Тема 2. Роль бюджета в регулировании социально-экономических процессов
1. Развитие научных взглядов на роль государственного бюджета.
2. Роль бюджета в выполнении планов социально-экономического развития государства.
3. Бюджетный механизм регулирования воспроизводственных процессов.
1. Развитие научных взглядов на роль государственного бюджета.
Развитие государства и усложнение выполняемых им функций в ряде развитых стран сопровождалось беспрецедентным ростом расходов их бюджетов. Это явление еще в XIX в. было обосновано немецким экономистом А. Вагнером, который обратил внимание на то, что темпы роста государственных расходов в странах Западной Европы опережают темпы роста промышленного производства.
А. Вагнер одним из первых попытался объяснить увеличение государственных расходов на основе сформулированного им закона возрастающей государственной активности (закон Вагнера) в странах, где развивается промышленность, государственные расходы должны расти быстрее, чем объемы производства и национальные доходы.
Это положение ученый аргументировал следующим образом:
во-первых, в связи с развитием экономики и углубляющимся разделением труда усложняются экономические отношения в обществе; для того чтобы обеспечивать эффективность и действенность экономики, а также поддерживать правопорядок, государству требуется больше средств на содержание правоохранительных органов, полиции, оказание юридических услуг;
во-вторых, новые технологии вызывают потребность в больших количествах капитала для развития производства, и обеспечить эту потребность могут только акционерные компании либо государственные корпорации;
в-третьих, возрастает государственная активность в таких сферах, как здравоохранение и образование, где выгоды от предоставляемых услуг не восприимчивы к экономической оценке.
Таким образом, бюджет не только не утратил своей роли, но и широко использовался государством в системе государственного регулирования благодаря активизации функций бюджета, которые выступают формой проявления его общественного назначения .
В советской экономической литературе доперестроечного периода отсутствует всесторонняя оценка значения госбюджета. Это можно объяснять тем, что рядом ведущих ученых бюджетные отношения (и финансы в целом) определялись как надстроечные, а не базисные. Такой подход исключал бюджет из регулирования и управления воспроизводственным процессом.
Долгое время государственный бюджет рассматривался лишь с точки зрения централизованного денежного фонда, основного финансового плана государства, т.е. с позиции его «внешних проявлений». По существу бюджет отождествлялся с народнохозяйственным планом, основное назначение которого усматривалось в централизации части финансовых ресурсов для последующего распределения на общегосударственные нужды.
Развитие рыночных отношений заставило взглянуть на бюджет как на инструмент государственного регулирования. В условиях формирования рынка производственные отношения, основанные на полной экономической независимости и самостоятельности хозяйствующих субъектов, создают условия для свободного движения товаров и капиталов. Рыночные отношения приводят к стихийному образованию натуральных и стоимостных пропорций, в том числе нежелательных, которые не содействуют экономическому росту. Поэтому государство пытается воздействовать экономическими методами на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые социальные последствия стихийных рыночных сил.
Активизация бюджета в реалиях переходной экономики способствовала оживлению всей системы бюджетных отношений. С их помощью государство осуществляло перераспределение валового продукта, меняло структуру общественного производства, влияло на экономические преобразования и социальные реформы, создавало условия для осуществления контроля и воздействия на все экономические процессы.
2. Роль бюджета в выполнении планов социально-экономического развития государства.
Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных, общеэкономических, народно – хозяйственных, региональных пропорций.
Государственный бюджет аккумулирует и перераспределяет почти половину, иногда и больше, национального дохода, около 2/3 всех денежных средств государства, что дает возможность правительству реализовать свою экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому намечаемые программы экономического развития, выполнение функций государства, во многом зависят от объема бюджета, его структуры, содержания доходов и расходов.
С помощью бюджета государство пытается воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы.
Усиление роли и практическое использование бюджета в системе государственного регулирования экономических и социальных процессов обеспечивается его специфическими свойствами:
– обезличенность доходов государственного бюджета, что создает возможность маневрирования бюджетными средствами;
– влияние бюджета на национальную экономику через систему государственных доходов и расходов;
– обеспеченность расходов бюджета финансовыми ресурсами, максимальная их централизация и своевременное финансирование предусмотренных мероприятий через систему казначейства;
– осуществление государственного контроля за деятельностью экономических агентов в процессе исполнения бюджета;
– формирование бюджетов по территориальному принципу, позволяющее проводить общую бюджетную политику в отдельных регионах, а также выравнивать уровни их социально-экономического развития;
– возможность оперативной корректировки показателей бюджета по доходам и расходам при изменении макроэкономических показателей, направлений бюджетной политики и других факторов..
Перечисленные свойства бюджета обеспечивают ему преимущества и приоритетное использование в качестве основного инструмента государственного регулирования.
3. Бюджетный механизм регулирования воспроизводственных процессов.
На этапе формирования рыночных отношений значительно расширился спектр общественных процессов, попадающих в сферу регулирования посредством бюджетного механизма.
Бюджетные методы регулирования воспроизводственных процессов гораздо легче, чем другие экономические методы, поддаются корректированию со стороны государственных органов, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и потому могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.
Существуют следующие уровни бюджетного регулирования:
–общегосударственный – на нем устанавливаются макроэкономические пропорции в развитии общественного воспроизводства в рамках государства;
– межтерриториальный – регулируется уровень развития территорий;
– межбюджетный – обеспечивается распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
– межгосударственный– регулируется степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.
В зависимости от обслуживаемой сферы бюджетных отношений их делят на две группы:
1) связанные с формированием доходов бюджета;
2) связанные с обслуживанием выполнения расходной части бюджета.
В соответствии с задачами, на решение которых направлены формы и методы бюджетного регулирования, и для обеспечения разнообразия в сочетании форм и методов первой и второй групп, позволяющего расширить спектр их действия, предлагается следующая классификация.
В первую группу включаются: изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы регулирования: – изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды; – предоставление налоговых привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов; – перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов. Эта форма бюджетного регулирования предполагает использование следующих методов: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; –передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников; предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов и др.; – резервирование части бюджетных ресурсов созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов; – регулирование привлечения государственных кредитов посредством внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита. Правительство используют огромный арсенал методов бюджетного регулирования экономики на микро- и макроуровне, среди которых к ведущим относятся те, которые формируют доходную часть бюджета страны: а) методы, связанные с видами, ставками, структурой налогов (введение новых или повышение ставок действующих налогов; манипулирование величиной ставок налогов на определенной территории или на определенный промежуток времени; – изменение структуры налогов; использование прогрессивной системы налогообложения; дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производств; – использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций); б) методы, связанные с льготами и скидками, в том числе поощряющими деловую активность, стимулирующими миграцию капитала, развитие экспортного производства, предпринимательства, НИОКР и пр. (льготы и скидки на личные доходы налогоплательщиков; – система ускоренной амортизации; – инвестиционный налоговый кредит; – льготы по отдельным отраслям и компаниям; –скидки на прибыль малого бизнеса и убыточных предприятий; – вычеты из налоговой базы расходов по НИОКР, льготы при обложении доходов от прироста капитала; – льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции; льготы предприятиям, создающим рабочие места; – льготы иностранным инвесторам в "оффшорных зонах", налоговых гаванях и пр.); в) методы, связанные с гармонизацией и унификацией национальных налоговых систем (согласование налоговых законодательств, унификация ставок по ведущим видам налогов, структур налогообложения, механизмов изъятия налогов, состава налогооблагаемых доходов и пр.). Ко второй группе относятся следующие формы и методы бюджетного регулирования: – финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону. Методы регулирования: прямое финансирование; – предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций; – выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе. Используются следующие методы регулирования: – принятие единого для всех территорий республики норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; – предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов; – финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы; – перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы. Этой форме бюджетного регулирования соответствуют следующие методы: передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой; передача трансфертов в качестве дополнительного источника финансирования; – регулирование погашения государственного долга предусматривает выплату долгов и уплату процентов по ним; – участие в формировании доходов международных организаций, метод регулирования - уплата взносов в соответствии с международными договорами. Кроме того, целесообразно классифицировать формы и методы бюджетного регулирования в соответствии с задачами, на решение которых они направлены. В данном случае важно обеспечить разнообразие в сочетании форм и методов первой и второй групп с целью расширения спектра их действия для достижения цели. В частности: – для регулирования народнохозяйственных и отраслевых пропорций могут быть использованы следующие формы и методы: изъятие части доходов экономических агентов, предоставление им льгот по налогам, приоритетное финансирование, субсидирование, дотирование. Регулирование доходов населения и уровня жизни может осуществляться следующими методами: – перераспределением доходов путем изъятия налогов; – предоставлением налоговых льгот; выдачей субсидий, трансфертов; –для обеспечения социальных гарантий используется предоставление льгот на товары и услуги, целевое субсидирование; –выравнивание уровня социально-экономического развития регионов достигается перераспределением доходов и расходов между бюджетами территорий путем применения методов, соответствующих этим формам бюджетного регулирования; –для предупреждения и ликвидации последствий нежелательных событий, предупреждения диспропорций в развитии экономики, предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий используются формы регулирования: – резервирование средств бюджета и финансирование соответствующих мероприятий; – регулирование сальдо бюджета осуществляется посредством сокращения расходов, увеличения доходов, привлечения кредитов, займов. Таким образом, практическая реализация бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике. При этом бюджетная политика позволяет реализовать основные функции государственной власти, а налоговая обеспечивает правительство финансовыми ресурсами. Поэтому налоговая и бюджетная политика должна рассматриваться во взаимодействии, исходя из того, что снижение налогового бремени и сокращение доходов бюджета связано с сокращением бюджетных расходов. В современных условиях роль бюджета неизмеримо возросла. Он выступает гибким инструментом экономического воздействия государства на ход воспроизводственного процесса. Его значимость в регулировании общественных процессов усиливалась одновременно с развитием белорусского государства.