Понятие, цели, задачи и функции коммерческих банков

Понятие, цели, задачи и функции коммерческих банков

С экономической точки зрения банк можно определить как предприятие или денежно-кредитный институт, осуществляющий выполнение депозитных, кредитных, расчетно-кассовых и других банковских операций на систематической основе.

Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» понятие банка трактует следующим образом: банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие бан­ковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Цели деятельности коммерческих банков

Уяснение целей коммерческого банка позволяет понять назначение основных направлений его деятельности и в конечном счета правильно расставлять акценты при возникновении спорных стратегических вопросов.

Поскольку коммерческие банки являются звеном рыночной экономики, то основная цель их деятельности – получение прибыли и ее максимизация.

Однако, преследуя эту цель, банки должны одновременно обеспечивать свою надежность и ликвид­ность. Под надежностью банка понимается безусловная сохранность и возврат вверенных средств клиентов. Ликвидность банка - это такое фи­нансовое положение, при котором банк способен своевременно рассчитываться по своим обязательствам (возвратить привлеченные и заемные средства с учетом процентов по ним).

Задачи коммерческого банка

1. Трансформация размеров ссуженной стоимости.

2. Трансформация сроков ссуженной стоимости.

3. Трансформация рисков.

Сущность коммерческого банка раскрывается в его функциях. Функции выражают (в отличие от операций) взаимодействие банка как целого с внешней средой и внутри элементов его структуры.

Коммерческие банки выполняют пять функций.

1. Посредническая – распадается на три подфункции:

а) посредничество в кредите.

б) посредничество в платежах.

в) посредничество в операциях с ценными бумагами.

2. Мобилизация денежных доходов и сбережений и превращение их в капитал, стимулирование накоплений в хозяйстве.

3. Создание кредитных орудий обращения (банкнот и чеков), замещающих металлические деньги..

4. Регулирующая – реализуется двояко. Во-первых, коммерческие банки регулируют денежный оборот посредством аккумуляции временно свободных денежных средств клиентов, их кредитования, а также осуществления расчетных и кассовых операций в хозяйстве. Во-вторых, воздействуя на банковскую систему, государство может добиваться значительных изменений в экономике страны в целом.

Кредитная политика банка

Кредитная политика коммерческого банка – это комплекс мероприятий банка, цель которых – повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска. При формировании кредитной политики банк должен учитывать ряд объективных и субъективных факторов.

Таблица 1 – Факторы, определяющие кредитную политику банка

Макроэкономические Общее состояние экономики страны Денежно-кредитная политика Банка России Финансовая политика Правительства России
Региональные и отраслевые Состояние экономики в регионах и отраслях, обслуживаемых банком Состав клиентов, их потребность в кредите Наличие банков-конкурентов
Внутрибанковские Величина собственных средств (капитала) банка Структура пассивов Способность и опыт персонала

Фактический состав кредитного портфеля банка должен отражать его кредитную политику. Описание кредитной политики банка должно включать следующие элементы:

1. Цель, исходя из которой формируется кредитный портфель (т.е. указание признаков хорошего кредитного портфеля: видов кредитов, сроков их погашения, размеров и качества кредитов).

2. Описание полномочий в области выдачи кредитов, которыми наделен каждый конкретный кредитный инспектор и кредитный комитет (максимальная сумма и вид кредита, который может быть одобрен конкретным сотрудником, и необходимые подписи).

3. Обязанности по передаче прав и предоставлению информации в рамках кредитного управления.

4. Практика ходатайства, проверки, оценки и принятия решений по кредитным заявкам клиентов.

5. Необходимая документация, прилагаемая к каждой кредитной заявке, а также документация, которая должна храниться в кредитном деле (финансовая отчетность, договоры гарантии и залога и т.д.).

6. Права сотрудников банка с детальным указанием того, кто отвечает за хранение и проверку кредитных дел.

7. Основные правила приема, оценки и реализации кредитного обеспечения.

8. Описание политики и практики установления процентных ставок и комиссий по кредитам, условий погашения кредитов.

9. Описание стандартов качества, применяемых ко всем кредитам.

10. Указание максимального размера кредитных вложений (то есть максимально допустимого уровня соотношения кредитных вложений и совокупных вложений).

11. Описание обслуживаемого банком региона, куда должна осуществляться основная часть кредитных вложений.

12. Описание практики выявления, анализа и решения ситуаций, связанных с проблемными кредитами.

Таким образом, практически кредитная политика банка определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими.

Понятие, цели, задачи и функции коммерческих банков

С экономической точки зрения банк можно определить как предприятие или денежно-кредитный институт, осуществляющий выполнение депозитных, кредитных, расчетно-кассовых и других банковских операций на систематической основе.

Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» понятие банка трактует следующим образом: банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие бан­ковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Цели деятельности коммерческих банков

Уяснение целей коммерческого банка позволяет понять назначение основных направлений его деятельности и в конечном счета правильно расставлять акценты при возникновении спорных стратегических вопросов.

Поскольку коммерческие банки являются звеном рыночной экономики, то основная цель их деятельности – получение прибыли и ее максимизация.

Однако, преследуя эту цель, банки должны одновременно обеспечивать свою надежность и ликвид­ность. Под надежностью банка понимается безусловная сохранность и возврат вверенных средств клиентов. Ликвидность банка - это такое фи­нансовое положение, при котором банк способен своевременно рассчитываться по своим обязательствам (возвратить привлеченные и заемные средства с учетом процентов по ним).

Задачи коммерческого банка

1. Трансформация размеров ссуженной стоимости.

2. Трансформация сроков ссуженной стоимости.

3. Трансформация рисков.

Сущность коммерческого банка раскрывается в его функциях. Функции выражают (в отличие от операций) взаимодействие банка как целого с внешней средой и внутри элементов его структуры.

Коммерческие банки выполняют пять функций.

1. Посредническая – распадается на три подфункции:

а) посредничество в кредите.

б) посредничество в платежах.

в) посредничество в операциях с ценными бумагами.

2. Мобилизация денежных доходов и сбережений и превращение их в капитал, стимулирование накоплений в хозяйстве.

3. Создание кредитных орудий обращения (банкнот и чеков), замещающих металлические деньги..

4. Регулирующая – реализуется двояко. Во-первых, коммерческие банки регулируют денежный оборот посредством аккумуляции временно свободных денежных средств клиентов, их кредитования, а также осуществления расчетных и кассовых операций в хозяйстве. Во-вторых, воздействуя на банковскую систему, государство может добиваться значительных изменений в экономике страны в целом.

Наши рекомендации