Характеристика современной кредитно-денежной системы РФ.

Кредит в условиях перехода России к рынку представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Различают 2 понятия кредитной системы:

1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма);

2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные ср-ва и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма). В первом аспекте кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную Систему во втором (институциональном) понимании. Ведущим звеном инст. структуры кредитной системы являются банки. Кредитная система более широкое и емкое понятие, чем банковская система. Банк- коммерч. учреждение, которое привлекает ден. средства юр. и физ. лиц и от своего имени размещает их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции. В России практически сформировалась двухуровневая банковская система: 1-ЦБР, 2 уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учрежд., осуществляющие отдельные банковские операции. ЦБР является главным банком государства, он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР - экономически самостоятельное учрежд., он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными задачами ЦБР являются:

регулирование ден. обращения, обеспечение устойчивости рубля, проведение единой ден.кред. политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков. банков, надзор за деятельностью коммерч. б. и других кр. учрежд. осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. ЦБР осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики гос-ва путем установления норм обязательного резервирования коммерческими банками своих привлеченных ресурсов, уровня Учетных ставок по кредитам коммерч. банкам, доведения до них экономических нормативов, проведение операций с ц/б. ЦБР осуществляет рефинансирование коммерч. б., предоставляя им краткосрочные кредиты и выступая кредитором последней инстанции. Второй Уровень банковской системы - широкая сеть коммерч. б, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание, специальные банки (ипотечные - кредитующие под залог недвижимости, земельные - под залог земельных уч-ков.

Финансы

Финансы — это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач.

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).

Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

13. Местный бюджет – это третий уровень бюджетной системы РФ. Местный бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово—бюджетными правами.

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется развитие отраслей производственной сферы.

Местные бюджеты выполняют следующие функции:

1)формируют денежные фонды, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; 2) распределяют и используют эти фонды между отраслями хозяйства;

3) контролируют финансово—хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти.

Местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач имеют большое значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

1) местные налоги и сборы:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на рекламу;

г) налог на наследство или дарение;

д) местные лицензионные сборы;

2) доходы от приватизации, в том числе:

а) доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

б) доходы от продажи земли;

в) доходы от продажи квартир гражданам;

3) средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

В главные регулирующие доходы местных бюджетов входят отчисления: 1) от налога на добавленную стоимость; 2) от акцизов; 3) от налога на прибыль предприятий; 4) от подоходного налога с физических лиц.

Основным направлением использования средств местных бюджетов является покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением человека.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовыхсмет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

•Федеральный бюджет

•бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

•бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

14. Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение уровня цен на товары и услуги

Формы проявления инфляции:

- общее повышение товарных цен и понижение курса национальной валюты;

- дефицитность экономики и снижение качества товаров (при планово – распределительной экономике);

- приобретение продукции низкого качества и в меньшем количестве за прежние суммы – подавленная (скрытая) инфляция;

Виды инфляции:

1.Инфляция спроса - «разбухание» денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при дном уровне цен в условиях недостаточно эластичного производства (не способного быстро реагировать на потребности рынка). Совокупный спрос, превышающий производственные возможности экономики, вызывает повышение цен.

2.Инфляция издержек – рост цен на товары и услуги под воздействием нарастающих издержек производства, прежде всего увеличения затрат на заработную плату.

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в:

•перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;

•обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;

•постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;

•неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;

•искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;

•закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;

•сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;

•обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;

•возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;

•активном развитии теневой экономики, в ее «уходе» от налогообложения;

•снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

•социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.

15. Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции.

Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень — достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. К косвенным методам относятся: регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком; регулирование ссудного и учетного процесса

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя: прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым — денежной массы; государственное регулирование цен; государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы; государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Наши рекомендации