Тема 2. Роль бюджета в регулировании социально-экономических процессов

1. Развитие научных взглядов на роль государственного бюджета.

2. Роль бюджета в выполнении планов социально-экономического развития государства.

3. Бюджетный механизм регулирования воспроизводственных процессов.

1. Развитие научных взглядов на роль государственного бюджета.

Развитие государства и усложнение выполняемых им функций в ряде развитых стран сопровождалось беспрецедентным ростом расходов их бюджетов. Это явление еще в XIX в. было обосновано немецким экономистом А. Вагнером, который обратил внимание на то, что темпы роста государственных расходов в странах Западной Европы опережают темпы роста промышленного производства.

А. Вагнер одним из первых попытался объяснить увеличение государственных расходов на основе сформулированного им закона возрастающей государственной активности (закон Вагнера) в странах, где развивается промышленность, государственные расходы должны расти быстрее, чем объемы производства и национальные доходы.

Это положение ученый аргументировал следующим образом:

во-первых, в связи с развитием экономики и углубляющимся разделением труда усложняются экономические отношения в обществе; для того чтобы обеспечивать эффективность и действенность экономики, а также поддерживать правопорядок, государству требуется больше средств на содержание правоохранительных органов, полиции, оказание юридических услуг;

во-вторых, новые технологии вызывают потребность в больших количествах капитала для развития производства, и обеспечить эту потребность могут только акционерные компании либо государственные корпорации;

в-третьих, возрастает государственная активность в таких сферах, как здравоохранение и образование, где выгоды от предоставляемых услуг не восприимчивы к экономической оценке.

Таким образом, бюджет не только не утратил своей роли, но и широко использовался государством в системе государственного регулирования благодаря активизации функций бюджета, которые выступают формой проявления его общественного назначения .

В советской экономической литературе доперестроечного периода отсутствует всесторонняя оценка значения госбюджета. Это можно объяснять тем, что рядом ведущих ученых бюджетные отношения (и финансы в целом) определялись как надстроечные, а не базисные. Такой подход исключал бюджет из регулирования и управления воспроизводственным процессом.

Долгое время государственный бюджет рассматривался лишь с точки зрения централизованного денежного фонда, основного финансового плана государства, т.е. с позиции его «внешних проявлений». По существу бюджет отождествлялся с народнохозяйственным планом, основное назначение которого усматривалось в централизации части финансовых ресурсов для последующего распределения на общегосударственные нужды.

Развитие рыночных отношений заставило взглянуть на бюджет как на инструмент государственного регулирования. В условиях формирования рынка производственные отношения, основанные на полной экономической независимости и самостоятельности хозяйствующих субъектов, создают условия для свободного движения товаров и капиталов. Рыночные отношения приводят к стихийному образованию натуральных и стоимостных пропорций, в том числе нежелательных, которые не содействуют экономическому росту. Поэтому государство пытается воздействовать экономическими методами на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые социальные последствия стихийных рыночных сил.

Активизация бюджета в реалиях переходной экономики способствовала оживлению всей системы бюджетных отношений. С их помощью государство осуществляло перераспределение валового продукта, меняло структуру общественного производства, влияло на экономические преобразования и социальные реформы, создавало условия для осуществления контроля и воздействия на все экономические процессы.

2. Роль бюджета в выполнении планов социально-экономического развития государства.

Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных, общеэкономических, народно – хозяйственных, региональных пропорций.

Государственный бюджет аккумулирует и перераспределяет почти половину, иногда и больше, национального дохода, около 2/3 всех денежных средств государства, что дает возможность правительству реализовать свою экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому намечаемые программы экономического развития, выполнение функций государства, во многом зависят от объема бюджета, его структуры, содержания доходов и расходов.

С помощью бюджета государство пытается воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы.

Усиление роли и практическое использование бюджета в системе государственного регулирования экономических и социальных процессов обеспечивается его специфическими свойствами:

– обезличенность доходов государственного бюджета, что создает возможность маневрирования бюджетными средствами;

– влияние бюджета на национальную экономику через систему государственных доходов и расходов;

– обеспеченность расходов бюджета финансовыми ресурсами, максимальная их централизация и своевременное финансирование предусмотренных мероприятий через систему казначейства;

– осуществление государственного контроля за деятельностью экономических агентов в процессе исполнения бюджета;

– формирование бюджетов по территориальному принципу, позволяющее проводить общую бюджетную политику в отдельных регионах, а также выравнивать уровни их социально-экономического развития;

– возможность оперативной корректировки показателей бюджета по доходам и расходам при изменении макроэкономических показателей, направлений бюджетной политики и других факторов..

Перечисленные свойства бюджета обеспечивают ему преимущества и приоритетное использование в качестве основного инструмента государственного регулирования.

3. Бюджетный механизм регулирования воспроизводственных процессов.

На этапе формирования рыночных отношений значительно расширился спектр общественных процессов, попадающих в сферу регулирования посредством бюджетного механизма.

Бюджетные методы регулирования воспроизводственных процессов гораздо легче, чем другие экономические методы, поддаются корректированию со стороны государственных органов, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и потому могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

Существуют следующие уровни бюджетного регулирования:

–общегосударственный – на нем устанавливаются макроэкономические пропорции в развитии общественного воспроизводства в рамках государства;

– межтерриториальный – регулируется уровень развития территорий;

– межбюджетный – обеспечивается распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

– межгосударственный– регулируется степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.

В зависимости от обслуживаемой сферы бюджетных отношений их делят на две группы:

1) связанные с формированием доходов бюджета;

2) связанные с обслуживанием выполнения расходной части бюджета.

В соответствии с задачами, на решение которых направлены формы и методы бюджетного регулирования, и для обеспечения разнообразия в сочетании форм и методов первой и второй групп, позволяющего расширить спектр их действия, предлагается следующая классификация.

Наши рекомендации