Средства государственного бюджета.
Капитал в экономике — ресурсы, которые могут быть использованы в производстве товаров или оказании услуг.Капитал является главной экономической базой создания и развития предпринимательской фирмы, так как он характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов. В процессе своего функционирования капитал обеспечивает интересы собственников и персонала фирмы, а также государства. Именно это определяет его как основной объект финансового управления фирмой, а обеспечение эффективного его использования относится к числу наиболее ответственных задач финансового менеджмента.Классификация капитала: 1) по принадлежности:*собственный (уставный (складочный), добавочный, резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы); *заемный (включает в себя денежные средства или другие имущественные ценности, привлекаемые на возвратной основе для финансирования развития деятельности фирмы). 2) по объекту инвестирования:*основной; *оборотный. 3) от целей использования: *производительный, *ссудный,*спекулятивный.4) по форме нахождения в процессе кругооборотакапитала: *денежная, *производительная, *товарная.
Концепция стоимости капитала является одной из базовых в теории капитала. Цель - достижение и поддержание положительного эффекта финансового рычага. Стоимость капитала - денежная сумма, которую нужно уплатить за получение имущественных прав в конкретных условиях места и времени.Ценой (стоимостью) капитала называют общую сумму средств, которую необходимо уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженную в процентах к этому объему.
Поскольку стоимость каждого источника средств различна, общая цена капитала определяется как средневзвешенная цена:Цк = Цск × Кск × Цзк × Кзк, где Кск и Кзк - удельные веса собственного и заемного капитала во всем капитале (валюте баланса).
Рациональная заемная политика может дать предприятию неожиданный для большинства руководителей и бухгалтеров «эффект финансового рычага», который состоит в том, что дает дополнительное приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Это значит, что предприятие, использующее только собственные средства ограничивает их рентабельность примерно 2\3 экономической рентабельности. Предприятие же использующее кредит, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственных средств в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки.
Различают рычаги: 1)операционный(инвестирование капитала в основные производственные фонды обусловливает рост постоянных и относительное сокращение переменных затрат; взаимосвязь между объемами производства, постоянными и переменными затратами выражается показателем производственного (операционного) леве-риджа, от уровня которого зависит прибыль предприятия и его финансовая устойчивость.2)финансовый(финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которые влияют на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий получить дополнительную прибыль на собственный капитал. Эффект финансового рычага есть приращение к рентабельности собственных средств, получаемого благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего).
Финансы субъектов Федерации, их состав. Региональные финансы (территориальные финансы) —это фонды денежных средств, формируемые административно-территориальными единицами для обеспечения выполнения своих полномочий. Возникновение и развитие региональных финансов связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, в ходе функционирования институтов власти стало очевидным, что конкретные расходы целесообразно осуществлять на конкретном уровне управления. Во-вторых, развитие региональных финансов связано с федеральным принципом построения государства.
Бюджет субъекта Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Бюджет субъекта Федерации и сумма бюджетов местного самоуправления составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации.
Территориальные бюджеты — основная составляющая местных финансов. Региональный бюджет финансирует предприятия местного подчинения, определяет уровень обязательных инвестиций в регионе. Через эти бюджеты реализуется социальная политика, балансируются потребности экономической и социальной сфер. Внебюджетные фонды территорий образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются в строгом соответствии со своим целевым назначением на экономические и социально-территориальные нужды. Внебюджетные фонды территорий — особая форма образования и использования финансовых ресурсов: средства, проходящие через них, вообще не отражаются в бюджете.
В число главных регулирующих доходов территориальных бюджетов входят отчисления:
1. от налога на добавленную стоимость; 2. от акцизов; 3. от налога на прибыль (доход) предприятий; 4.от подоходного налога с физических лиц.
Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами в зависимости от общей суммы территориального бюджета и объема их собственных доходов. Отчисления от регулирующих налогов занимают по объему и экономическому значению ведущее положение в доходах территориальных бюджетов.
Расходные обязательства РФ возникают в результате: 1) принятия федеральных законов или нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ; 2) заключения РФ или от имени РФ договоров; 3) принятия федеральных законов или нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ.
Распределительный процесс доходов и расходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах: 1) централизованного регулирования; 2) максимально возможного сбалансирования бюджетов; 3) подведомственности и значимости финансируемых объектов (мероприятий), 4) территориальности в зачислении доходов; 5) самостоятельности власти субъектов и органов местного самоуправления в распределении отдельных видов доходов.
Межбюджетные отношения определяются как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Механизм перераспределения средств между бюджетами в российской практике межбюджетных отношений представлен межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты могут осуществляться в форме дотаций, субвенций, субсидий, взаимных расчетов между бюджетами, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.
Финансовая устойчивость страховых компаний и ее составляющие Финансовая устойчивость предприятия — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платёжеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска. Платёжеспособность — возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платёжные обязательства.Финансовая устойчивость макроэкономической системы определяет возможность существования и развития всех участников экономических отношений. Но для страховщиков обеспечение финансовой устойчивости — предмет их непосредственной деятельности, позволяющий им функционировать на рынке. При этом требования к их финансовой устойчивости существенно выше аналогичных требований к финансовой устойчивости потребителей страхового продукта. Для потребителей страховых услуг страховщики выступают гарантами финансовой стабильности, поэтому проблема оценки финансовой устойчивости приобретает первоочередное значение для всех участников страховых отношений.Наличие финансовой устойчивости в страховой организации можно связать со следующим: если в каждый момент времени она может произвести на этот момент обязательные платежи. При этом не существенно, удается ли ей поддержание ликвидности собственными ресурсами, путем отсрочки части его обязательных платежей или благодаря предоставляемым страховой организации кредитам.
Финансы как экономическая категория. Финансы - это система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их кругооборота. Финансовая система РФ включает в себя: 1)государственные финансы (федеральный бюджет, фонд государственного социального страхования, пенсионный, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования и др.); 2)региональные финансы (бюджеты и внебюджетные фонды различных административно-территориальных образований); 3)финансы предприятий, организаций, фирм.Финансы фирм, предприятий занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, т.к. на уровне предприятий формируется преобладающая масса финансовых ресурсов государства.
Денежные доходы, накопленные их собственниками для последующего расходования, а также средства, привлеченные в качестве кредитов, составляют финансовые ресурсы, которые делятся на собственные и привлеченные (кредитные). Для бюджетов всех уровней финансовые ресурсы — это мобилизованные доходы и привлеченные займы. Для предприятий — это собственный капитал, прибыль, полученные кредиты и размещенные на рынке ценные бумаги. Для работников финансовым ресурсом является доход в виде заработной платы, а также кредиты (например, банковские, потребительские и ломбардные).
В основе организации финансов предприятий лежат следующие принципы: *самостоятельность в области финансово-хозяйственной деятельности; *самофинансирование; *заинтересованность в результатах работы; *ответственность за эти результаты; *образование финансовых резервов; *деление средств на собственные и заемные; *первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом; *финансовый контроль за деятельностью предприятий.
Конкретное содержание финансов организации раскрывается в их функциях: 1)распределительной (стимулирующей); 2)контрольной; 3)обслуживающей (воспроизводственной).
1) Под распределительной функцией финансов организации следует понимать ее участие в процессе распределения доходов. Она заключается в том, что с их помощью формируются и используются все денежные доходы и фонды, имеющиеся на предприятии в целях выполнения денежных обязательств перед контрагентами, персоналом, бюджетом и кредиторами. Правильное распределение денежных средств оказывает стимулирующее воздействие на улучшение работы фирмы. 2)Контрольная функция финансов организации состоит в отслеживании финансового состояния и проверке эффективностиее деятельности (например, контроль за уровнем рентабельности). Функция реализуется двояким образом через:финансовые показатели в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности;финансовое воздействие, которое осуществляется с помощью экономических рычагов и стимулов (налоги, льготы, субсидии и т. д.).
3)Наличие функции обслуживания связано с необходимостью обеспечения непрерывного движения доходов в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Эффективность процесса обслуживания финансами организации движения ее дохода зависит от соответствия потоков материальных и денежных ресурсов, обеспечивающих хозяйственную деятельность организации.
Функции финансов организации выступают во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Несмотря на длительную историю существования финансов как научного понятия, их сущность до конца пока еще не раскрыта. Задача более полного познания сущности финансов осложняется тем, что она глубоко скрыта за внешними формами ее проявления, в которых различные финансовые явления предстают на поверхности общественной жизни.
К разряду дискуссионных в финансовой науке относится: 1)вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений; 2)вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории; 3)вопрос о функциях финансов.
Наличие дискуссионных вопросов обусловливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.
Финансовая система РФ. Совокупность групп экономических (финансовых) отношений (финансовых институтов) образует единую финансовую систему.Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Cуществуют подходы к определению финансовой системы: 1)как совокупности сфер и звеньев финансовых отношений, сгруппированных по определенным признакам (функциональный или содержательный подход); 2)как совокупность финансовых рынков и их институтов (институциональный подход); 3)как совокупность финансовых учреждений.
Финансовая система РФ включает в себя: 1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления; 2. Внебюджетные специальные фонды; 3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне); 4. Фонды страхования (имущественного и личного); 5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
В среде ученых нет единого мнения о составе сфер и звеньев финансовой системы. Г.Б. Поляк делит финансовую систему РФ на две сферы: а)централизованные финансы (*федеральный бюджет, *территориальные финансы (на региональные и местные), *специальные внебюджетные фонд),б)децентрализованные финансы (*финансы предприятий, организаций (финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций),*финансы домашнего хозяйства. Аналогичная трактовка у В. В. Ковалева. Схоже представление о финансовой системе России у С.И. Лушина и В.А. Слепова, они выделяют так же две сферы финансовой системы: финансы самодеятельных субъектов экономической сферы и финансы властных структур, но по сути трактовка одна и та же.
Различаются подходы к составу звеньев финансовой системы. Наиболее традиционно включение в состав финансовой системы бюджетов, внебюджетных фондов, государственного кредита, страхования. Причем, как правило, данные элементы объединяются в укрупненную группу, называемую общегосударственными или централизованными финансами. Данной группе традиционно противостоят финансы хозяйствующих субъектов (предприятий различных форм собственности).
Финансовая система состоит из объективно обусловленных сфер - государственных финансов и финансов частных - финансов предприятий и организаций и финансов домашних хозяйств - поскольку в любом обществе есть субъекты, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций.
Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Каждому звену финансовой системы присущи специфические формы и методы образования и использования доходов.Система государственных (публичных) финансов представлена звеньями: бюджетная система и государственные финансовые резервы. При выделении в самостоятельное звено бюджета и всей его целостной системы нецелесообразно выделять еще и внебюджетные фонды.
Одной из самых "молодых" сфер финансовой системы выступают финансы домашних хозяйств, которые играют значительную роль как при формировании государственных (публичных) финансов, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Сюда относятся все денежные потоки населения, а не только финансы индивидуальных предпринимателей. Величина финансов домашних хозяйств и предпочтения населения в их использовании формируют облик и характер развития экономики любой страны с рыночной экономикой.
Финансовая политика и факторы ее определяющие. Главный субъект ФП – государство (главы государства, законодательных и исполнительных органов, которые и определяют, устанавливают основные направления развития финансов, финансовых отношений, законодательно закрепляют формы финансовых отношений, регламентируют порядок их функционирования). Объекты ФП- финансовые отношения и финансовые ресурсы, которые формируются и используются в различных сферах и звеньях финансовой системы государства.
ФП - совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами, направленных на разработку и реализацию наиболее эффективных мероприятий, для создания финансовой основы выполнения экономической политики государства.
Содержание ФП раскрывается в следующих структурных элементах:
1. выработка научно-обоснованных концепций развития финансов в обществе, которые должны базироваться на действии объективных экономических законов, учитывать перспективы развития производственных сил и производственных отношений в обществе, и особенности экономического и социального развития государства. 2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и на текущий период. На практике эта деятельность выражается в разработке финансовых стратегий и финансовой тактики государства.3. Реализация, осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, решение стратегических и тактических задач в области финансовой политики.
В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.
Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. Правительством РФ был разработан ряд направленийфинансовой политики послекризисного периода:– повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального казначейства;– оздоровление банковской системы;– совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;– ликвидация неденежных расчетов и неплатежей;– развитие земельной реформы;– принятие комплекса мер по защите прав мелких инвесторов;– создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций. Стратегическими направлениями финансовой политики государства должны быть такие мероприятия, которые приведут к экономическому росту страны.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в белее сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия. Разработка финансовой стратегии предприятия — процесс длительный.требующий основательного подхода и определенной квалификации разработчиков.
Одним изэтапом финансовой стратегии является прогнозирование, под которым понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды. Цель финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования на долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики.
Финансовая политика государства и механизм ее реализации.ФП - совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами, направленных на разработку и реализацию наиболее эффективных мероприятий, для создания финансовой основы выполнения экономической политики государства.Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Установление и применение к финансовым отношениям соответствующих новым условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил организации этих отношений, позволяет эффективно управлять финансами органов власти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъектов финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисциплину.
Содержание финансовой политики, её основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации ФП.1)Суть концепции основоположников классической политэкономии А. Смита Д. Риккардо сводилась к невмешательству государства в экономику, сохранению свободной конкуренции, отведению главной роли в регулировании хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. ФП до конца 20ггXX столетия направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и обеспечение равновесного (сбалансированного) бюджета государств. Организация финансовых отношений обеспечивала реализацию функций государства через финансирование из бюджета в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению государственного долга. Доходы бюджета формировались в основном за счёт косвенных налогов.
2)В конце 20ггXX столетия возобладала кейнсианская теоретическая концепция, обосновывающая необходимость усиления роли государства в развитии экономики через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации такой ФП являлись государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствовало решению сразу нескольких экономических и социальных задач: повышение занятости населения и снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного спроса, увеличение национального дохода, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд.
3) в 70-х годах особенности ФП определялись неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень вмешательства его в экономику и социальную сферу.
4) В советском государстве в последующем и во всех странах социалистической ориентации фин. политика формировалась под воздействием теоретических концепций К. Маркса и В. И. Ленина. Марксистско-ленинкая теория о сущности и функциях социалистического государства предопределяла главный принцип фин. политики современного государства – финансовую централизацию.
Выделяют несколько финансовых методов воздействия на экономику. Классифицируют государственные и частные методы воздействия. Они отличаются по уровню и силе воздействия. Государственные методы более заметны и ощутимы. Финансовые методы воздействия на экономику от частных лиц чаще всего малозаметны.На уровне частного лица можно назвать спрос на товары или услуги. Группа частных лиц или частное предприятие более заметно влияет на экономику, через потребительский спрос, уплату налогов и зарплат. Крупные корпорации или сообщества частных лиц (например, профсоюзы) могут заметно воздействовать на экономику.Здесь чаще всего можно столкнуться с методами формирования потребительского спроса, лоббированием интересов и политикой протекционизма. Финансовые методы государства — налоги, привлечение инвестиций, административные (командные) методы.
Финансово-кредитный механизм и его значение.Финансово-кредитная политика является одной из составляющих государственного регулирования экономики. Под финансово-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие микроэкономические процессы. Фин.-кред. механизм предприятия – это способы использования фин.- кред. ресурсов, а также форма организации финансов предприятия.
В структуру механизма финансово-кредитной системы входят следующие элементы:
1. Система регулирования финансовой деятельности предприятия(*государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий); *рыночный механизм регулирования; *внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия.
2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия (Государственное и другие внешние формы финансирования предприятия: *Кредитование,*Лизинг (аренда), *Страхование, *Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. (лицензирование, государственную экспертизу инвестиционных проектов).
3. Система финансовых рычагов(включает формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности:Цену, Процент, Прибыль, Амортизационные отчисления, Чистый денежный поток, Дивиденды, Синергизм, Пени, штрафы, неустойки и т.д.
4. Система финансовых инструментов(состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами: *Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.); *Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.); *Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.); *Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.); *Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.) и т.д.
Основным направлением денежно-кредитной политики нашей страны является сдерживание уровня инфляции. Для совершенствования денежно-кредитной политики важно пересмотреть способы составления программ. На данный момент основным направлением сдерживания инфляции в свою очередь является контроль денежной массы. В то же время параллельно необходимо уменьшать бюджетный дефицит различными способами.
Очень важно проводить активную политику в сфере управления государственным долгом, как внешним, так и внутренним.
Еще одним направлениям должно быть осуществления жесткого контроля над банковской системы.
Также очень важно привлекать инвестиции в отечественное производство. Это сейчас остается достаточно острой проблемой, так как большинство инвесторов, как отечественных, так и зарубежных очень настороженно относятся к еще не очень стабильным российским предприятиям и предпочитают вкладывать свои средства за рубеж, либо на валютный рынок.
Еще одной задач денежно-кредитной политики является развитие фондового рынка, в том числе рынка государственных ценных бумаг как альтернативных видов вложений и отвлечения денежных средств с валютного рынка.
Таким образом, денежно-кредитная политика наиболее эффективна лишь в том случае, когда ее инструменты используются в совокупности и с учетом других направлений государственного регулирования экономики, таких как фискальная политика, социальная и др.
Финансовый контроль в системе управления финансами. Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Можно выделить шесть основных методов финансового контроля: 1)наблюдение (представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации); 2)обследование(цель — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков); 3)анализ(метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики); 4)проверка(исследование определенного круга вопросов в целях выявления нарушений финансового законодательства.Проверкиподразделяютсянакомплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные и др.);5)ревизия (комплексная проверка, которая максимальноохватывает экономические и юридические стороны деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Подразделяютна: документальные и фактические;и внеплановые;фронтальные ивыборочные;единичные и встречные; комплексные и тематические); 6)финансово-экономическая экспертиза (проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период).По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть: государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).
Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы:1)Предварительный - производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). 2)Текущий (оперативный) -проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. 3)Последующий - проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности.
В РФ на федеральном уровне органыгосударственного финансового контроля представлены Счетной палатой, Главным управлением Федерального казначейства и его органами в субъектах РФ, Департаментом государственного финансового контроля и аудита, Контрольно-ревизионным управлением Минфина России, а также Министерством РФ по налогам и сборам, Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федератьных внебюджетных фондов; Федератьное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т. д.
Основными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Однако сферой осуществления финансового контроля следует считать не только финансовую деятельность государства и муниципальных образований, но также и финансовую деятельность физических и юридических лиц, связанную с публичными интересами.
Финансы хозяйствующих субъектов как основное звено финансовой системы. Финансы хозяйствующих субъектов – это денежные отношения, связанные с формированием денежных доходов, поступлений и накоплений у экономических субъектов и их использованием на финансирование затрат по расширенному воспроизводству или предоставлению услуг, на материальное стимулирование работающих, выполнение обязательств перед государством, физическими и юридическими лицами.
Особенности формирования и использования финансовых ресурсов разных экономических субъектов определяются: сферой деятельности экономических субъектов (коммерческая, некоммерческая), организационно-правовой формой, отраслью.
Для коммерческих организаций характерна прежде всего главная цель – получение прибыли некоммерческие организации преследуют иную цель – обеспечение наилучшего социального эффекта, и если такая организация получает прибыль, то как правило, не распределяет её между участниками.
Финансы коммерческих организаций (предприятий) и индивидуальных предпринимателей являются не только ведущим звеном финансов хозяйствующих субъектов, но и базовым подразделением финансовой системы в целом, поскольку они обслуживают сферу производства товаров и услуг, где непосредственно создается валовой внутренний продукт и национальное богатство.
Источникамифинансовыхресурсов предприятий, функционирующих на коммерческой основе, являются: *образующиеся за счет собственных средств, которые формируются из прибыли за счет поступлений от амортизационных отчислений и задолженности по заработной плате, образование резервов предстоящих платежей, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами за счет целевых поступлений; *мобилизуемые на финансовых ранках, т. е. за счет продажи собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг и за счет кредитных инвестиций; *поступающие в порядке перераспределения и формирующиеся за счет страховых возмещений по насту