Понятие и виды финансовых посредников

Понятие и виды финансовых посредников

Финансовый посредник – это эк агент, обеспечивающий взаимодействие и связь первичных поставщиков финансовых ресурсов и их конечных потребителей.

Функции финансовых посредников:

· Осуществление диверсификации риска путём распределения вложений по различным видам фин инструментов.

· Осуществление проверки платёжеспособности заёмщика, в результате чего происходит снижение кредитного риска.

· Упрощение проблемы поиска кредиторов, способных предоставить заём на приемл. усл.

· Снижение %-ставки за кредит при нормальных эк условиях.

· Аккумуляция денежных средств, в результате которой происходит удовлетворение спроса заёмщиков на большие суммы.

Выделяют четыре типа фин посредников:

· Фин учреждения депозитного типа

· Договорные сберегательные учреждения

· Инвестиционные фонды

· Иные фин организации

Типы и черты кредитных систем.

Кредитная система – сов-ть кредитных организаций, функционирующих на территории одной страны в рамках единого банковского законодательства.

Для КС как экономической системе характерны след черты:

1. Открытость;

2. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость элементов;

3. Синергетичность системы (эфф-ть действия всей системы в целом)

Кредитные системы делятся на 2 типа:

• сегментированные (англосаксонский тип) - США, Великобритания

Существуют в случае установления гос-вом законодательных ограничений на проведение отдельными институтами кредитной системы определенного круга операций;

• универсальные (континентальный тип) - Франция, Германия, другие страны Европы,

Характеризуются отсутствием законодательных ограничений на проведение кредитными учреждениями каких-либо операций и наличием развитой системы гос контроля за деятельностью кредитных институтов.

Основным признаком отнесения кредитной системы к тому или иному типу является запрет или наоборот разрешение КБ проводить операции с корпоративными акциями за свой счет, так эти операции обладают повышенным риском по сравнению со ссудными операциями. Результатом этого является степень участия банков в финансировании корпораций. В странах с англосаксонской моделью коммерческие банки направляют на финансирование промышленных корпораций только около 40% кредитных ресурсов (в Японии 80-90%) и удовлетворяют потребности корпораций главным образом в краткосрочном кредитовании.

В современных условиях следует отметить, что сегментированная кредитная система является менее предпочтительной, чем универсальная. В условиях ограничений банки теряют свою конкурентоспособность как по сравнению с другими финансовыми институтами, так и по отношению к зарубежным банкам. В условиях ограничений банковский бизнес не становиться более устойчивым, но при этом банки оттесняются с позиций главных финансовых институтов.

Особенности кредитной системы США:

1) Особая форма существования 1-го уровня в виде федерал.резервной системы

2) наличие разнообразия вариантов фин посредников

3) сущ. фин институты, под которыми понимают таких эк агентов, которые совершают операции с фин активами и обеспечивают фин услуги для своих клиентов

Виды фин посредников в США:

· депозитные (ист. – депозит)

· контрактные (заключают различные договоры)

-страх.орг., пенсионные фонды

-долго- и среднесрочный характер оказания услуг

· инвестиционные

Особенности кредитной системы ЕС:

1) сущ наднационального органа фин регулирования

2) двойная система ЦБ (наднационал и национал)

3) выделяют специализир. кредит. институты, к основным функциям которых относят совершение операций коллект. инвестирования или расчетных сделок

Особенности кредитной системы Японии:

Включает в себя след.типы банков:

1) б., фин деят-ть малого и среднего бизнеса

2) с/х банки

3) фин институты рынка цб

К показателям эффект-ти кредит. системы относят:

1) степень конкуренции

2) уровень фин устойчивости

3) степень влияния банк.сист. на расшренное произ-во

Отчетность Банка России

Формы:

1. Отчет о деят-ти ЦБ (данные о ДКП; ур инфляции, кризисы)

2. Анализ состояния национальной экономики (ден , банковский и финансовый рынки)

3. Финансовая отчетность

4. Аудиторское заключение

5. Заключения счетной палаты

Состав фин отчетности БР:

1. б/б

2. отчет о фин результатах

3. отчет об использовании и распределении прибыли

4. отчет о расходовании средств на содержание гос служащих

5. отчет об использовании средств на капит вложения

6. отчет о формировании и использовании резервов БР

7. отчет об управлении БР-ии ценными бумагами

Показатели независимости ЦБ

Выделяеют правовую и финансовую независимость ЦБ.

Правовая независимость:

1. Ст 75 Конституции РФ: установлен конституционно-правовой статус ЦБ РФ, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии, защиты и обеспечения устойчивости рубля.

2. ФЗ №86 «О ЦБ РФ»: статус цели функции

Ключевой элемент правового статуса – принцип независимости ЦБ: проявляется в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмисии и организации денежного обращения (не явл-ся органом гос власти) – функции и полномочия банк осущетсвляет независимо от федеральных оргнановгос власти, субъектов и органов местного управл-я. Независимость статуса Банка отражена в Конституции РФ.

Финансовая независимость: Уставный капитал и имущество банка является федеральной собственностью, при этом Банк наделен имущественной и фин-й сам-тью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, включая золотовалютные резервы БР, осущ-ся самим БР в соот-вии с фз «о ЦБ рф».

Финансовая независимость БР выражается в том, что он осущ-ет свои расходы за счет собственных доходов.

Независимость ЦБ от Прав-ва имеет относительный характер. В долгосрочном плане политика ЦБ определяется приоритетами экономического курса правительства.

Критериями независимости ЦБ могут являться:

1) Назначение руководства( процедура назначения председателя цб, кем назанчается –президентом)

2) Срок пребывания в должности главы (чем дольше срок, тем более независим цб)

3) Взаимоотношения между ЦБ и Правительством.

Независимость ЦБ определяется возможностью Правительства, Министерства финансов участвовать в управлении и принятии решений, а также тем, в какой степени деятельность банка регулируется законом;
4) процедура формирования ДКП; Важное значение определяет тот, кто формирует политику.

5) цели политики, установленные Законом.

Чем больше целей с потенциально конфликтю направл-тью указано в законах, тем менее независим ЦБ;
6) прямые указания органов гос власти;

7) ограничения на предоставление кредитов Правительству.

Инструменты ДКП.

1. Операции на открытом рынке25

2. рефинансирование26

3. обязательное резервирование27

4. Депозитные операции28

5. прямые количественные ограничения

6. селективные методы

7. Валютные интервенции

8. управление золотовалютными резервами

Этапы создания КО.

ПОЯВЛЕНИЕ ИДЕИ

Порядок гос регистрации КО

Учредители КО

Поиск учредителей (не менее 3-ех).

Требования к учредителям КО:

1. Удовлетворительное фин положение учредителей КО;

2. Исполнение своих обязательств перед бюджетами за последние 3 года,

3. Отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений;

4. Исполнение учредителем КО обязанностей возложенных ФЗ «О несостоятельности ( банкротстве)»

5. Отсутствие неснятой и непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений;

6. Отсутствие в теч 5 лет виновности в банкротстве юр лица( причинения убытков)

7. Отсутствие в теч 3 лет правонарушений в области финансов, налогов и сборов, страх-я, рынка ценных бумаг или в области предприн деят-ти.

Уставный капитал КО

Вкладом в УК могут быть: ден ср-ва в ин валюте, ден ср-ва в валюте рф, принадлежащие на праве собств-тиучред-ля здания, завершенное строительством, имущество в виде банкоматов, терминалов(должно быть оценено в рублях).

Миним величина УК КО: -для КО = 300 МЛН, для РНКО = 90 млн руб, для ПНКО и НДКО =18 млн руб, для ген. Лицензии = 900 млн руб.

Действия после принятия положительного решения о регитсрации КО

9. Оплата капитала банка ( оплата 100% УК, В ТЕЧ 1-ГО МЕС СО ДНЯ ПОЛУЧ-Я УВЕДОМЛЕНИЯ О ГОС РЕГИСТРАЦИИ КО, ПРОВЕРЯЕТСЯ ту бр ПО МЕТСОНАХОЖДЕНИЮ)

Ликвидация КО

В наст вр в России регулир-е процесса ликвидации КО осущ-ся посредством след док-в:

1. ФЗ « О банках и банк-й деят-ти

2. Фз« О финансовой несостоятельности, банкротстве КО» № 40-ФЗ (99Г)

3. Документы БР: Инструкция № 135-И, отдельные положения БР.

В соот-ии с данными док-ми в России предусмотрены след формы ликвидации КО:

1. Отзыв лицензии ( осущ-ся БР)

2. Банкротство или принудительная ликвидация ( 2-е – по решению арбитражного суда)

3. Реорганизация

41) Причины и порядок отзыва кредитной организации.

Выделяют след причины отзыва лицензии у КО:

1. Предоставление недостоверных данных в момент регистрации КО;

2. Предоставление недостоверных отчетных данных или их полное непредоставление.

Недостоверность: - резерв по ссудам, - отнесение зад-ти к неправильному классу по категории качетсва, - непред-е данных о нелегализации получения ср-в полученных преступным путем.

3.Неоднократное нарушение обязательных нормативов ЦБ : -ДОСТАТ-ТИ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, НОРМЫ ЛИКВИДНОСТИ( М2<нормы).

4. Совершение банковских операций, не предусмотренных выданной лицензией;

5. нарушение требований банковского законодательства.

6. неосуществление банк-й деят-ти в теч-е года с момента выдачи лицензии

7. неудовлетворительное фин положение КО.

Помимо закона « О банках и банк деят-ти», процесс отзыва лицензии в отд-х случаях регулир-ся след док-ми:

1. Указание БР от 17 сент 2009 г. № 2293 «О порядке отзыва у КО лицензии» на осуществлдение банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных.

2. Указание БР от 14 авг 2009 г. № 2276 –У «О порядке отзыва лицензии на осуществление банк-х операций при снижении собственных средств (капитала) ниже уровня установленного ФЗ «О банках банк деят-ти».

Банкротство КО

Банкротство представляет собой признанную арбитражным судом финансовую несостоятельность.

Требуемое значение Н2..

Минимально допустимое числовое значение норматива Н2 устанавливается в размере 15%.

Норматив Н3 показывает..(Норматив текущей ликвидности банка (Н3)

Норматив текущей ликвидности Н3 показывает риск потери платежеспособности банка в течение ближайших 30 дней. Это отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка, которые требуется исполнить банку или которые могут потребовать у банка исполнить в течение 30 ближайших дней.

Треб знач Н3..

Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50%.

норматив Н4 показ.. (долгосрликвид)

Норматив долгосрочной ликвидности Н4 показывает риск потери платежеспособности банка в результате размещения средств в долгосрочные активы. Это отношение долгосрочных кредитов, выданных банком, со сроком погашения более года к собственному капиталу банка и обязательствам банка, со сроком погашения более года.

Треб знач Н4.

Максимально допустимое числовое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120%.

Сравнение кредита и займа.

Существуют след отличия между понятиями кредит и займ:

1. по субъекту, имеющему право совершать сделку: В кредит – только КБ)

2. форма оформления данных отношений:

-займ- возможность письменной формы (+возможность устной договоренности< 10 000 р.,это не доказательство в суде)

-кредит (строгов договорной письменной форме, с наличием обяз-х реквизитов (сумма, штрафные санкции, льготный период, досрочное погашение и др)

3. Форма предоставления заемных средств6

- займ – в любой форме: денежной товарной частями

- кредит – исключительно денежная форма

4. форма погашения:

- займ- любое погашение, может отличаться от формы предоставления

-кредит- только в ден форме

5. наличие %-в

- займ- может быть и беспроцентным( <1000 р)

- кредит – только %-тный

6. возможность досрочного погашения

- займ- досрочное погашение возможно в любом случае

- кредит- возможно если отражено в договоре

Понятие и виды финансовых посредников

Финансовый посредник – это эк агент, обеспечивающий взаимодействие и связь первичных поставщиков финансовых ресурсов и их конечных потребителей.

Функции финансовых посредников:

· Осуществление диверсификации риска путём распределения вложений по различным видам фин инструментов.

· Осуществление проверки платёжеспособности заёмщика, в результате чего происходит снижение кредитного риска.

· Упрощение проблемы поиска кредиторов, способных предоставить заём на приемл. усл.

· Снижение %-ставки за кредит при нормальных эк условиях.

· Аккумуляция денежных средств, в результате которой происходит удовлетворение спроса заёмщиков на большие суммы.

Выделяют четыре типа фин посредников:

· Фин учреждения депозитного типа

· Договорные сберегательные учреждения

· Инвестиционные фонды

· Иные фин организации

Наши рекомендации