Банка России как субъекта права
Правовой статус Банка России закреплен на конституционном
Нормативное
уровне. Согласно ч. 2 ст. 75 Конс- титуции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля — основная
закрепление правового
статуса Банка России
функция Банка России, которую он осуществляет независи- мо от других органов государственной власти.
Из положений Закона о Центральном банке РФ, каса- ющихся правового статуса Банка России, необходимо от- метить следующие:
1) свои функции и полномочия Банк России осущест- вляет независимо от других органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 11);
1 Например, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ федеральный антимонопольный орган может давать Банку России ре- комендации или предложения (но не предписания) об отмене или при- остановлении действия его нормативных и иных правовых актов, про- тиворечащих антимонопольному законодательству (см.: Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2003 № 45-О «Об отказе в при- нятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности статей 12 и 30 Федерального закона “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг”»).
2) Банк России является юридическим лицом (ч. 3 ст. 1);
3) уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответ- ствии с целями своей деятельности Банк России осу- ществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золо- товалютные резервы Банка России. Изъятие и обре- менение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 2).
Уставный капитал Банка России составляет
3 млрд руб. (ст. 10);
4) государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государ- ства, если они не приняли на себя такие обязатель- ства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов (ч. 2 ст. 2).
Банк России не отвечает по обязательствам кре- дитных организаций, за исключением случаев, ког- да он принимает на себя такие обязательства, а кре- дитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда они принимают на себя такие обязательства (ст. 79);
5) получение прибыли не является целью деятельности Банка России (ч. 2 ст. 3) (а это — ключевой признак понятия некоммерческой организации);
6) Банк России вправе издавать обязательные для всех нормативные акты (ст. 7) и применять к кредитным организациям меры административного воздействия (ст. 74).
Учитывая изложенное выше, вопрос о правовом статусе Банка России является предметом мно- гочисленных дискуссий.
Подходы к определению правового статуса
Банка России
Наиболее значимых точек зрения по данному вопро- су две:
1) Банк России является федеральным органом госу- дарственной власти с особым статусом1. Следует отметить, что правильнее говорить не об органе государственной власти, а о государственном орга- не, поскольку Банк России не упоминается в ст. 11
Конституции РФ;
2) Банк России является юридическим лицом публич- ного права, т.е. некоммерческой организацией, ко- торая наделена властными полномочиями.
В пользу первой точки зрения говорит то, что Банк России
наделен полномочиями по изданию нормативных актов, рас- пространяющихся на неограниченный круг лиц, а также по применению юридических санкций. Такие полномочия ха- рактерны для государственных органов. Кроме того, к такому же выводу приводит и буквальное толкование Конституции РФ. В ч. 2 ст. 75 Конституции РФ речь идет о независимости Банка России не просто от органов государственной власти, а от других органов государственной власти.
При таком подходе Банк России признается особой раз- новидностью государственных органов, не относящихся к за- конодательной, исполнительной и судебной власти, наряду с органами прокуратуры, Счетной палатой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Это связано с тем, что Банк России ни Президенту РФ, ни Правительству РФ не подчинен и соответственно не может быть отнесен к исполнительным органам государственной власти.
Однако при этом следует учитывать, что служащие Банка России не являются государственными служащими, посколь- ку отсутствуют в соответствующем реестре должностей2. Однако на некоторых из них распространяется Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответстви-
1 См., например: Баглай М. В. Конституционное право Российской
Федерации. М., 2001. С. 354.
2 См.: Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574.
ем расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»1.
Наделение Банка России статусом юридического лица необходимо для его участия в имущественном обороте.
В то же время Банк России вправе осуществлять банков- ские операции и сделки и соответственно получать доход, что является основным аргументом в пользу второй точ- ки зрения.
Однако в российском праве отсутствует законодательное деление юридических лиц на частные и публичные. В связи с этим все юридические лица подчиняются нормам частно- го (гражданского) права. Так, к государственным органам, которым для участия в имущественном обороте придается статус юридического лица, как правило, в форме государ- ственного учреждения, тоже применяются соответствую- щие нормы гражданского права.
Правовой статус Банка России можно охарактеризовать как двойственный, а главная его особенность заключается в том, что для достижения основных целей своей деятель- ности Банк России наделен административными полномо- чиями как государственный орган и правом осуществлять приносящую доход деятельность как некоммерческая орга- низация.
Организационно- правовая форма Банка России
организаций.
В любом случае не следует под- водить Банк России под имею- щийся перечень организационно- правовых форм некоммерческих
Например, появляющиеся предложения о признании Банка России государственной корпорацией не учитывают, что организации данной организационно-правовой формы являются собственниками переданного им имущества (см. п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О не-
1 См.: Указание ЦБ РФ от 08.04.2013 № 2991-У «О Перечне должно- стей Банка России, при приеме на которые граждане, претендующие на должности в Банке России, и служащие Банка России, занимаю- щие указанные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязатель- ствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовер- шеннолетних детей».
коммерческих организациях» (далее — Закон о некоммер- ческих организациях)). Для имущества, находящегося в ве- дении Банка России, например, золотовалютных резервов, это является неприемлемым.
В отношении предложений о признании Банка России государственным учреждением следует иметь в виду, что подобный подход, по сути, ликвидирует его независимость от органов государственной власти. Учитывая, что незави- симость Банка России от органов государственной власти закреплена в Конституции РФ, реализация указанного под- хода без изменения Конституции РФ невозможна.
У Банка России особая организационно-правовая фор- ма, существующая в единственном экземпляре.
Такой подход укладывается в действующее законода- тельство, поскольку перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций является открытым и может дополняться федеральными законами (см. п. 3 ст. 50
ГК РФ, п. 3 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).
Что касается прав Банка России
в отношении находящегося в его ведении имущества, то эти права также нельзя сводить к праву хо-
Имущественные права
Банка России
зяйственного ведения или оперативного управления. В част- ности, его правомочия по распоряжению своим имуществом ограничены только целями деятельности. Носители права хозяйственного ведения (государственные и муниципаль- ные унитарные предприятия) и оперативного управления (казенные предприятия, учреждения) могут распоряжаться определенными видами имущества только с согласия соб- ственника (см. п. 2 ст. 295, п. 1 ст. 297, ст. 298 ГК РФ).
Следовательно, Банк России владеет этим имуществом на особом вещном праве.
Следует обратить внимание, что в ч. 1 ст. 26 Закона о Центральном банке РФ устанавливается обязанность Банка России после утверждения его годовой финансовой отчетно- сти Советом директоров перечислить в федеральный бюд- жет 50% фактически полученной им по итогам года прибы- ли, остающейся после уплаты налогов и сборов. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
При этом прибыль Банка России определяется как разни- ца между суммой доходов от банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций (ст. 11 Закона о Центральном банке РФ).
Также в Законе о Центральном банке РФ содержится пря- мое указание на то, что Банк России и его организации яв- ляются плательщиками налогов и сборов в соответствии с НК РФ (ч. 2 ст. 26). Соответственно при появлении у Банка России иных объектов налогообложения, предусмотренных налоговым законодательством, у него возникают права и обя- занности налогоплательщика в полном объеме.
Отличительной особенностью
Ликвидация
Банка России
правового статуса Банка России, яв- ляется то, что он может быть ликви- дирован только на основании при-
нятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ (ст. 87 Закона о Центральном банке РФ). Учитывая, что положения Конституции РФ, касаю- щиеся Банка России, содержатся в гл. 3—5 (например, п. «ж» ст. 71, ст. 75, п. «в» ч. 1 ст. 103), то такой закон должен при- ниматься в порядке, предусмотренном ст. 136 Конституции РФ и Федеральным законом от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О поряд- ке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», т.е. как федеральный конституци- онный закон, вступающий в силу после его одобрения ор- ганами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Подотчетность Банка России
В соответствии со ст. 5 Закона о Центральном банке РФ Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Это выражается в том, что Государственная Дума:
а) назначает на должность и освобождает от должно- сти Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
б) назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представ-
лению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;
в) направляет и отзывает представителей Государст- венной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
г) рассматривает основные направления единой госу- дарственной денежно-кредитной политики и прини- мает по ним решение;
д) рассматривает годовой отчет Банка России и прини- мает по нему решение. Состав годового отчета Банка России определяется ст. 25 Закона о Центральном банке РФ;
е) принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учрежде- ний. Указанное решение может быть принято толь- ко на основании предложения Национального бан- ковского совета.
При этом согласно ст. 19 Федерального закона от
05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской
Федерации» Счетная палата РФ осуществляет также
контроль за деятельностью Банка России в части об-
служивания им федерального бюджета и государствен-
ного долга РФ;
ж) проводит парламентские слушания о деятельности
Банка России с участием его представителей;
з) заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении го- дового отчета и основных направлений единой госу- дарственной денежно-кредитной политики).
Иную информацию Банк России представляет в Госу- дарственную Думу и Президенту РФ в порядке, установлен- ном федеральными законами.