История развития кредитно-денежной системы СССР

5. 2.1. Кредитно-денежная система СССР в начале 20-х гг. XXв. (дореформенный период)

Первым шагом в создании послереволюционной кредитно-денежной системы стала национализация в декабре 1917 г. ча­стных коммерческих банков и банкирских контор и их объединение с Государственным банком Российской Империи в единый Народный банк РСФСР. Ликвидации подлежали ипотечные банки как не соответствовавшие новым земельным отношениям, а также мелкие кредитные учреждения, поскольку по объему и характеру деятельности не могли быть использо­ваны в новых условиях. Кредитной кооперации, напротив, ока­зывалась большая финансовая поддержка. Исключение состав­лял обслуживавший кредитную кооперацию Московский народный (кооперативный) банк, который вдекабре 1918 г. был национализирован, а его правление преобразовано в Коопера­тивный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР. Национализация банков стала исходным пунктом со­здания социалистической кредитной системы.

Несмотря на эти преобразования, страна испытывала ост­рый дефицит в финансовых средствах. Денежная система была парализована в результате изъятия из обращения значительной части денежной массы зажиточным крестьянством, националь­ной и иностранной буржуазией. На состоянии денежного об­ращения отрицательно сказалась и экономическая диверсия германских властей на территории западных губерний, окку­пированных после заключения Брестского мира. При посред­ничестве Германского Имперского банка для этих территорий были выпущены специальные бумажные деньги — "ост-руб­ли", которые использовались немецкой буржуазией для скуп­ки не только продуктов и сырья, но и русских денежных зна­ков, особенно "царских" денег, имевших хождение на всей территории России.

В целях стабилизации ситуации начали разрабатываться раз­личные подходы к проведению денежной реформы. Суть ре­формы заключалась во введении новых денег, обмениваемых на старые на основе декларации. Предполагалось провести об­мен старых руб. на новые в соотношении 1 : I в определенных пределах. Однако в 1918 г. денежная реформа так и не была ре­ализована, поскольку изготовление новых денежных знаков, заготовка специальной бумаги и печатание требовали больших затрат финансовых средств и времени, которых не было. Ис­чезла возможность установления золотого обеспечения рубля, поскольку в конце лета 1918 г. страна лишилась основной ча­сти своего золотого запаса, захваченного чехословацким кор­пусом в Казани. Ситуация осложнялась также тем, что в годы гражданской войны и иностранной интервенции на террито­рии, находившейся в зоне военных действий, возникли мно­гочисленные самостоятельные эмиссионные центры. Бумаж­ные деньги выпускались буржуазно-националистическими правительствами, местными органами буржуазных властей, от­делениями банков, частными фирмами и др. В результате де­нежные суррогаты эмитировались более чем в 100 городах. Бе­логвардейцы и интервенты аннулировали советские денежные знаки на захваченной ими территории, что отрицательно ска­зывалось на состоянии денежного обращения в прифронтовых районах. Опасаясь аннулирования советских денег белогвар­дейцами, а белогвардейских денег — Советской властью, насе­ление стремилось избавиться как от тех, так и от других, обра­щая их в реальные ценности, вследствие чего значительно повысилась скорость оборота бумажных денег.

Начавшаяся гражданская война сопровождалась резким уве­личением расходов на оборону. Единственным источником фи­нансирования этих расходов являлась инфляционная эмиссия денег. В результате в 1918 г. рост денежной массы составил 6,8%, в 1919 г. — 11,4%, в 1920 г. — 14,7%. Одновременно стали быст­ро расти цены (соответственно на 18,9%, 25,1% и 17,6%). Усиление инфляционных процессов сначала деформировало, а затем разрушило денежную систему.

Стремление избежать потерь, вызванных обесценением бу­мажных денег как на советской, так и на оккупированной тер­ритории, привело к развитию безденежного (натурального) об­мена продуктами на рынке. Натуральный продуктообмен стал господствующим и в масштабах всего государства.

В 1920 г. был издан ряд декретов, которые отменяли денеж­ные расчеты внутри государственного сектора за топливо, сырье, готовые промышленные изделия, грузовые перевозки, пользование услугами почты, телеграфа, телефона и радио. Все без исключения денежные поступления предприятий за реализованную продукцию и доходы по другим статьям стали передаваться в казну, а все расходы — финансироваться из госбюджета. В результате отпала необходимость в банковском кредите. Одновременно было прекращено кредитование пред­приятий, поскольку у них отсутствовали средства для погашения кредитов. Кроме того, Народный банк РСФСР перестал выполнять функцию расчетного центра для предприятий обоб­ществленного сектора. Все это обусловило нецелесообразность дальнейшего существования Народного банка РСФСР, кото­рый был упразднен в январе 1920 г. Его отделения были реорга­низованы в подотделы губернских и уездных финансовых от­делов. Сохранившиеся отдельные операции (международные р;н Iы, регулирование выпуска в обращение денежных зна­ков, взыскание долгов, принятых на баланс бывшего Народ­ного банка РСФСР, кредитование промышленной кооперации и прием вкладов от населения) были переданы специально со­зданному Центральному бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.

Так в стране сложилась классическая система безденежно­го производства и прямого, директивного распределения про­довольственной промышленной продукции по карточкам. Бы­ла отменена оплата целого ряда государственных услуг, оказываемых населению (медицинское обслуживание, проезд в городском транспорте и все виды коммунальных услуг для лиц, проживающих в государственных домах).

В сложивши я условиях в роли денежного эквивалента при обмене стали использоваться коробки спичек, бутылки керо­сина, фунты соли, куски мыла и др.

В августе 1921 г. был начат переход на так называемую но­вую экономическую политику (НЭП), направленную на раз­витие государственного и кооперативного товарообмена и де­нежной формы товарообмена.

Восстановление и развитие товарно-денежных отношений сопровождалось сложным и длительным процессом денатура­лизации хозяйственных связей и оплаты труда. Поэтапно свер­тывалось бесплатное снабжение населения продовольственны­ми продуктами и промышленными товарами первой необхо­димости. Денатурализация товарообмена потребовала восста­новления кредитной системы, и прежде всего центрального банка. В октябре 1921 г. был учрежден Государственный банк РСФСР (Госбанк) и целый ряд кредитных институтов (см. раз­дел 5.2.3.).

Денежная эмиссия в анализируемый период в основном но­сила централизованный характер. Однако поскольку вследствие нерегулярной работы транспорта возникали технические труд­ности в обеспечении отдаленных мест денежными знаками, правительство санкционировало временный выпуск денежных знаков в Средней Азии, на Урале, в Сибири и в Архангельской области.

В 1920 - 1921 гг. в Закавказье и Средней Азии возникли са­мостоятельные эмиссионные центры. Грузинская, Азербайд­жанская, Армянская, Бухарская и Хорезмская республики, не входившие еще всостав СССР, имели самостоятельные денеж­ные системы, хотя на их территориях денежные знаки РСФСР имели законную платежную силу. Существование параллель­ных эмиссионных центров ухудшало состояние денежного об­ращения, усиливало обесценение денег.

В условиях некоторого оживления торговли в 1921 г. в роли всеобщего платежного средства помимо промышленных и про­довольственных товаров выступали золотые деньги дореволю­ционной чеканки, официально изъятые из обращения еще в годы первой мировой войны (так называемые царские день­ги). Они возвратились в хозяйственный оборот сначала в За­кавказье, портовых городах, на Украине, Дальнем Востоке, а затем и в центральных губерниях.

Проникновение в оборот золотых монет царской чеканки создало угрозу вытеснения из обращения советских денежных знаков (совзнаков). Чтобы устранить возможность стихийного перехода к нерегулируемому государством металлическому об-ращению, необходимо было стабилизировать рубль, т.е. провести денежную реформу, не дожидаясь наличия всех усло­вий для полного оздоровления денежного обращения.

5. . 2. Денежная реформа 1535-1538 гг. (реформа Елены Глинской)

Становление общерусской денежной системы и денежного обращения стало возможным после присоединения в XV — XVI вв. к Москве других русских княжеств. Важную роль в фор­мировании денежного обращения сыграла денежная реформа 1535 - 1538 гг., необходимость, в проведении которой была обус­ловлена наводнением денежного обращения неполноценны­ми монетами — поддельными и резаными. Суть реформы за­ключалась в изъятии из денежного обращения неполноценных денег, упорядочении и весового содержания рубля и введении де­сятичной системы денежного счета. В результате проведенной реформы 1 рубль стал приравниваться к 10 гривнам, 1 гривна — к 10 новгородцам (копейкам). Денежная реформа осуществля­лась постепенно и осторожно, некоторое время старые монеты обращались параллельно с новыми.

Итогом реформы явились преодоление кризисных явлений в денежной сфере и приостановка порчи монет, широко прак­тиковавшиеся ранее. Новые монеты стандартного веса, высо­кой пробы серебра, единообразного оформления заняли гос­подствующее положение в денежном обращении страны. Реформа юридически закрепила общерусскую денежную систе­му, хотя помимо рублей и новгородок в обращении все еще на­ходился появившийся во время татаро-монгольского нашест­вия алтын (1 рубль = 33 алтына + 1 новгородка).

В ходе реформы Московским монетным двором закре­пилась роль лидера в области чеканки монет, хотя в других го­родах монетные дворы продолжали существовать и работать относительно независимо. Централизованное регулирование денежного обращение в те годы было практически невозмож­ным из-за раздробленности и традиционной обособленности княжеств.

5. .1 8. Переход на систему золотого стандарта

Развитие промышленного капитализма во второй полови­не XIX в. обусловило необходимость принятия срочных мер в области стабилизации денежного обращения, что было возмож­но лишь посредством проведения денежной реформы. В ходе подготовки к реформе в целях создания условий для перехода на систему золотого стандарта были предприняты шаги по уменьшению дефицита государственного бюджета и накопле­нию золотого запаса в Государственном банке. В соответствии с этим для повышения доходной бюджетной базы были значи­тельно увеличены косвенные налоги на предметы массового по­требления, привлечены иностранные займы.

Реформа Витте*,названная по имени ее автора и прове­денная в несколько этапов в 1895 - 1897 гг., предусматривала введение 100-процентного обеспечения золотом основной мас­сы выпущенных в обращение банкнот и их свободный размен на золото. В 1895 г. были разрешены сделки с золотом: 5-руб­левая золотая монета (полуимпериал) оценивалась в 7 руб. 50 коп., а 10-рублевая (империал) — в 15 руб., т.е. рубль был фак­тически девальвирован на 1/3.

Государственной российской денежной единицей стал зо­лотой рубль с содержанием золота в 17,424 доли. Одновремен­но был введен свободный размен на золото кредитных билетов, выпускавшихся в обращение наряду с банкнотами. В объеме, не превышающем 600 млн. руб., кредитные билеты обеспечи­вались золотом не менее чем на 50%, а сверх этой суммы — на 100%. Исключительное право эмиссии и банкнот, и кредитных билетов было предоставлено Госбанку.

Реформа Витте имела весьма прогрессивное значение: с пе­реходом к золотому стандарту в России была создана довольно устойчивая денежная система, способствовавшая развитию промышленности и торговли.

Вместе с тем требование 100-процентного золотого покры­тия выпуска кредитных билетов ограничивало эмиссионную де­ятельность Госбанка, что делало денежную систему неэластич­ной.

5. 1. 5. Переход к бумажно - денежному обращению С 1769 г. в

России начался выпуск бумажных денег (ассиг­наций). Главными причинами перехода на бумажные деньги явились война с Турцией и необходимость опосредования тор­гового оборота более удобными по сравнению с громоздкими медными и серебряными деньгами средствами обращения.

В целях выпуска государственных ассигнаций в Москве и Санкт-Петербурге были созданы 2 банка, осуществлявшие эмиссию и размен ассигнаций. Первый выпуск ассигнаций на сумму 1 млн. руб. был обеспечен медной монетой, находившей­ся в распоряжении ассигнационных банков. Ассигнации вы­пускались достоинством в 100, 75, 50 и 25 руб.

В 1786 г. оба банка были преобразованы в единый Государ­ственный ассигнационный банк, который в целях предохра­нения от подделки ассигнаций стал выпускать новые, услож­ненные ассигнации. В обращение поступили ассигнации достоинством в 5 и 10 руб.

Первоначально ассигнации разменивались на серебряные и медные монеты, затем размен был прекращен. Для обеспече­ния выпуска бумажных ассигнаций в 1770 — 1771 гг. была сде­лана попытка чеканки монет рублевого достоинства из меди весом в 1 кг, однако их выпуск ограничился несколькими проб­ными экземплярами.

Постоянное увеличение эмиссии ассигнаций обусловило их резкое обесценение. В результате к 1796 г. рубль в ассигнациях стал эквивалентен 68 коп. серебра. В дальнейшем выпуск ассиг­наций был связан с ростом расходов на военные цели и на под­держание дворянского земледелия. К началу XIX в. стоимость ассигнационного рубля составляла 1/4 стоимости серебряного. Правительство пыталось путем установления принудительного курса укрепить ассигнационный рубль, однако повыситьего уро­вень не удалось. Население отказывалось использовать ассиг­нации, предпочитая звонкую монету. В 1839 г. была проведена девальвация ассигнаций, а серебряный рубль объявлен основ­ной денежной единицей и приравнен к 3 руб. 50 коп. ассигна­ций. С I 843 г. начался обмен ассигнаций на государственные кре­дитные билеты, которые свободно разменивались на серебро и обеспечивались металлическим запасом казначейства.

Наши рекомендации