Доходы бюджета как экономическая категория.

Государственный бюджет страны, представляя собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, состоит из доходной и расходной части.

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

Классификация доходов бюджета.

Многообразие видов и групп доходов бюджетов предполагает их классификацию по различным критериям:

1. По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на:

• Доходы от юридических лиц различной формы собственности;

• Доходы от государственных угодий и имущества;

• Доходы от государственной предпринимательской и внешнеэкономической деятельности;

2. В зависимости от права собственности доходы бюджетов классифицируются на:

собственные - закрепленные в установленном порядке за бюджетом каждого уровня источники доходов, отчисления, полученные в бюджеты по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно правительственными органами государственной власти или органами местного самоуправления;

заемные, которые используются для привлечения дополнительных средств в бюджет при недостаточности собственных источников. К ним относятся ссуды, полученные органами власти из других бюджетов; выпущенные государственные или местные займы на инвестиционные цели; полученные банковские кредиты.

3. В зависимости от степени обязательности бюджетные доходы подразделяются на:

налоговые - предусмотренные законодательством налоги всех уровней, а также пени и штрафы за нарушение налогового законодательства;

неналоговые - доходы от использования государственного и муниципального имущества, от платных услуг, оказываемых государственными, муниципальными органами и бюджетными учреждениями; средства, получаемые вследствие применения мер финансовой, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации и компенсации, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней и иные неналоговые доходы.

Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер.

Налоговые доходы поступают в соответствии с уровнями бюджетной системы: федеральный, региональный и местный.

К федеральным налогам и сборам относят: НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, государственная пошлина, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Крегиональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам относят: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

4. В зависимости от государственного устройства страны различают:

• доходы центрального (государственного) бюджета;

• доходы местных бюджетов;

• доходы бюджетов членов федерации (в федеративном (союзном) государстве).

Доходная часть местных бюджетов формируется не только за счет закрепленных за ними местных налогов, но и предоставленной части федеральных налогов и части налогов субъектов Федерации. Что касается доходной части бюджетов субъектов Федерации, то она складывается за счет закрепленных за ними региональных налогов и предоставляемой части федеральных налогов. В отличие от региональных и местных налогов федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории страны.

Закрепление доходов бюджета:

В практике российской бюджетной деятельности закрепление доходов осуществляется различными методами.

Доходы за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами могут закрепляться в полном объеме или в части. Так, все виды неналоговых доходов без каких-либо изъятий зачисляются в бюджеты субъектов Федерации. Частичное закрепление доходов бюджета осуществляется методом квотирования ставок или методом присоединения ставок. Суть первого из них в том, что доход в определенной процентной доле остается в распоряжении того субъекта РФ или муниципального образования, на территории которого он получен. Второй метод заключается в наличии у субъектов Федерации бюджетной компенсации относительно введения надбавок к федеральным налогам, размеры которых (надбавок) ограничены законодательством. Так, например, распределение налога на прибыль предприятий осуществляется методом присоединения ставок: федеральным законодательством устанавливается максимальная ставка взимания и фиксированная ставка его зачисления в федеральный бюджет. В оставшихся пределах налог закрепляется за бюджетами субъектов Федерации.

В настоящее время неналоговые доходы,определяемые Бюджетным кодексом РФ (ст. 41—47, 51, 57, 62), включают:

(1) доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности, после уп­латы налогов и сборов;

(2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреж­дениями, находящимися в ведении соответствующих феде­ральных органов исполнительной власти, органов исполни­тельной власти субъектов РФ, органов местного самоуправ­ления, после уплаты налогов и сборов;

(3) средства, полученные в результате применения мер граж­данско-правовой, административной и уголовной ответст­венности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причи­ненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

(4) доходы от продажи государственного и муниципального ак­тивов;

(5) иные неналоговые доходы.

Между налогами и неналоговыми платежами много общих черт, основные из них:

• установление законодательным порядком размеров и условий взимания;

• обязательность уплаты;

• принудительный характер изъятия;

• связь их с бюджетом или внебюджетными фондами;

• безэквивалентность платежа.

Однако действующее налоговое законодательство не позволяет

их отождествлять. Финансовое право четко выделяет налоговые и неналоговые платежи в зависимости от формы платежей и методов их взимания.

Порядок установления неналоговых поступлений, их исчисле­ние и взимание отличаются от налоговых:

(1) для некоторых из них не установлены элементы (ставки, льготы, сроки оплаты и пр.);

(2) размер отдельных неналоговых доходов регулируется не БК РФ и НК РФ, а специальными нормативными документами. К примеру, санкции определяются ГК РФ и УК РФ;

(3) целый ряд неналоговых платежей не носят обязательного и регулярного характера. Например, средства от продажи имущества, находящегося в государственной собственности.

Неналоговые доходы зачисляются преимущественно в соответ­ствующие бюджеты в полном объеме. Следовательно, налоговый платеж — это обязательный взнос, входящий в налоговую систему и устанавливаемый налоговым законодательством, а неналоговый платеж не включается в налоговую систему и регулируется не нало­говыми законами.

Неналоговые доходы каждого звена бюджетной системы раз­личны.

Неналоговые доходы федеральногобюджета. Они формируют­ся за счет:

(1) доходов от использования имущества, находящегося в госу­дарственной собственности. К ним относятся:

• арендная или иная плата за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование государственного имущества;

• проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кре­дитных учреждениях;

• средства, получаемые от передачи государственного имущест­ва под залог или в доверительное управление;

• плата за пользование бюджетными средствами, предоставлен­ными другим бюджетам, иностранными государствами или юридическими лицами на возвратной и платной основах;

• доля прибыли в уставных (складочных) капиталах хозяйст­венных товариществ и обществ или дивиденды по акциям, принадлежащим РФ;

• часть прибыли государственных унитарных предприятий, ос­тающаяся после уплаты налогов и других обязательных пла­тежей;

• доходы от продажи государственного имущества;

• другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования государственной собственности;

(2) доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учре­ждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти после уплаты налогов и сборов;

(3) части прибыли унитарных предприятий, созданных в РФ, остающейся после уплаты налоговых и иных обязательных платежей — в размерах, установленных Правительством РФ;

(4) лицензионных сборов на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и прочие лицензионные сборы — по нормативу 100%;

(5) таможенных пошлин и таможенных сборов (начиная с 1 ян­варя 2005 г.) — по нормативу 100%;

(6) платы за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, — по нормативу 100%;

(7) платы за пользование водными объектами — по нормативу 100%;

(8) платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям — по нормативу 100%;

(9) платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 20%;

(10)консульских сборов — по нормативу 100%;

(11)патентных пошлин — по нормативу 100%;

(12)платежей за предоставление информации о зарегистриро­ванных правах на недвижимое имущество и сделок с ним — по нормативу 100%;

(13)прибыли Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установ­ленным федеральными законами.

(14)доходов от внешнеэкономической деятельности.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ.Они формиру­ются за счет:

(1) доходов от использования имущества, находящегося в соб­ственности субъектов РФ. В состав этих доходов включены:

• аренда или иная плата за сдачу во временное владение или во временное пользование имущества, находящегося в собствен­ности субъектов РФ;

• проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кре­дитных учреждениях;

• средства от передачи имущества, находящегося в собственно­сти субъектов РФ, под залог или в доверительное управление;

• плата за пользование бюджетными средствами, предоставлен­ными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной или платной основах;

• доля прибыли в уставных (складочных) капиталах хозяйст­вующих товариществ или дивиденды по акциям, принадле­жащим субъектам РФ;

• часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, ос­тающаяся после уплаты налогов и сборов;

• доходы от продажи муниципальной собственности субъектов РФ;

• другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

(2) доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учре­ждениями, находящимися в ведении органов исполнитель­ной власти субъектов РФ после уплаты налогов и сборов;

(3) части прибыли унитарных предприятий, созданных субъек­тами РФ, остающейся после уплаты налога и иных обяза­тельных платежей в бюджет, — в размерах, установленных законами субъектов РФ;

(4) платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40%;

(5) платежей за пользование лесным фондом в части, превы­шающей минимальные ставки платы за древесину, отпус­каемую на корню, — по нормативу 100%;

(6) сборов за выдачу лицензии на осуществление видов дея­тельности, связанной с производством и оборотом этилово­го спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, — по нормативу 100%.

В бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Неналоговые доходы местных бюджетов.Они создаются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муни­ципальной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов ме­стного самоуправления, средств, полученных за нарушение граж­данского, административного, уголовного и другого законодатель­ства, а также доходы от продажи муниципальных активов. Кроме перечисленных видов неналоговых доходов, зачисляют: в бюджеты муниципальных районов

• плату за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40%;

• доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в го­сударственной собственности земельных участков до раз­граничения госсобственности на землю, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, — по нормативу 100%;

• сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкоголь­ной продукции, выдаваемых соответствующими органами местного самоуправления, — по нормативу 100%;

• часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, установленных правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления.

в бюджеты городских округов

• плату за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40%;

• доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в го­сударственной собственности земельных участков, располо­женных в границах городских округов и предназначенных для жилищного строительства, — по нормативу 100%;

• доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в го­сударственной собственности земельных участков до раз­граничения госсобственности на землю, расположенных в границах городских округов, — по нормативу 100%;

• часть прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в разме­рах, установленных правовыми актами муниципальных ор­ганов местного самоуправления.

в бюджеты поселений

• доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в гос­собственности земельных участков, расположенных в гра­ницах поселений и предназначенных для целей жилстрои­тельства, — по нормативу 100%;

• часть прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в разме­рах, установленных правовыми актами муниципальных ор­ганов местного самоуправления.

Эти уточнения в отношении бюджетов муниципальных рай­онов, городских округов, поселений начали действовать с 1 января 2006 г. Распределение и закрепление неналоговых доходов за уров­нями бюджетной системы устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Основные налоговые доходы федерального бюджета.В феде­ральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих фе­деральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специаль­ными налоговыми режимами:

- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100%;

- налога на добавленную стоимость — по нормативу 100%;

- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по норма­тиву 50%;

- акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключе­нием пищевого, — по нормативу 100%;

- акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50%;

- акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100%;

- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, ди­зельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюра­торных (инжекторных) двигателей — по нормативу 40%;

- акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по норма­тиву 100%;

- акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, — по нормативу 100%;

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100%;

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95%;

- налога на добычу полезных ископаемых (за исключением по­лезных ископаемых в виде углеводородного сырья и обще­распространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40%;

- сбора за пользование объектами водных биологических ре­сурсов (исключая внутренние водные объекты) — по норма­тиву 70%;

- сбора за пользование объектами водных биологических ре­сурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 100%;

- водного налога — по нормативу 100%;

- единого социального налога по ставке, установленной Нало­говым кодексом РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, — по нормативу 100%.

Наши рекомендации