отчета- ПО МО. На всех этап-х ПО МО осущ-ет контроль за процес-м. Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (Ст.52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ)Испол-ие бюд-а - полное и своеврем-ое поступл-ие всех предусм-х дох-ов и финанс-е всех запланир-х расх-в. Фин-ый орг-н МА получает инф-ю о налог-х, подлеж-х зачисл-ю по кажд-му МО от тер-х орг-ов фед-го орг-на ИВ по нал-ам и сборам. Местн-е нал-и и сборы сост-ют доходн-ю часть МБ. НК РФ относит к ним: 1) зем-й нал;2) нал на им-во ФЛ.Они уст-ся, изм-ся или отмен-ся НПА ПО МО. Исп-ые орг-ы МС также изд-ют НПА по [?] налогообл-ия и сборов. НПА ОМС должны соотв-ть НК РФ.

26.Осн-е принципы и порядок над-я ОМС отд-ми гос полн-ми.Полн-я ОМС, устан-е ФЗ и з-ми суб РФ, по «?» не отнес-м к «?» МЗ, явл-ся отд-ми гос полн-ми, перед-ми для осущ-я ОМС. Надел-е гос полн-ми осущ-ФЗ и з-ми суб, полн-ми суб – з-ми суб. Над-е иными НПА не доп-ся. Над-е по предметам совм-го вед-я РФ и суб з-ми суб доп-ся, если это не против-чит ФЗ. Отд-е гос полн-я осущ-ся ОМС мун районов и гор округов. Над-е м осущ-ся на неогран-ный срок либо, если данные полн-я имеют опред-й срок дейст-я, на срок дейст-я этих полн-чий. Фин обесп-е осущ-ся только за счет предост-х местным бюджетам субвенций из соотв-х бюджетов. ОМС имеют право доп-но исп-ть собств-е мат ресурсы и фин-е ср-ва. ФЗ, закон суб д сод-ть:1) вид или наим-е МО; 2) перечень прав и обяз-тей ОМС, а также прав и обяз-тей ОГВ при осущ-нии соотв-х полн-чий; 3) способ (методику) расчета норм-в для опред-я общего объема субвенций, предост-х местным бюджетам из фед или суб, включая фед или рег гос миним-е соц стандарты; 4) перечень подлеж-х передаче в польз-е и (или) упр-е либо в мун собст-ть мат ср-в; 5) пор-к отч-ти об осущ-нии полн-чий; 6) порядок осущ-я ОГВ контроля; 7) усл-я и пор-к прекр-я осущ-я полн-чий. Закон суб также д сод-ть пол-я, опред-ие: 1) права и обяз-ти высшего ДЛ суб, связ-е с осущ-ем перед-х гос полн-чий, аналог-е правам и обяз-тям фед ОИВ, пред-м ФЗ, в соотв с кот осущ-е указ-х полн-чий перед-ся ОГВ; 2) права и обяз-ти ОМС, аналог-е правам и обяз-тям высшего ДЛ суб, предусм-м ФЗ. Полож-я ФЗ, з-нов суб вводятся в действие ежегодно соотв-но ФЗ о фед бюджете на очередной фин год, з-ном суб о бюджете суб при условии, если эти з-ми предусм-но предост-е субвенций на осущ-е указ-х полн-чий. Также м сод-ть пол-я, предусм-ие обяз-ть ОМС исп-ть по опред-му назн-ю перед-е в мун собст-ть мат объекты, необх-е для осущ-я соотв-х полн-чий.

31.Гос гражд служба РФ: понятие, система, принципы.Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. ГГС- вид гос службы, предст собой професс служебную дея-ть гр-н РФ на должностях ГГС РФ по обесп-ю исп-я полномочий фед- ГО, ГО суб РФ, лиц, замещ-х гос должности РФ, и лиц, замещ-х гос должности суб РФ (включая нах-е в кадровом резерве). Система: ГГС РФ подразд-ся на фед ГГС и ГГС суб РФ. Принципы: приоритет прав и свобод чел-ка и гр-на; единство прав-х и организац-х основ фед гражд службы и гражд службы суб РФ; равный доступ гр-н, владх гос языком, к гражд службе и равные условия ее прохя независимо от пола, расы, нации, происхя, имущ-го и долж-го полож-я, места жит-ва, отн-я к религии, убеждений, принадл-ти к общ объед-ям, а также от др обст-в, не связ-х с професс-ми и деловыми кач-ми гражд служащего; професс-зм и компет-ть гражд-х служ-х; стабильность гражд службы; доступность инф-ции о гражд службе; взаимод-е с общ объед-ми и гр-ми; защищ-ть гражд-х служ- от неправомерного вмеш-ва в их професс служебную дея-ть.

35.Конфликт интер-в на ГГС и пор-к его урег-я. ФЗ о ГГС №79. Конфликт интер-в - ситуация, при кот личная заинтер-ть гр служ-го влияет или м повлиять на объект-е исп-е им должн-х обяз-тей и при кот возникает или мо возн-ть против-е между личной заинтер-ю гр служ-го и зак интер-ми гр-н, орг-ций, общ-а, суб РФ или РФ, спос-е привести к прич-ю вреда этим зак интересам. Под личной заинтер-ю гра служ-го поним-ся возм-ть получ-я гр служ-м при исп-нии должн-х обяз-тей доходов (неосн-ого обогащения) в ден либо натур-й форме, доходов в виде мат выгоды непоср-но для гр-го служ-го, членов его семьи или лиц, сост-х с ним в близком род-ве или св-ве, а также для гр-н или орг-ций, с кот он связан фин или иными обяз-ми. В случае возник-я личной заинт-и гр служащий обязан проинф-ть об этом предст-ля наним-я в письм форме. Предст-ль наним-ля обязан принять меры по предотв-ю или урег-ю конфликта инт-в, вплоть до отстр-я гр служ-го, явл-ся стороной конфликта инт-в, от замещ-й долж-ти. Для соблюд-я треб-й к служ-му повед-ю и урег-я конфликтов интер-в в ГО, фед ГО по упр-ю гос службой и ГО суб по упр-ю гос образ-ся комиссии по урегу-ю конфликтов интер-в. Она образ-ся ПравовымАктом ГО. В состав входят предстль нанимля и (или) уполноме им гр служе (в т. ч. из подразд-я по вопросам гос службы и кадров, юр (прав-го) подразд-я и подразд-я, в кот гр служащий замещает долж-ть), предстль соотв органа по упрю гос службой, а также предст-ли научных и образ-х учр-ний, др орг-ций, приглаш-е органом по упр-ю гос службой по запросу предст-ля наним-ля в качестве независ-х экспертов – спец-в по вопросам, связ-м с гражд службой, без указ-я перс-х данных экспертов. Число независ-х экспертов д составлять не менее 1/4 от общ числа членов комиссии. Составы форм-ся так, чтобы б искл-на возм-ть возник-я конфликтов инт-в, кот м бы повлиять на приним-е комиссиями реш-я. Полож-е о утв-ся указом През-та РФ.

33.Осн-е права и обяз-ти гос-го гражд-го служ-го.ФЗ о ГГС №79. Права на: обесп-е надлеж-х орг-технич-х условий, необход-х для исп-я должностных обяз-тей; ознак-е с должн-м регламентом и иными док-ми, определ-ми его права и обяз-ти по замещ-й долж-ти гражд- службы, критериями оценки эффект-ти исп-я должн-х обяз-тей, показ-ми результ-ти профес служ-й дея-ти и условиями должн-го роста; отдых, обеспеч-мый устан-ем нормальной продолж-ти служ-го времени, предостав-ем выходных дней и нераб-х праздн-х дней, а также ежегод-х оплач-х осн-го и доп-х отпусков; оплату труда и др выплаты в соотв с НПА и со служебным контрактом; получ-е инф-ции и материалов, необх-х для исп-я должн-х обяза-тей, а также на внес-е предлож-й о соверше-нии дея-ти ГО; доступ к свед-ям, сост-щим гос тайну, если исп-е должн-х обяз-тей связано с исп-ем таких свед-й; доступ в связи с исп-ем должн-х обяз-тей в ГО, ОМС, общ объед-я и иные орг-ции; ознак-е с отзывами о его професс-й служ-й дея-ти и др док-ми до внес-я их в его личное дело, матер-ми личного дела, а также на приобщение к личному делу его письм-х объяс-й и др док-в и матер-в; защиту свед-й о гражд служащем; должн-й рост на конкурсной основе; професс-ю переподг-ку, повыш-е квалиф-ции и стажир-ку; членство в профсоюзе; рассм-е индивид-х служ-х споров; провед-е по его заявл-ю служебной проверки; защиту своих прав и зак-х интересов на гражд службе, включая обжал-е в суд их наруш-я; мед-е страх-е; гос защиту своих жизни и зд-я, членов своей семьи, а также принадл-го ему им-ва; гос пенсионное обесп-е. Гражд служащий вправе с предварит-м увед-ем предст-ля наним-ля вып-ть иную оплач-ю работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Осн-е обяз-ти гос гражд служ-го. Соблюдать К-цию, ФКЗ, ФЗ, иные НПА, к-ции (уставы), законы и иные НПА суб РФ и обесп-ть их исп-е; исп-ть должн-е обяз-ти в соотв с должн-м регламентом; исп-ть поручения соотв рук-лей, данные в пределах их полномочий, соблюдать при исп-нии должн-х обяз-тей права и зак-е интересы гр-н и орг-ций; не разглашать свед-я, сост-е гос и иную охран-ю ФЗ тайну, а также свед-я, ставшие ему изв-ми в связи с исп-ем должн-х обяз-тей, в том числе свед-я, касс-ся частной жизни и зд-я гр-н или затраг-е их честь и дост-во; беречь гос им-во, в том числе предост-е ему для исп-я должн-х обяз-тей; предст-ть свед-я о себе и членах своей семьи, а также свед-я о получ-х им доходах и принадлеж-м ему на праве собст-ти им-ве, явл-ся объектами налогообл-я, об обяз-вах имущ хар-ра; сообщать о выходе из гр-ва РФ или о приобретении гр-ва др гос-ва в этот же день; соблюдать огран-я, вып-ть обяз-ва и треб-я к служ-му повед-ю, не нарушать запреты; сообщать предст-лю наним-ля о личной заинтер-ти при исп-нии долж-х обяз-тей, кот м. привести к конфликту инт-в, принимать меры по предотв-ю такого конфликта. Гр служ-й обязан указ-ть стоим-е показ-ли в соотв с треб-ми, устана-ми ФЗ, указами През-та. Гр служ-й не вправе исп-ть данное ему неправомер-е поруч-е (гражд служ-й д. представить в письм-й форме обосн-е неправомер-ти данного поруч-я с указ-м положений зак-ва, кот мб нарушены при исп-нии данного поруч-я, и получить от рук-ля подтв-е этого поруч-я в письменной форме). В случае подтв-я рук-ля служ-й обязан отказ-ся от его исп-я. В случае исп-я служ-м неправомерного поруч-я й служ-й и давший это поруч-е рук-ль несут дисципл-ю, гражд-прав, админ или угол отв-ть. Гр служ-й, замещ-й должность гражд службы категории "рук-ли" высшей группы долж-й гражд службы, в целях искл-я конфликта интересов в ГО не м представлять интересы гр служ-х в выборном профсоюзе данного ГО в период замещ-я им указ должности. Гр служ-е подлежат обяз-ной гос дактилоск-кой рег-ции

41. Предвыборная агитация, формы и сроки ее проведения.

ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" №67 от 12.06.2002(ред. От 3.12.2012)

Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов(против всех списков кандидатов).

Право на проведение ПА: граждане, общественные объединения, в т.ч полит. партии. В ПА не могут принимать участие избир. комиссия и ее члены, ГО, ОГВ и МС, благотворит орг., религиозные объединения, гос и муниц. служащие при исполнении ими своих должностных обязан-ей и др. Запрет на использование несовершеннолетних в ПА. За соблюдением правил ПА следит соответствующая ИК, кот. в случае нарушения может отменить свое решение о регистрации кандидата (списка), а также вправе обратиться в Правоохр Орг. В случае проведения повторного голосования АП возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования.

Предвыборная агитация может принимать следующие формы:

а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, списку кандидатов.

Законодательно закрепленные способы проведения предвыборной агитации:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами.

Сроки: агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" агитационный период для кандидата (избирательного объединения) начинается со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) и заканчивается в ноль часов за сутки до дня голосования.

Период агитации в средствах массовой информации в России начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов за сутки до дня голосования.

В России запрещена предвыборная агитация в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования. Такие ограничения введены с тем, чтобы дать избирателю сделать осознанный выбор, не под влиянием агитации.

Наши рекомендации